Нефтегорск. Спасатели. Воспоминания

Нефтегорск заливают дожди…
Нефтегорск заметают метели…
Нефтегорск, если можешь, прости!
Мы тебя уберечь не сумели!

28 мая 1995 года, страшное землетрясение магнитудой 7,6 балла стерло с лица земли сахалинский поселок Нефтегорск. В одночасье под обломками 17 пятиэтажек оказались сотни людей. Разрушено было буквально все — жилые дома, школа, клуб, котельная, столовая, пекарня.

Для оказания помощи первыми отправились на место катастрофы сахалинцы из соседних районов — Охинского, Ногликского и Тымовского. Бригады медиков, пожарных, крановщиков и экскаваторщиков рванули к месту трагедии. Выехала помощь и из Южно-Сахалинска. От мощных толчков автомобильная дорога разломилась на многокилометровые трещины шириной в метр и более, поэтому подмога добиралась либо в объезд через Сабо, либо на вертолётах.

Одними из первых «иногородних», кто бросился на помощь поселку, были ХАБАРОВСКИЕ спасатели. В их числе — Анатолий Демский, Александр Королько, Павел Бабич, Леонтий Калюжный, Виктор Гапочкин. Заслуженный спасатель РФ Анатолий Демский из Хабаровска вспоминает те страшные дни.

Сигнал тревоги прозвучал около трех ночи, — вспоминает Анатолий Михайлович. Уже на рассвете первая группа с оборудованием вылетела из Хабаровска. Мы думали, что готовы ко всему — полгода назад работали на Курильском землетрясении. Но Нефтегорск... Вместо домов и улиц — груды руин и камней...

Это был ад на земле. Но страшнее всего становилось, когда наступала полная тишина. Именно в Нефтегорске родился «час тишины» — когда выключали всю технику и слушали, не донесется ли стон из-под завалов.

Работали круглосуточно, без сна и отдыха, — продолжает Анатолий Демский. Впервые столкнулись с тем, что собаки-поисковики не могут работать на завалах — режут лапы об острые обломки.

Случай с 10-летним мальчиком особенно запомнился спасателю. Просто чудо, что ребенок остался жив. Его нашли только через несколько суток. Его спасение — невероятное стечение обстоятельств. Диван сложился пополам, создав воздушную подушку. В нее то и попал мальчик. Когда он очнулся, начал кричать. Его голос как раз и услышали во время «часа тишины».

Еще одна история спасения — мужчина, которого нашли в чугунной ванной. Она стала для него чем-то наподобие защитного кокона. Были похожие случаи, но не так много. Постепенно группировка спасателей увеличивалась. Это позволило организовать посменную работу, которая все равно велась круглосуточно. В операции по разбору завалов принимали участие сотрудники МЧС, горноспасатели, авиалесоохрана и многие другие специалисты со всей России.

За 10 дней хабаровские спасатели извлекли из-под завалов 32 живых человека. Тогда они сделали все возможное, что было в их силах. Конечно, сейчас у них есть специальные приборы, экипировка, отработанные методики, но более 30 лет назад приходилось обходиться тем, что есть.

После землетрясения поселок больше напоминал бетонные руины. Любой постапокалиптический фильм не сравнится с той жуткой атмосферой, которая пронизывала каждый уголок Нефтегорска. Крики о помощи, плач, истошные просьбы достать людей из-под завалов не смолкали ни на секунду. Тогда никто и не мог подумать (даже предположить)*, что число жертв будет исчисляться тысячами… (2040!)*



Из воспоминания начальника Ангарского поисково-спасательного отряда Юрия Мухтарова. 28 мая в 10.30 утра меня вызвали в штаб, и председатель комиссии (проходили учения + комиссия из Москва)* сообщил, что на Сахалине произошло сильнейшее землетрясение. Сразу же 50 специалистов нашего полка были переброшены в Иркутск, в аэропорт, мы загрузили в транспортные Ил-76 снаряжение и легкую технику: брандсторы, компрессоры, гидравлический инструмент, кухню, радиостанцию и вылетели в Южно-Сахалинск. Там более легкой авиацией нас перебросили в Оху, а оттуда уже вертолетами в Нефтегорск. Инфраструктура посёлка была полностью разрушена — не было связи, не было пищи, не было медицинской помощи. Так что появление спасателей было своевременным.

Прилетели специалисты Центроспаса, подразделения с Сахалина, Дальнего Востока, ближневойсковые части. Но все же неразбериха продолжалась около суток: прибывали люди, техника, все нужно было распределить... Надо сказать, что как только нам выделили участок работы, мы развернули палаточный лагерь и принялись за дело. Мы прибыли в 12.00, а работать начали уже в 15.00. Поэтому самое главное, что мы начали делать, это спасать тех, кто уцелел. Работа велась круглые сутки. В первые дни живыми находили до 15—20 человек. На нашем объекте мы обнаружили 168 трупов и 20 человек достали из завалов живыми. Увы, не все выжили, некоторые потом скончались в больнице.

Местное население находилось в подавленном состоянии. Кто-то сидел на земле, кто-то плакал, кто-то тут же пил водку. Через несколько дней некоторые стали вести себя очень агрессивно — они заставляли спасателей подгонять технику к разрушенным домам своих родных, детей, матерей, братьев, умоляли, кричали, чтобы разбирали именно в этом месте. Несколько раз доходило до драк.

Надо признаться, что работа спасателя подходит отнюдь не каждому человеку: вытаскивать из завалов изуродованные тела погибших может далеко не каждый. Несколько человек так и не смогли переступить через себя. Один сказал: «Давайте, я вот здесь буду канаву рыть день и ночь, но только чтобы не видеть трупы!» А один из спасателей, наоборот, получил орден Мужества именно за свое хладнокровие — он совершенно спокойно выполнял свою работу.

Несколько местных помогали спасателям, не уходили с завалов ни днем, ни ночью, но другие вели довольно странно — они не дотрагивались до тел, даже если это были тела их близких родственников. Отговаривались какими-то табу, просили нас вытащить и похоронить тела.

Из-за перепада температур, тела стали быстро разлагаться. Местность приходилось обеззараживать дезраствором. К этому времени на место катастрофы доставили рефрижераторы, в которые складывали тела. Были сложности с опознанием — местные не могли в изуродованных лицах узнать земляков, не выдерживали нервы, про некоторых вообще говорили, что это не местные. Мы нашли в подъезде тела двух девочек, как оказалось, приезжих. (Неопознанные, вполне возможно фигурировали в списках без вести пропавших?!)*

Оказалось, что у наших экскаваторов, кранов слишком малый выброс стрелы — при разборах домов техника не могла подъехать близко, а стрела до нужных мест не дотягивалась. Это становилось настоящей трагедией в том случае, если под плитами, которые нужно было поднять, находились еще живые люди. А мы не могли спасти человека, потому что не могли своими силами сдвинуть плиты. Панели складывались при землетрясении, как пирог-бутерброд: потолочная панель, потом стены, мебель, тела погибших, ковры, пол, снова потолочная панель, стеновые панели, мебель, тела... В Нефтегорске в первый раз была применена система прослушивания «Тишина». На какое-то время вся техника прекращала работу, и все слушали, нет ли под завалами живых.

Не обошлось и без мародеров. Это было не местное население — потрясенные нефтегорцы даже и не думали спасать имущество — какое там имущество, когда погибли родные, близкие, друзья, знакомые, когда от самого города камня на камне не осталось! Зато понаехали «родственнички» из ближайших поселков, и из Охи. Уж какое они там себе счастье хотели насобирать на завалах, на что рассчитывали? Трудно понять таких людей. По-моему, если нажить таким способом рубль, то судьба у тебя отнимет двадцать. Причем иногда мародерами становились не гражданские, а, например, работники милиции, которые не гнушались ценностями, подобранными на завалах. Деньги и золото просто исчезали.

И под занавес, советы от Юрия Мухтарова. Давать советы всегда трудно. Иногда человек совсем ничего не делает для своего спасения и чудесным образом спасается. Конечно, все документы и ценности лучше держать в чемоданчике или в портфеле — чтобы можно было в случае чего вскочить, схватить и бежать. Не нужно брать воду, продукты — это лишний вес, зато нужно брать теплую одежду — она всегда понадобится.

Если землетрясение застало вас на первом этаже, имеет смысл выбежать из дома и отбежать на безопасное место. Но если вы живете выше второго этажа, бежать бессмысленно — все лестничные пролеты просто складываются. Лучше встать в проем двери под несущую стену. (Выходная дверь на лестничную площадку???)*

После толчков не нужно далеко убегать, — вы можете помочь тем, кто находится под завалами — соседям, родственникам. Спасатели прибудут в течение суток, но будьте готовы к тому, что неразбериха продлится в течение двух—трех дней.

К слову сказать, «Час тишины» (время тишины)* устраивалось и раньше. В мою память уже в шестидесятые. Но это не про спасателей (сухопутных)*, а о море, океане. В определённые часы все радиостанции судов прекращали работать и все слушали эфир на частоте 500 кГц. По тем временам это была частота передачи сигнала судов терпящих бедствия, - SOS!

Говорят, время раны лечит…
Только горе забыть не просто.
Сахалин в мае ставит свечи
По — погибшему Нефтегорску.

Помяните своих земляков, ставших жертвами разбушевавшейся стихии. Помните о них!

На иллюстрации, слева-направо спасённые дети: малолетний бандит-мальчишка. На последнем фото девчонка в плохом состоянии? В середине 50/50 по чёрным трусикам как бы мальчишка, а в кофточке (футболке) с очень короткими рукавами, как бы девчонка? То, что они в таком виде, но это же ночь, - 01час 04 мин.! В скобочках со звёздочкой мой комментарий...


Рецензии