О чём лаяла Собака
Но наша сказка – как раз про собаку, крикливую и невоспитанную. Была у неё дурная привычка – облаивать всех, кто проходил мимо.
Собака жила в старом восточном городе в те времена, когда не было ни железных дорог, ни автомобилей, ни электричества и интернета - не придумали ещё. Город находился в краю, окружённом пустынями, вдали от других городов. Вы спросите: а как же там жили люди – без лесов, полей и рек, без снабжения продуктами? Как ни странно, жили они неплохо, потому что через тот край проходило много торговых путей, и каждый торговый караван распродавал на местном рынке часть своих товаров. В городе проживало много богатых купцов и просто зажиточных граждан. Таких, например, как хозяин Собаки.
Хозяин имел каменный дом, окружённый высоким забором и просторный двор, засаженный розами. Всё это охраняла Собака. Ну не то, чтобы охраняла… в основном лежала в тенёчке под розовым кустом, от жары вывалив розовый язык и строго озирала каждого, кто проходил мимо. Но домочадцы по двору просто так не гуляли, были заняты делами. А Собаке уж очень хотелось полаять, показать, что и она не бездельница! Однако гавкать на своих она благоразумно воздерживалась, чтобы не рассердить хозяина. Зато, если по дороге возле дома проходил караван, двигавшийся на городской рынок или с рынка, – вот тут Собака давала себе волю!
Она проползала под воротами и начинала кричать на верблюдов - на своём собачьем языке:
- Ррр-гав-гав-гав!
Это означало: «Долго вы ещё будете ходить туда-сюда? Все дороги в городе разбили и пыль подняли – не вздохнуть!» Вот, оказывается, сколько разных слов может скрываться за коротким «гав-гав!»
Верблюды, нагруженные тюками с товаром, равнодушно косились на Собаку и неторопливо шагали дальше. А она распалялась ещё больше:
- Неужели вам не надоело таскать тяжёлые грузы под палящим солнцем? Поэты вас называют «гордыми кораблями пустыни». Где же ваша гордость? Вместо того чтобы гулять на воле, вы послушно горбатитесь на хозяев, которые наживают на вашем труде несметные богатства.
- Вообще-то, это наша работа,- фыркнул на ходу один из верблюдов.
- Разве это работа?! – Собака залаяла ещё громче, хотя казалось, что громче некуда. – Это – ваше рабство. Вы должны…
- Они тебе ничего не должны, - услышала Собака рядом спокойный человеческий голос. – Оставь животных в покое – в отличие от тебя, они сейчас заняты делом.
Это сказал её хозяин, которому надоел истошный собачий лай. «Если будет продолжать так же облаивать каждый караван, - подумал он, - выгоню со двора и заведу другую. Уже голова болит от её криков, да и перед соседями неудобно. Кто-то, может, сейчас прилёг вздремнуть после обеда, но из-за шума не может глаз сомкнуть. А если у кого-то дома маленькие дети?»
Собака не знала человеческого языка и уж тем более не могла читать мысли. Но настроение хозяина она почувствовала и поняла, что он недоволен и следует пока держаться от него подальше.
И не придумала ничего лучше, как пристроиться к уходящему из города каравану. Она долго семенила рядом с размеренно шагавшими верблюдами. Так долго, что не заметила, как город остался далеко позади и вокруг лежит безжизненная горячая пустыня. Собака старалась держаться в тени от верблюжьих горбов. Из-за этого она несколько раз попала под ноги погонщику, который, рассердившись, замахнулся на неё палкой:
- Не мешай, глупое животное! Откуда ты вообще здесь взялась? С нашим караваном собаки не ходят. Городская, наверное? Вот и возвращайся к своему хозяину.
Услышав это, Собака тут же стала громко возражать:
- Гав-гав-гав! Ррр-гав!
Это означало: «А почему это вы приказываете, что мне делать? Вы не мой хозяин, и я имею право ходить, где хочу и куда хочу!»
- Ну-ну… - усмехнулся один из верблюдов. - Только не думай, что тебя в дороге будут кормить. Мы можем обходиться без еды и воды очень долго. А люди, караванщики, вряд ли захотят делиться с тобой пищей, если будешь лаять на них и путаться под ногами.
Собака задумалась. Она прежде не скиталась в поисках пропитания, как её бездомные сородичи - всю жизнь провела во дворе у хозяина, где её миска никогда не пустела. Самой добывать еду Собаке не приходилось. Во время короткой остановки каравана она побегала вокруг по барханам, порылась в песке, но не нашла ничего съедобного.
Зато на следующий день ей улыбнулась удача: в стороне от караванной тропы Собака отыскала старый, полузасыпанный песком каменный колодец. На его дне приветливо журчал родник, и погонщики каравана смогли наполнить водой опустевшие бурдюки. Они в первый раз похвалили Собаку и угостили её кусочками сыра и лепёшек.
- Гав! – коротко поблагодарила их Собака. Лаять на верблюдов и их погонщиков ей уже не хотелось. «Лучше снова побегаю, поищу что-нибудь интересное вокруг, - подумала она. – Может, в следующий раз клад найду. Я слышала, как верблюды говорили между собой: мол, в давние времена разбойники, нападавшие на караваны, прятали в песках награбленные сокровища. Золото мне ни к чему, но за такую находку наверняка хорошо накормят, да и прославиться можно».
И она действительно скоро прославилась, хоть и не нашла никакого клада. Зато Собака почуяла ядовитую змею, подползавшую к одному из погонщиков. Громко залаяв, она кинулась на опасную гостью и успела не слишком сильно, но чувствительно укусить её за хвост. Испуганная змея быстро скользнула прочь и потом ещё долго провожала уходящий караван неподвижным взглядом холодных жёлтых глаз.
Этим своим поступком Собака заслужила уважение караванщиков. И верблюды больше не оттопыривали губу презрительно, услышав её лай. Совсем не лаять на караван Собака не могла: что поделать, характер у неё был такой...
Однако теперь её долгое заливистое «гав-гав-гав» звучало по-другому. Собака сообщала о том, какая ожидается погода (она её почти безошибочно угадывала своим чутьём), напоминала, чтобы погонщики не забывали вещи, уходя с места стоянки, и не оставляли непогашенные костры.
С тех пор Собака стала сопровождать торговые караваны. Купцы не прогоняли её, наоборот, считали, что она приносит удачу. А когда караван, благополучно пройдя через пустыню, приближался к городу, Собака бежала впереди всех и громко лаяла: «Гав! Гав-гав-гав!»
Это означало: «Слушайте, уважаемые горожане, и не говорите потом, что не слышали! Скоро на вашем рынке появятся новые товары из далёких стран: одежда и посуда, украшения и благовония, лекарства, заморские фрукты и лакомства – услада желудка, а также новые книги восточных поэтов и мудрецов – пища для ума! Приходите, товаров хватит на всех!»
И жители города, издалека заслышав её голос, с улыбками говорили друг другу:
- Ты слышишь, сосед, – хорошие новости. Собака лает! Значит - караван идёт.
2026 г.
иллюстрация сгенерирована нейросетью
Свидетельство о публикации №226013000812
Юрий Николаевич Егоров 30.01.2026 12:53 Заявить о нарушении
Владимир Кормильцев 30.01.2026 16:39 Заявить о нарушении