Если вы начали пить... Глава 4

Употребление алкоголя. Где норма?

   Определение болезни и её границ невозможно без чёткого представления об исходном, начальном состоянии организма, т.е. о норме. Прежде чем описывать доболезненные формы пьянства и их отличия от алкоголизма, необходимо уточнить термин “болезнь”, определить смысл, вкладываемый в понятия нормы и здоровья.

   Представление о норме в последние годы значительно изменилось. Понимание нормы только как идеала или среднестатистической величины постепенно уступает место более гибким и динамичным формулировкам. Норму стали рассматривать как “целесообразный процесс адаптации и противодействия болезнетворным влияниям”. Многообразие нормы, её всеобъемлющий характер в медицине породили массу определений, основанных на отдельных проявлениях нормы.

   Исследователи выделили 6 основных определений: идеальная норма, среднестатистическая норма, максимальная норма, норма как условное обозначение объективно существующих явлений и норма как форма приспособления к внешней среде. Выделенные понятия несколько перекрывают друг друга. Можно выделить два основных определения - норму как идеальное (максимальное) и среднестатистическую норму.

   Применительно к нашей теме идеальной нормой было бы полное воздержание населения от спиртных напитков. Поскольку абсолютно воздерживающийся от спиртного среди взрослого населения представляет собой скорее исключение, чем правило, для определения нормы такое понятие неприменимо. Определение нормы через функциональный оптимум тоже малопродуктивно. Строго говоря, ни одно употребление спиртных напитков не оставляет без нарушения те или иные функции организма. Мы будем придерживаться понятия нормы (здоровья) как состояния организма, при котором он способен полноценно выполнять свои функции.

   Групповая норма - это сложившаяся в группе система требований, определяющих поведение её членов. Под групповой нормой понимается сложившееся в группе отношение к спиртным напиткам.

   В отличие от большинства социальных норм, где ограничивается только чрезмерное поведение, в алкогольных нормах определены не только верхние, но и нижние пределы. Социальные санкции применяются не только при чрезмерном пьянстве, но часто и тогда, когда оно ниже какого-то порога. Особенно наглядным в этом отношении становится приход молодых людей в производственные коллективы со сложившимися питейными традициями, где “обмывание” зарплаты, премии стало привычным. Здесь отказ от выпивки, особенно если в ней участвует вся бригада, включая бригадира, воспринимается как пренебрежение коллективом, противопоставление себя группе, отказ от общения и встречает единодушное осуждение, противостоять которому практически невозможно. Человек, решивший уклониться от групповых выпивок, попадает в социальную изоляцию. У него то детали почему-то поступают не вовремя, то инструменты исчезают, то что-то свалится на него. Долго в бригаде он не сможет работать.


   Такое “навязывание” алкогольных обычаев связано с тем, что групповое употребление спиртных напитков является одной из форм групповой деятельности и отказ от выпивки рассматривается как отказ от групповой деятельности, т. е. нежелание вступать в контакт.

   Невозможность употребления спиртного, вызванная индивидуальной непереносимостью или каким-либо скрываемым от окружающих заболеванием, часто грубо нарушает межличностные отношения и воспринимается окружающими как дефект. Как чрезмерное пьянство требует построения защитной системы объяснения, так и при выходе за нижние границы нормы человек вынужден формировать психологическую защиту. Для того, чтобы остаться в группе, быть принятым ею, человек должен объяснить свой отказ от спиртного мотивами, позволяющими разделить эти две тесно связанные между собой функции - групповое общение и выпивку.
   Как определить: есть ли у человека проблемы с алкоголем, злоупотребляет он спиртным или нет?

   Под проблемным пьянством понимается форма употребления спиртных напитков, приводящая к возникновению у человека каких-либо проблем (конфликты в семье, столкновение с законом, снижение работоспособности, ухудшение здоровья). Однако трактовка понятия “проблемы” остаётся расплывчатой. В некоторых случаях интенсивность пьянства, отвечающая критерию “проблемное употребление алкоголя”, для самого человека практически проблемы не представляет, например, достаточно частые алкогольные интоксикации в социальной группе с высоким количественно-частотным индексом. Однако у лиц без клинических проявлений опьянения могут возникать проблемы, например, управление транспортом водителем, употребившим алкоголь, наличие которого определяется работником автоинспекции лабораторным методом.

   Таким образом, использование только социальных критериев для определения проблемного пьянства недостаточно обосновано. “Приговор" об анормальности поведения выносит общество, а представления о норме в разных странах различны. В странах, где обильные возлияния приемлемы, где в повседневной жизни обычно потребляют много вина, а запреты в отношении времени и поводов для выпивок относительно ограничены, человек может довольно легко стать зависимым от алкоголя без того, чтобы его манера пить показалась окружающим подозрительной.

   Также бесплодными оказались попытки определить злоупотребление через повышение нормы. “Адекватным” считали такой уровень потребления алкоголя, ниже которого его можно потреблять, не испытывая опасений перед какими-либо последствиями. Однако такой уровень установить невозможно, поскольку функция “доза-эффект” неоднозначна. Можно было бы говорить о таком употреблении, ниже которого риск возрастает настолько мало, что не достигает статистической значимости. Этот искусственный порог по 100% этиловому спирту вначале считали равным 40 г/сутки. В настоящее время показано, что приём этилового спирта более 20 г/сутки уже может сопровождаться алкогольными проблемами.

   Широта распространения и разнообразия форм потребления спиртных напитков, “житейский” характер алкогольных обычаев и привычек породили массу названий и терминов, часто перекрывающих или дублирующих друг друга, и наоборот, одним названием иногда обозначаются явления, далеко неоднозначные. Это относится не только к тем определениям, которые из разговорного языка проникли в научный.

В научной литературе группа проблем, связанных с употреблением спиртных напитков и злоупотреблением ими, определяется терминами "алкоголизм”, “хронический алкоголизм”, “алкогольная болезнь», «синдром зависимости от алкоголя", “алкогольная наркомания” и “пьянство" (бытовое, случайное, привычное, умеренное, неумеренное и т. д.).

   В быту “алкоголизм” обозначает всякое неумеренное потребление спиртных напитков, и это слово часто становится синонимом русского "пьянства”.
   В узко медицинском смысле термин “алкоголизм” представляется довольно аморфным. Из множества определений алкоголизма можно выделить отождествляющие это понятие с заболеванием.

   Например,: “Алкоголизм - заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующее влечение к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающего этим заболеванием.”

 В американском словаре алкогольных терминов алкоголизм определён как “хроническое и обычно прогрессирующее заболевание, характеризующееся зависимостью от алкоголя. Основное проявление алкоголизма - постоянное потребление достаточно больших количеств алкоголя, которое приводит к физическим, психическим, социальным и экономическим проблемам.”

 В более поздних работах алкоголизм определяется как неконтролируемое поведение, сводящееся к повторному, но не обязательно постоянному и регулярному потреблению спиртных напитков в количествах, наносящих вред пьющему или окружающим. Под “неконтролируемым поведением” понимается ситуация, связанная с потерей пьющим контроля над собой в отношении времени, места и количества потребляемого алкоголя.

G.Edwards, справедливо указывая на неопределённость термина “алкоголизм”, обозначает им потребление алкоголя любого типа, если оно приводит к социальным, физическим или психическим нарушениям. Это понятие, по мнению автора, не обязательно подразумевает психическую или физическую зависимость, хотя и не исключает её. Этим границы алкоголизма значительно расширяются и болезненные формы включаются в него как составная часть.
   Фактически термином “злоупотребление алкоголем” авторы объединяют как злоупотребление без психической зависимости (пьянство), так и начальные стадии заболевания.

В зарубежной, особенно американской, литературе в последние годы наметился отход общепринятых концепций и критериев алкоголизма. Термины “алкоголизм”, “хронический алкоголизм” подвергаются критике на том основании, что они неоднозначны и не определяют какую-либо нозологическую единицу. Вместо них используется группа терминов - “злоупотребление алкоголем”, “пьянство” (злостное, неумеренное, девиантное, привычное, асоциальное, проблемное), а также “алкоголизм с невозможностью бросить пить” (с психологической зависимостью) и “алкоголизм с утратой контроля” (с компульсивным влечением).

Теперь коснёмся понятия “пьянство”.
   Часто под “пьянством” подразумевают те случаи, в которых на основе привычки или какого-либо предрасположения человек не может ни бросить пить, ни свести потребление алкоголя к “безвредному” минимуму при отсутствии симптомов заболевания.

  Некоторые авторы выделяют “преалкоголизм” - этап асоциального, соматопатического или тимогенного злоупотребления алкоголем, при котором последствия не настолько тяжелы, чтобы с уверенностью говорить о потере или ухудшении контроля за количеством выпитого, т. е. о возникновении заболевания, но достаточно серьёзны, чтобы создавать реальную угрозу его возникновения.
При избыточном количестве терминов ощущается дефицит обобщающих понятий.
Э.Бехтель (1986) предложил под термином “алкоголизм” обозначить все болезненные формы злоупотребления спиртных напитков, допуская его двойственное толкование - более широкое с включением медицинских, социальных и других проблем, и более узкое, ограничивающееся только медицинским аспектом.

 Все неболезненные формы употребления спиртных напитков он обозначил двумя терминами: “злоупотребление алкоголем” (синоним “пьянство”, “бытовое пьянство”) и “употребление алкоголя" (случайное и умеренное).

  Но помимо количественных показателей важна крепость спиртных напитков. Общее представление таково, что малоградусные напитки менее опасны. Ещё в древности, когда человечество не знало способа дистилляции, в высокоразвитых цивилизациях питьё неразбавленных вин считалось признаком дикости (“пьян как раб”). В качестве одного из примеров гибели этических идеалов римской культуры приводилось распространение неразбавленного вина - это было усвоено от варварских народов легионерами.

   Крепкие спиртные напитки в России начали производить вскоре после появления в Европе технологии перегонки (конец XIV - начало XV века). В своей челобитной царю Алексею Михайловичу (середина XVII века) протонеп Аввакум писал: “Упоил нас Никон чашею вина нерастворённа!”. Эта метафора тяжкого испытания - “чаши” - усилена о тяжком же действии крепкого неразбавленного спиртного напитка, что было известно ещё в те времена.

   В тоже время страны потребления виноградных вин занимают лидирующее положение в списках стран, где распространён алкоголизм. Хотя страна потребления виноградного вина - обозначение в достаточной степени условное. Оно обозначает преобладающее вино- потребление, но не исключает пьянства крепкими напитками, получаемыми перегонкой виноградного вина (коньяк). В развитии последствий злоупотребления играет роль и качество напитка. Известно, что самогонные крепкие напитки обладают большей способностью повреждения нервной ткани, вызывают снижение зрения; от некоторых сортов вермута возникает острая сосудистая дизрегуляция.

   Называются многочисленные обстоятельства, утяжеляющие или облегчающие действие спиртного. Сильному опьянению способствует употребление спиртных напитков на пустой желудок. Быстрое питьё-залпом при равной концентрации в крови вызывает более интенсивные нарушения сознания, психомоторные расстройства. Субъективный эйфорический эффект опьянения сильнее, если то же количество выпивается малыми порциями. Вредоносно опьянение при утомлении. Значимо время суток: менее травматичен приём в вечерние часы.

   Ещё на одну сторону алкогольного эффекта влияет выносливость, устойчивость воспринимающих спиртное систем организма, что отличается широкой индивидуальностью. При равной концентрации алкоголя в крови видимая степень опьянения различна. Так к действию спиртного неустойчивы лица с вегето - сосудистой дистонией, склонные к полноте, отёкам. Худощавые люди пьянеют меньше.

Интересен эффект суммирования токсического эффекта алкоголя в сочетании со многими лекарственными средствами. На 30-40 процентов меньше летальная доза алкоголя, если им запивать психотропные или обезболивающие средства. Резко возрастает токсичность спиртного при приёме различных гормональных препаратов, противоспастических средств, включая такой популярный препарат как нитроглицерин. Существенно выше риск развития язвы желудка и желудочных кровотечений при приёме таких противовоспалительных средств как аспирин, парацетамол, одновременно с алкоголем даже в небольших дозах. Схожими эффектами обладают в сочетании со спиртом и лекарственные растения. В странах СНГ разрешены к применению в производстве ликёроводочных изделий 93 растения. Среди них аир болотный, чёрная бузина, донник, зверобой, кипрей, мята, полынь, шалфей, косточки миндаля, вишни, абрикоса, персика. Во всех них обнаружены сильнодействующие и токсичные вещества, из-за чего эти и другие растения в развитых странах в пищевых целях не применяются.

   Из всего выше сказанного становится очевидным сложность определения “злоупотребления". Для этого определения недостаточно знать количество спиртного, его крепость, качество. Вероятно, за термином “злоупотребление” целесообразно сохранить лишь его индивидуальное значение и не искать жёстких норм “нормального” потребления и злоупотребления. В этом случае прямое значение слова оказывается достаточной - употребление во зло.


Рецензии