Если вы начали пить... Глава 10

   Факторы риска перехода пьянства в алкогольную зависимость

   Процесс изменения личности при злоупотреблении алкоголем идёт медленно, постепенно. Поскольку эмоциональный компонент деятельности вообще мало осознаётся, происходящие изменения личностью не фиксируются. Лишь со стороны можно заметить, что человек изменился: растерял живость восприятия, охладел к своей работе, перестал интересоваться окружающим, стал невнимательным к жене, детям. Его с трудом можно вытащить к знакомым, если там не угощают спиртным.

В психологическом смысле “алкогольная” потребность необязательная, второстепенная, она приобретает патологические черты только тогда, когда занимает лидирующее положение в иерархической системе потребностей и мотивов, а потребление спиртных напитков становится смыслообразующим мотивом деятельности. В клиническом смысле “алкогольная” потребность становится патологической тогда, когда превращается в навязчивое влечение, формируя синдром зависимости от алкоголя.
   Если личность мало структурирована, личные потребности не дифференцированы, а их иерархические отношения аморфны (аструктурная личность), то возникающая алкогольная потребность даже при незначительной выраженности быстро становится доминирующей.

   В противоположных случаях у хорошо структурированной личности с выраженными социально-положительными потребностями, уложенными в чёткие соподчинённые отношения, алкогольная потребность, возрастая, долго остаётся второстепенной, непатологической, не достигает интенсивности основных личностных потребностей.

Однако в клиническом отношении алкогольная потребность во многом уже приобретает патологические черты - большая частота алкогольных эпизодов (2-3 раза в неделю), высокая толерантность к спиртным напиткам (до 500 мл водки и больше), утрата количественного контроля, алкогольные провалы памяти, хотя чёткая иерархическая структура потребностей и мотивов сохраняет стабильность личности.

В клинической практике встречаются лица, десятилетиями употребляющие большие количества алкоголя, но сохраняющие трудоспособность. Некоторым это не мешает занимать высокое служебное положение и даже продвигаться по служебной лестнице. Лица этого типа довольно долго, иногда всю жизнь, несмотря на интенсивное пьянство, остаются социально сохранными. Это обычно стеничные, энергичные, работоспособные люди.

   Существуют следующие факторы, сдерживающие переход пьянства в болезнь.

   1) Особенности труда - постоянная занятость, нормированный рабочий день.

    2) Характер трудовой деятельности - высококвалифицированные виды труда, требующие большой точности, высокая интенсивность труда, интеллектуальная деятельность с высокой концентрацией внимания, руководящая работа.

    3) Отсутствие моментов, благоприятствующих пьянству - отсутствие побочных заработков, пьющих сослуживцев, семейных питейных традиций.

    4) Особенности личности - сформированные нравственно-этические установки, целеустремлённость, честолюбие, повышенное чувство ответственности перед коллективом, семьёй, социально-положительные интересы и увлечения.

    5) Характер микросоциальной среды - хорошие отношения с близкими, строгий семейный контроль за заработком и времяпрепровождением, культура семейного досуга, бытовая устроенность.

Опасность заболевания особенно велика для мягких, слабовольных, депрессивных личностей. В общем виде можно сказать, что определённую предрасположенность к пьянству и алкоголизму имеют лица со следующими характерологическими особенностями:

- малой устойчивостью к стрессу, следовательно, непереносимостью конфликтов, ожидания, боли, сниженной приспособляемостью.

- напряжённостью, высоким уровнем тревоги, следовательно, заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, потребностью в получении немедленного удовольствия, затруднениями в установлении эмоционального контакта.

- отсутствием социально-положительных установок, незаинтересованностью в труде, неумением организовать свой досуг.

- неполным или неправильным усвоением морально-этических норм и правил, ранним криминальным поведением.

   Что касается интенсивного пьянства людей 20-25 лет, то некоторые авторы предложили не рассматривать его как патологическое, поскольку оно массовое. Главное, чтобы с течением времени молодой человек “остепенился”, изменил своё социальное положение (женился, например) и поведение. Этого требуют социальные нормы.


 Отличие доболезненных форм пьянства от болезненных, видимо состоит в амплитуде, выходе за пределы способности организма к физиологической адаптации.

   Критерии болезни

   При описании привычно пьющих мы выделили ряд феноменов, углубление которых в последующем приводит к формированию основных симптомов заболевания. Попробуем наметить грань между привычным пьянством и алкоголизмом. Не останавливаясь на медицинских критериях синдрома зависимости от алкоголя, описанных в Международной классификации болезней, хочется выделить следующие факторы.

   Симптом желательности алкоголизации.

 Он становится патологическим, когда мысли о желательности алкоголизации делаются навязчивыми и не могут быть устранены из сознания, подавлены личностью.

   Запаздывание феномена насыщения.

 В начальной стадии алкоголизма он возникает от более значительных количеств спиртного. Запаздывание может быть столь значительным, что уходит за пределы биологической переносимости алкоголя. В этом случае полное насыщение наступает только от количеств алкоголя, вызывающих выраженное и глубокое опьянение, иногда близкое к коме.

   Снижение способности к ограничительным реакциям и переход на реакцию типа “всё или ничего”.

 Суть в том, что количество алкоголя обязательно должно быть достаточно для полного удовлетворения в нём. Потребление меньших количеств становится затруднительным, а позже невозможным, поскольку опьянение при этом теряет эйфорический компонент и переходит в дисфорию.

   Затруднения отказаться от выпивки чаще всего проявляются в двух ситуациях - трудность отказаться от выпивки при угощении и трудность отказаться от выпивки при уже начавшейся подготовке к ней. Особенно чётко этот симптом проявляется при необходимости свернуть уже начавшуюся выпивку. Всякое изменение ситуации воспринимается трагично. Подавить возникшее желание очень трудно, это сопровождается чувством неудовлетворённости, снижением настроения, психофизическим дискомфортом.

   Человек прилагает определённые, часто значительные усилия для продолжения начатой деятельности - меняется место выпивки, состав группы, придумываются поводы для отсутствия на рабочем месте.

   Границей заболевания нужно считать момент, когда эти трудности становятся непреодолимыми для личности, т. е. когда затруднения при отказе от выпивки превращаются в невозможность отказаться, а начавшиеся приготовления обязательно доводятся до конца в любой ситуации, т. е. они переходят в симптомы утраты ситуационного контроля.

 Алкогольная потребность.

 Уже говорилось, что появление алкогольной потребности нельзя рассматривать как критерий заболевания. Возможность удовлетворения в рамках социально определяемого поведения определяет её непатологический характер. Она становится патологической только тогда, когда её удовлетворение возможно только при выходе за пределы групповых алкогольных норм.

   Такие симптомы как нарушение сна, аппетита, исчезновение защитного рвотного рефлекса, появление защитных психологических механизмов не могут рассматриваться в качестве решающих диагностических критериев.

   Значительные индивидуальные колебания снижают диагностическую ценность и такого симптома как рост толерантности.

   Следует сказать, что присутствие одного из симптомов ещё не позволяет поставить диагноз, а все не обязательно наблюдаются даже в далеко зашедших случаях.

Большинство исследователей считают границей заболевания момент трансформации группы основных симптомов: симптома желательности алкоголизации - в навязчивое влечение; запаздывание феномена насыщения - в утрату количественного контроля, затруднения при отказе от выпивки - в утрату ситуационного контроля.

 Возникновение не одного любого из названных, а всех трёх симптомов должно рассматриваться как болезнь и давать основания для диагностики алкогольной зависимости.

  И всё же было бы неправильно считать, что проведённое уточнение границ даёт кардинальное решение вопроса. Расплывчатость границ между бытовыми формами пьянства и алкоголизмом не только следствие недостаточной клинической разработки этого вопроса, но и в какой-то мере объективное явление, отражающее постепенный переход от условной нормы к патологии.

   Алкогольные нарушения представляют собой протяжённость, выстроенную в порядке усиления расстройств. Мы только можем с различной достоверностью приближаться к описанию границ заболевания.

   У лиц, имеющих один или несколько симптомов заболевания при хорошей социально-трудовой адаптации, успешном выполнении служебных обязанностей и даже продвижении по службе трудно выставить диагноз алкоголизма. Человек может сохранять такой статус долго - годами и десятилетиями как жизненный стиль.

   Следовательно, толкование начала болезни как момента появления симптомов заболевания ненадёжно и даже опасно. Он приводит к выявлению не самой болезни, а только угрозы её развития.

   Вероятно, более плодотворен не симптоматический, а функциональный подход к определению границ заболевания. Такой подход позволяет определить норму как состояние организма, при котором он способен полноценно выполнять свои функции, а болезнь - как утрату этой способности.

   Исходя из этого определения, об алкоголизме как о заболевании можно говорить тогда, когда злоупотребление спиртными напитками привело к утрате тех или иных функций человека как социального существа. Групповой опыт формирует представление о норме конкретного слоя общества, коллектива, определяя его отношение к различным проявлениям пьянства, терпимость и амплитуду возможных вариаций поведения. Этими же факторами будет определяться понятие данной социальной группы о болезни. Таким образом функциональный подход к определению границ заболевания освобождает от фатальности симптоматического подхода.

   Появление симптома не равнозначно появлению заболевания. Выраженность симптома должна быть достаточной для нарушения функций организма.


Рецензии