Незаметная героиня- Шуламит Коэн- Эрази
лишь выдержки "Дел"- в Иерусалиме...
Из интернета
....................
·
Кто такой Эли Коэн, знаменитый израильский разведчик, действовавший в Сирии в 1961 - 1965 годах, знают все израильтяне и не только. История Шуламит Коэн-Кишик, образцовой жены, матери семерых детей и израильской шпионки, известна гораздо меньше.
Шуламит Коэн-Эрази родилась в 1917 году в Буэнос-Айресе. Когда ей исполнилось семь лет, семья иммигрировала в Палестину и поселилась в Иерусалиме.
В школе Эвелины де Ротшильд она училась читать, считать и писать, дома у матери училась сложной науке ведения дома. В 16 лет ее познакомили с богатым 32-летним ливанским евреем Йосефом Коэн-Кишиком, приехавшим в Израиль искать себе жену. В 19 лет она вышла за него замуж, чтобы спасти своего отца от полного разорения. Пара поселилась в Вади Абу Джамиль, еврейском квартале Бейрута.
Йосеф занялся семейным бизнесом – торговлей тканями, Шуламит занималась устройством дома и светской жизнью. За 10 лет она вошла в высшие круги еврейской общины Ливана. Она дружила и с фалангистками, и с христианками, чьи мужья в то время доминировали в ливанской политике. Ключевые фигуры ливанского правительства оказались на расстоянии одного телефонного звонка от нее. При этом она была образцовой домохозяйкой, вязала, вышивала, шила, готовила, растила трех сыновей и двух дочерей.
А затем случилось нечто странное. В 1947 году, будучи беременной шестым ребенком, на одном частном светском мероприятии она подслушала разговор нескольких арабских политиков, обсуждавших нападение на еще не созданное еврейское государство, и поняла, что должна, обязана передать эту информацию еврейскому ишуву в Палестине. Почтовая доставка между двумя странами прекратилась, границы были закрыты, но Шуламит, всегда отличавшаяся изобретательностью, нашла способ передать сообщение в штаб-квартиру Хаганы в Метуле.
Через пять недель гражданин Ливана, работавший на ШАЙ, еврейскую разведывательную службу, предтечу Моссада, передал ей ответное письмо. Ее благодарили за важную информацию и просили выполнить еще одно задание. А потом еще одно. И еще. Так в израильской внешней разведке появился агент по кличке Перл – жемчужина.
Шпионка она была проницательная, опытная, харизматичная, крайне осторожная, имеющая связи на самых высоких уровнях – от ливанского президента до арабских принцесс из стран Персидского залива. В течение 14 лет она передавала израильским разведывательным службам жизненно важную политическую и военную информацию, продолжая заниматься семьей и активно участвуя в жизни еврейской общины Бейрута. От обучения учителей ивриту до организации тренировок по самообороне для защиты еврейского квартала.
Информацию передавали через аптеку, которую держал другой израильский агент – записывали невидимыми чернилами на наклейках на бутылочках с лекарствами. В качестве прикрытия Шуламит помогала евреям из арабских стран перебраться в Израиль. Это давало ей своего рода алиби: не шпионка, всего лишь контрабандистка.
Любой еврейский беженец в Ливане, знал, куда обратиться за помощью. Шуламит связывалась с контрабандистами, координировала время и перевод средств, сопровождала семьи до границы.
Еврейские беженцы находились в Бейруте нелегально. Им грозила депортация и обвинения в незаконном переходе границы. Приходилось действовать быстро и незаметно. Тысячи беженцев из Сирии и Ирака отправляли через Тир или Сидон в Рош-Ха-Никру, или по южным маршрутам в Метулу — в зависимости от ситуации и информации о пограничном патруле в тот момент.
Группа следовала за группой, приходилось организовывать грузовики, координировать действия с контрабандистами, успокаивать испуганных женщин и детей, оказывать эмоциональную и физическую поддержку до пересечения границы и давать подробные инструкции по поведению. Некоторые операции длились неделями, в течение которых Шуламит почти не спала по ночам, но при этом должна была продолжать вести светскую жизнь и заниматься семьей и домом.
Йосеф по-прежнему торговал тканями, но всецело поддерживал жену: помогал ей собирать средства, вкладывал значительные суммы собственных денег. Каждый раз, когда ей приходилось лететь в Турцию, он придумывал ей прикрытие, утверждая, что она едет по делам его фабрики.
Уже в 1949 году, через год после образования Государства Израиль, когда ее старшим сыновьям было всего одиннадцать и девять, Шуламит тайно переправила их в Израиль. В 1958 году, когда в Ливане разразилась гражданская война между мусульманами и христианами и ситуация в Бейруте обострилась, Шуламит переправила к братьям в Израиль старшую дочь Яффу. Четверо младших детей оставались в Бейруте.
То ли ливанская разведка что-то заподозрила, то ли контрабандистская деятельность привлекла их внимание, но за Шуламит началось наблюдение. Ее несколько раз арестовывали и допрашивали, но она играла свою роль безупречно, властям так и не удалось доказать ее причастность к чему-либо, и ее всегда отпускали за недостатком доказательств.
В 1961 году Шуламит отправилась на очередную встречу со своими кураторами в Израиль. Из Израиля, заметая следы, она полетела в Турцию, намереваясь оттуда вернуться в Бейрут. Во время посадки на рейс в Ливан она обнаружила, что при выезде из Израиля в ее паспорте по ошибке был проставлен израильский штамп.
Она не могла вернуться в Израиль, не могла остаться в Турции и не могла вернуться в Бейрут. Благодаря необычайной изобретательности (детали до сих пор не разрешены к публикации), Шуламит оказалась в Риме, а через два месяца улетела оттуда в Бейрут.
Как только она сошла с трапа самолета, ее арестовали. Раскололся один из контрабандистов. Шуламит провела шесть лет в печально известной ливанской тюрьме. Она была единственной еврейкой среди сотен ливанских заключенных и сирийских надзирателей. Большую часть времени она содержалась в одиночной камере, ее допрашивали сутками и пытали: вырывали ногти, вырывали волосы, сломали зубы, пытали электрическим током.
Эли Коэн был пойман и повешен в Сирии, когда она сидела в тюрьме. Поскольку они были однофамильцами, ее снова пытали, чтобы выяснить, есть ли между ними связь. Во время этих пыток она потеряла зрение на один глаз. Охранники говорили ей: «Одного Коэна повесили, теперь твоя очередь».
Будучи человеком верующим, все шесть лет она регулярно постилась и молилась. Она знала наизусть Книгу Псалмов, и слова царя Давида помогли ей выжить. Помогало и сознание того, что она участвовала в спасении тысяч евреев. Она пропустила бар-мицвы троих из четырёх своих сыновей, го ни на секунду не теряла надежды к ним вернуться.
Йосефа, мужа Шуламит, также арестовали по обвинению в недоносительстве. Почувствовав угрозу, друзья и знакомые прекратили всякое общение с семьей.
Ливанские родственники хотели забрать детей, оставшихся без присмотра, но дети отказались покидать свой дом. Старший из четверых, Ицхак, бросил учебу и взял на себя управление магазином отца. Девятнадцатилетняя Арлетта бросила учебу и занялась домом. Младшей Кармеле было тринадцать, а самому младшему брату Давиду – девять. Ему сказали, что мать лежит в больнице.
После суда подали апелляцию. Муж был оправдан, а Шуламит, которая не призналась ни в чем, кроме контрабанды, смертную казнь заменили на 20-летний срок. В 1967 году, когда ей оставалось еще 14 лет тюрьмы, Израиль победил в Шестидневной войне. Между Израилем и Ливаном было подписано соглашение об обмене пленными, и уже через несколько часов под защитой Красного Креста Шуламит, ее муж и четверо детей были вывезены из Бейрута и через Кипр привезены в Израиль.
Израиль признал ее военнопленной, предоставил ей пенсию по инвалидности, дал личного психолога. У нее были все мыслимые причины и основания сломаться, но она не сломалась, занялась образовательной и волонтерской работой, выступала с лекциями.
В 2007 году, в 90 лет, она зажигала один из факелов в День независимости Израиля.
Дожила до 100 лет, умерла в 2017 году, оставив детей, внуков и правнуков, среди которых был известный израильский дипломат Ицхак Леванон, посол Израиля в Египте.
Десятилетия двойной жизни приучили ее к секретности. По Интернету гуляют десятки версий ее истории, и даже ее собственные дети спорят, какая из них наиболее правдива. Если вы найдет другую, читайте, не удивляйтесь
Свидетельство о публикации №226013101700