Если вы начали пить... Глава 8
Как же развивается пьянство в типичном случае? Первый этап начинается в возрасте 14-18 лет, с момента первого знакомства со спиртными напитками и длится от 2-3 до 20 лет, в среднем 8-12 лет.
Здесь сразу же отметим, что алкогольные установки определяют не только начальный период, но и всё последующее развитие привычки. приём спиртных напитков вначале ситуационно обусловлен, никакого ритма алкоголизации нет. В дальнейшем эпизоды учащаются и их частота стабилизируется. Формируется определённый круг поводов для выпивки, которые определяют ритм алкоголизации.
Алкоголизация нарастает медленно, исподволь. Повышаются частота и количество потребляемых спиртных напитков, возрастает устойчивость к ним (толерантность), увеличивается эйфоризирующее действие алкоголя.
Исследовательский рефлекс быстро угасает и если нет рано появившегося эйфоризирующего действия, то подросток довольно долго относится к спиртным напиткам индифферентно.
Если преобладают подражательные и престижные мотивы, то выпивка повторяется. Эти мотивы будут существенны до формирования достаточно выраженного эйфоризирующего эффекта. С его возникновением дальнейшее развитие бытового пьянства в основном будет связано с ним.
Опьянение на этом этапе протекает различно в зависимости от интенсивности алкоголизации и её типа. Обычно бывает компенсированное опьянение почти без нарушений внимания, мышления и речи, с сохранённым критическим отношением к своему состоянию и поведению.
Картина опьянения, как правило исчерпывается некоторым оживлением двигательной активности, ускорением речи, облегчением контактов, повышением речевой продукции, улыбкой. В случаях выраженного опьянения его внешние признаки могут быть минимальными и при употреблении даже больших количеств алкоголя (500 мл водки и более). Сохранение чувства насыщения в процессе выпивки позволяет осуществлять контроль за количеством спиртного. Явлений последствий, как правило, нет. При превышении привычных количеств возможно постинтоксикационное состояние с тошнотой, рвотой, психофизическим дискомфортом, слабостью.
Параллельно усилению алкоголизации растёт толерантность организма к алкоголю. Рост толерантности - один из основных признаков этой фазы. Он свидетельствует о процессах адаптации организма к алкоголю.
Второй этап - это “алкогольный пик”. Обычно он затягивается на долгие годы. Этот этап характеризуется наивысшей для данного человека потребностью в алкоголе. Толерантность, количество потребляемых спиртных напитков и частота эпизодов, эйфоризирующий эффект становятся наибольшими для данного человека, диапазон приемлемости максимально расширен.
Рост потребности в алкоголе сопровождается оттеснением на второй план многих других не основных потребностей личности. Однако основные личностные потребности при этом сохраняются, что отличает эту группу от больных алкоголизмом и определяет непатологическое изменение личности.
На этом этапе толерантность достигает максимума, вырабатываются определённая регулярность приёма алкоголя, отработанность ритуала (компания, поводы, условия, место, время, количество, интенсивность опьянения). Опьянение становится субкомпенсированным, отмечаются нарушения движений, речи, более глубокое нарушение сознания, мышления и даже эпизодическое появление амнестических форм опьянения.
Третий этап характеризуется снижением толерантности к спиртным напиткам, сокращением как потребности в алкоголе в целом, так и его потребления, снижением эйфоризирующего эффекта.
Этап начинается обычно после 40-45 лет и охватывает всю дальнейшую жизнь человека. На это этапе уменьшается как частота выпивок, так и количество потребляемых напитков.
Это сокращение сам человек связывает часто с возрастом: “Года уже не те”, с состоянием здоровья: “Слаб я стал”.
Изменение опьянения на этом этапе состоит в появлении и усилении последствия с дискомфортным состоянием. Происходит перестройка сложившегося ранее стереотипа выпивки, уклонение от “алкогольных ситуаций”, появление “осторожности” в потреблении алкоголя. Важно подчеркнуть, что причиной свёртывания алкоголизации становится стирание эйфоризирующего действия спиртных напитков нарастающим соматопсихическим дискомфортом. На этом этапе по мере развития опьянения психические функции нарушаются раньше и сильнее, чем двигательная сфера. Это особенно хорошо видно в случаях систематического и привычного пьянства.
Уже после первых рюмок спиртного появляется многоречивость,
сочетающаяся с грубой переоценкой.
Изменения личностных установок значительны, речевая продукция, высказывания не соответствуют исходной личностной позиции и даже иногда противоречат ей. Всё это происходит на фоне снижения критической оценки, поэтому сам человек не замечает происшедшей с ним перемены, но она бросается в глаза окружающим.
На этом этапе люди становятся более нетерпимыми к различным проявлениям пьянства, более резко осуждают лиц, находящихся в состоянии опьянения, их асоциальное поведение. Меняются и критерии, по которым определялось опьянение.
Если раньше они опьяневшим считали человека с признаками тяжёлого опьянения или асоциальным поведением, то теперь пьяным считают имеющего признаки среднего или даже лёгкого опьянения.
Бытовое пьянство можно определить как вредную привычку, возникающую в процессе жизни личности и закреплённую вследствие приобретаемого личного опыта, которая при определённых условиях переходит в болезнь.
Бытовое пьянство можно охарактеризовать частотой употребления и количеством спиртных напитков. Все остальные параметры бытового пьянства считаются производными от этого критерия.
Механизм формирования условно-рефлекторных связей при бытовых формах пьянства достаточно ясен.
Позитивные эмоции, испытываемые при приёме алкоголя, будут распространяться на всё то, что ему сопутствует - партнёров, окружающую обстановку, место действия. По мере алкоголизации из комплекса раздражителей, действующих на организм перед выпивкой, выделяются факторы, наиболее стабильно сопутствующие ей, которые в последующем наделяются сигнальными функциями. Это могут быть внешний вид спиртных напитков, привычный партнёр, стандартная ситуация (получение зарплаты), обычное место выпивки или определённое время дня. Эти факторы начинают выполнять функции пусковых сигналов - факторов, жёстко связанных с выпивкой.
Условный рефлекс есть форма приспособления организма к окружающей среде. Суть его состоит в подготовке к действию раздражителя. Эта подготовка предполагает изменение деятельности органов и систем, качественно и количественно соответствующих действию раздражителя. Раздражитель при этом будет максимально соответствовать состоянию организма, что называется подходить к нему как ключ к замку. Для анализируемого вопроса это означает, что в ответ на сигнальное действие какого-то связанного с выпивкой фактора организм “готовится” к принятию спиртного и не просто спиртного, а вполне определённого его количества.
Только полное соответствие “психобиологической настроенности” принятому количеству спиртных напитков определённого качества сопровождается максимальным удовлетворением потребности в алкоголе.
Если принимается не это количество, а какое-то другое, например меньшее, то возникает несоответствие между психобиологическими сдвигами в организме и количеством принятого спиртного, между ожидаемым и действительным, и полного удовлетворения потребности не происходит. Вот почему люди систематически и привычно пьющие, к удивлению окружающих, часто вообще отказываются от спиртного, если его количество ограничено.
Пусковые сигнальные факторы формируются постепенно. Вначале сигнальными функциями наделяется какое-то ограниченное количество факторов, привычно сопутствующих приёму спиртного. Желание выпить возникает только тогда, когда на человека действуют именно эти факторы, и вне их действия отсутствует.
Этим объясняется довольно частое явление: злоупотребляющие алкоголем, напиваясь на работе с приятелями, отказываются пить дома, в кругу семьи, чем часто пытаются доказать отсутствие пьянства (“У нас дома всегда есть что выпить, муж к бутылке даже не притрагивается" или “Иногда к нам заходят гости, муж никогда не пьёт”). В этом случае факторы домашней обстановки не включены в круг пусковых сигналов и не провоцируют влечение к алкоголю.
Интенсивность потребления спиртных напитков нестабильна, она имеет чёткую возрастно-половую зависимость. Интенсивность алкоголизации повышается от первого случая употребления спиртных напитков до 35-45 лет, а затем начинает снижаться, сокращаясь до минимума у людей 60 лет и старше. Эта динамика прослеживается как у мужчин, так и у женщин, хотя с различными колебаниями.
Лица молодого возраста употребляют алкоголь редко, но в больших количествах, люди среднего возраста - чаще, но в меньших количествах. Отмечено, что проблемы, связанные с пьянством, наиболее актуальны в возрастной группе 20-30 лет; в последующих возрастных группах вероятность возникновения алкогольных проблем значительно сокращается.
Остановимся на категории привычного пьянства, вернее, на той её части, которая обозначается как предболезнь. Большинство авторов рассматривают её как стадию, не только предшествующую заболеванию, но и как неизбежно переходящую в него. Однако такая точка зрения основывается в основном на ретроспективной оценке этого периода пьянства у больных алкоголизмом, чем на изучении самой группы повышенного риска. Такое предположение верно только в том, что клинически выявленные больные были когда-то проблемными пьяницами. Однако далеко не каждый проблемный пьяница становится алкоголиком. Проблемных пьяниц намного больше, чем больных алкоголизмом: по некоторым данным в 9 раз.
Большинство мужчин к 40-45 годам сокращают потребление спиртных напитков, постепенно отходят от друзей, сохранивших прежнюю манеру и привычки потребления алкоголя, что сокращает отягощённость алкогольными проблемами этой группы населения. Те же, кто не смог скорректировать своё пьянство, заболевают алкоголизмом или переходят к одиночному и тайному пьянству из-за несоответствия уровня их пьянства возрастным принятым нормам.
Таким образом, судьба привычных пьяниц различна. Часть из них, до 50%, с течением времени сокращает пьянство и переходит к неконтролируемому приёму спиртного, что снимает вопрос о неизбежности развития алкогольной зависимости.
Свидетельство о публикации №226013102078