Одиссея капитана Гранта Глава 1 Амьен
Летом 1871 года городская газета французского города Амьена «Эхо Соммы» опубликовала сообщение:
«Любителей приключенческой литературы нашего славного города ожидает радостное событие: встреча с известным писателем Жюль Верном. В воскресенье в 12 часов дня муниципальная библиотека откроет двери для всех, кто захочет увидеть и услышать живого классика. У входа вы сможете приобрести его книги c автографами. Вход бесплатный».
К этому времени Жюль Верн уже опубликовал «Пять недель на воздушном шаре», «Путешествие к центру земли», «С земли на луну» и «Дети капитана Гранта». Так что в Амьене поселился вполне известный писатель и классик приключенческого романа. Как и ожидалось, сидячих мест на всех не хватило, и молодежь устроилась, стоя вдоль стен.
К кафедре подошел красивый мужчина в черном сюртуке, жилетке и светлой рубашке с бабочкой. Его портрет с аккуратно подстриженными бородой и усами уже нередко можно было встретить на обложках толстых книг. Это был член Французского Географического общества Жюль Верн.
Он с улыбкой оглядел зал.
– Я благодарю всех, кто пришел встретиться со мной. Мне очень приятно видеть так много любителей литературы. Я постараюсь не злоупотреблять вашим вниманием, немного расскажу о своем творчестве и отвечу на ваши вопросы.
Не могу припомнить времени, когда бы я не писал, или не хотел стать писателем. Это безумно интересная и увлекательная работа. Когда в голове рождается сюжет, я ни о чем другом не думаю, пока его не вытеснит новый сюжет. Я умею держать в голове сразу несколько сюжетов и жду, когда они станут проситься в новые романы.
Начиная работу над книгой, я уже представляю, с чего она начнется, что будет в середине и чем закончится, хотя нередко мои герои меня не слушаются и мешают мне работать. Поэтому приходится часто править уже написанные страницы.
Меня считают автором приключенческого жанра, наверно, так оно и есть. Но внимательные читатели могли заметить, что я стараюсь не просто описывать приключения моих героев, но и искать интересную литературную форму.
Описывая научные достижения и технические изобретения, я нахожу место и для моих героев. Этому меня научил мой издатель Пьер Этцель. Когда я принес ему свой первый роман «Пять недель на воздушном шаре», он попросил доработать роман, сказав, что я увлекся описанием истории путешествий на воздушном шаре, а читателей больше интересуют истории самих путешественников.
На этом я, пожалуй, закончу и отвечу на ваши вопросы.
– Господин Верн, сколько страниц вы пишете в день?
– Не менее двадцати. Каждое утро я встаю незадолго до пяти (зимой, может быть, чуть попозже), а в пять уже сажусь за стол и работаю до одиннадцати. Благодаря вошедшей в привычку систематичности, я регулярно пишу по два романа в год.
– А где вы берете информацию?
– Сегодня есть словари по любой тематике. Вам всего лишь надо отыскать нужный словарь.
– Господин Верн, каких писателей вы цените больше всего?
– Я охотно читаю Доде и Мопассана. Мопассаном я даже восторгаюсь. Увлекаюсь романами Купера. Однако мой любимый автор – Диккенс. Я прочитал его в переводах, наверное, десять раз.
– А может писатель прожить на гонорары?
– Это сложный вопрос. Начинающий писатель получает очень мало, но когда находит успешного издателя и становится известным, гонорары быстро растут. Сейчас я получаю немало, купил дом в Амьене, но считаю, что достоин большего.
– Что вы посоветует молодым литераторам?
– Больше читать. Книги, журналы, газеты. После того, как на глаза мне попалась туристическая реклама в газете, у меня появилась идея написать книгу «Вокруг света в восемьдесят дней» над которой я работаю сейчас. В рекламе, привлекшей мое внимание, утверждалось, что в наше время человек вполне может объехать вокруг земного шара за восемьдесят дней. И тогда я сразу же придумал, что такой путешественник благодаря вращению Земли может прибыть в исходную точку раньше указанного срока!
¬– Последний вопрос: чем вас привлек наш тихий провинциальный городок.
– Я устал от шума и сутолоки Парижа. Здесь в тишине хорошо пишется. И Амьен не такой уж провинциальный! Заглядывая в его будущее, я вижу Амьен будущего! Он станет Венецией на одиннадцати рукавах Соммы. Площади и бульвары украсят скульптуры. На улицах не будет грязи – их вымостят порфиром, а дорожки на бульварах зальют асфальтом. Появятся омнибусы. В городе заработают цирк, театр, концертный зал и музей. Можно будет слушать концерты, передаваемые по электрическим проводам из Парижа, Лондона и Петербурга. Появится водопровод. Врачи будут регулярно проводить прививки всему населению. Вот каким будет Амьен в 2000 году! Благодарю всех за внимание.
Когда все разошлись и Жюль Верн направился к своему экипажу, его остановил высокий широкоплечий мужчина с военной выправкой и толстой папкой подмышкой
– Господин Жюль Верн, вы можете уделить мне немного времени.
– Меня ждет дома обед, представьтесь, кто вы и что вам угодно?
– Гарри Грант, бывший капитан «Британии».
– Гарри Грант!? Не верю своим глазам! Вы живы? Лорд Гленерван мне рассказывал, что когда вас вывезли с необитаемого острова, вы были очень плохи.
Он и не надеялся, что вы выживете.
– Я выжил и вернулся домой. Я решился вас побеспокоить вот по какому вопросу. Вы не откажетесь посмотреть мою рукопись? Я описал в ней свое детство и юность, все, о чем вы умолчали в своем романе.
¬ – Помилуйте, какое беспокойство! Для встречи с вами я сам бы приехал на край света. Это все вы написали по памяти?
– Не только. У меня сохранились дневники отца, письма и записки жены, кое-что добавили дети.
– Дорогой Гарри, вы позволите мне так вас называть, окажите мне честь со мной пообедать. Жена обещала меня удивить новыми блюдами. Вот мой экипаж, прошу! Между прочим, я недавно приобрел небольшую яхту, которую назвал «Сен-Мишель II» и ищу для своей яхты хорошего капитана, пойдете?
– Спасибо, но я уже для этого не гожусь. Сошел на берег.
– Вы, наверное, нуждаетесь в деньгах, а я положу вам хорошую зарплату.
– Спасибо, я не нуждаюсь в деньгах и при желании мог бы купить себе такую же яхту.
– Вы что, нашли клад?
– Вот здесь, – Грант похлопал рукой по своей рукописи, – все сказано.
После ужина, автор романа «Дети капитана Гранта» и его герой обменялись адресами, и договорились снова встретиться. Проводив отважного капитана, Жюль Верн вернулся в свой кабинет, удобно устроился в кресле у камина, зажег лампу и погрузился в чтение оставленной ему рукописи.
Свидетельство о публикации №226013100204