Вор
— Будем знакомы. Коллеги зовут меня Артистом. Для тебя — дядя Лёня.
— Вальдемар.
Редкие прохожие в спальном районе города вряд ли обратили внимание на рукопожатие мужчин — первого, молодого, худосочно-сутулого, чуть суетливого, и второго — приятной внешности шатена лет на десять постарше. Люди не могли знать, что тот, который постарше, — ни разу «не засветившийся» вор-карманник, а второй — его новоиспечённый ученик.
— Как Папочка?
— Хорошо. Передаёт вам привет от всей семьи.
— Вот и славненько. С сегодняшней минуты мы родственники… Как тебе мой город, племянник? Красиво?.. С погодой мы угадали: солнце, облачка… Хороший климат способствует уверенности в работе.
— Что, прямо сейчас будем работать?
— Уже работаем. Вечером в центре собираются сливки общества: бизнесмены, журналисты, политики, писатели, бандиты, богатые истерички... Шампанское, девочки...
— Что я буду там делать, дядя Лёня?
— Улыбаться. Наблюдать. Общаться. Цитировать Пушкина. При этом не теряя меня из вида. Короче, вести себя свободно.
— А если спросят чего-нибудь неудобное?
— Так отвечай. Но не ври, не изворачивайся: если ложь не красит человека, почему она должна спасать его в трудную минуту?.. Слушай, приоденься, что ли: кроссовки, джинсы, футболка — там, между прочим, фейс-контроль, и белая ворона мне не нужна.
Мужчины пересекли площадь, направляясь в сторону торгового центра.
— Валёк, примерь вот этот костюмчик… По-моему, неплохо. Кстати, папочка тебе объяснил, как должен действовать честный вор?
— Трясём только толстосумов.
— Верно. Но не просто трясём, а красиво. И так же красиво надо расставаться с деньгами.
— Как это "красиво расставаться"?
— Ну, то есть иногда надо делиться с народом. Представляешь, некий безденежный бедолага попадает переплёт и внезапно получает помощь от неизвестного. Город жужжит от удовольствия!
…Перед входом в "заведение" Артист предъявил какие-то корочки, дежурно взглянул на небо:
— Капает… Фу… Ворчуном я стал — старею, что ли… Не бери в голову: на случай дождика мы припасли зонты. И не открывай мне дверь: я не дама твоего сердца. Ха-ха!
"Объект культурного наследия", казавшийся снаружи обычным классическим зданием советских времён, встретил блеском гранитного пола, сиянием хрустальных люстр, витиеватостью лестниц, пёстростью картин в стиле "модерн".
— Здравствуйте, господа, — наших героев остановила юная прелестница. — У нас беспроигрышная лотерея. Ваш номер 25. А ваш, — девушка взглянул на Вальдемара, — 26.
— Спасибо, мы вдвоём — молодому человеку ещё рано играть в лотереи. А что разыгрываете?
— Пока секрет.
— Обожаю секреты, — Артист выдал лучезарную улыбку.
— Хм, что за лотерея? — озабоченно пожал плечами ученик.
— Пока не знаю… А, здравствуйте, Георгий Валентинович. Как супруга? Мои самые лучше пожелания. Это мой племянник, подаёт надежды… Предполагаю, Валёк, очередное развлечение бесящихся с жиру. Обрати внимание на грузного господина в центре зала. Заместитель председателя Торговой палаты. Уже поддал. Мой клиент. Сейчас ты повернёшься и станешь смотреть за происходящим в зеркало… Через пять минут я в уборной…
Выждав назначенный срок, Вальдемар с дрожью в коленках приоткрыл дверь с надписью "Мужская комната"; но вместо ответов на томительные вопросы, "племянника" встретило невозмутимое лицо "дяди". Нет, ну это же надо быть каким артистом, чтобы одним лишь взглядом обозначить успех, прогнать сомнения и с ласковой решительностью вынести вердикт: ну чего ты мечешься, дурашка!
Разношёрстное собрание, между тем, "побратавшись", обменявшись городскими слухами, и свежими анекдотами, обговорив детали дел и делишек, начало кучковаться возле сценки с микрофоном.
— Уважаемые господа, — возвысился над аудиторией женский голос, усиленный техникой, — поблагодарим нашего спонсора — "Торговую палату" и её учредителей. Надеемся, мы встретились не зря: познакомились, наметили новые планы во благо горожан. Минут через пятнадцать банкет. А теперь сюрприз. Особенно это касается тех, кто участвует в лотерее. Мы хотим предоставить слово одному из вас — пусть расскажет о себе, о своей работе. Итак, пожалуйста, достаньте номерки, полученные на входе. Сегодня в нашем конкурсе победил… победил… номер… двадцать пять.
Вот так поворот! Артист вздрогнул, зачем-то поправил галстук и неуверенной (во всяком случае, так показалось Вальдемару) походкой направился к микрофону. Провал!
Ученик оглянулся, пытаясь взглядом нащупать выход; пальцы напряглись в кулаки, на лбу выступил пот.
— Добрый вечер.
Это был голос Артиста. Потом пауза — оглушительная, мучительно-бесконечная…
— Если вы пока не нашли себя, мир подождёт. А если нашли — так найдите же время и для радости; поскольку если мир скрипит зубами, но терпит вас, — значит, вы ему по какой-то причине нужны.
— Вы предприниматель? — послышался хриплый мужской голос.
— Все люди предприниматели. Кто-то вкладывает в себя, кто-то — в наследника, кто-то — в единомышленника. Я предпочитаю последнее.
— Чем занимаетесь? — поинтересовался некто рядом стоящий.
— Моя профессия — деньги и планирование в широком смысле, помноженные на вдохновение. Причём "вдохновение" я написал бы с прописной буквы. Когда обстоятельства жизни благоприятствуют твоим планам, ты чрезвычайно горд, тебе кажешься, что ты выше остальных. Примерно, как я, стоящий на этой сцене. Шутка.
— Что-то возглавляете?
— Фонд социальных инвестиций. Понимаете, часто человек хранит деньги в кармане. В буквальном смысле. Так вот, такие деньги работают вполсилы. Наша задача — дать им второе дыхание.
— Почему мы не слышали о таком фонде?
— Моему фонду всего одни сутки.
— Ваши будущие клиенты?
— Вы.
— Как собираетесь бороться с конкурентами?
— Никак. Вообще о них не думаю. Я привык отдаваться работе двадцать четыре часа в сутки, пусть конкуренты делают то же самое, если смогут.
— Ваши враги?
— Мнительность. Слишком большое значение придаю всякого рода мелочам, не имеющим отношения к моей работе. Например, позавчера, судя по сообщениям СМИ, под колёса машины попал рабочий, отец троих детей — и в результате этой ночью я плохо спал. Ну согласитесь, разве можно качественно работать, если находишься в плену неспокойствия? Что делать: принимать успокоительное? Ни в коем случае: данное средство из разряда слабодействующих. Я просто перечислил небольшую сумму пострадавшей семье, и в итоге избился от проблемы.
— Интересная мысль. Но поводов грустить много. У меня, например, недавно в супермаркете из кармана вытащили сто долларов. Сумма небольшая, конечно, но…
— Что я вам могу сказать… Постарайтесь не паниковать из-за небольших неприятностей; ведь разбитая чашка — к счастью, а пропавшая мелочь у многих почему-то вызывает огорчение.
— Рынок акций сейчас падает. От каких вы посоветовали бы избавиться?
— Законы рынка — не физические, их выполнять необязательно; успех — исключительно в ваших руках. Неподготовленность, ненатренированность — вот от чего следует избавляться.
— Что-то продаёте?
— В последнее время продаю личный опыт.
— Какова ваша цель на этом собрании? Надеетесь найти спонсора?
— У меня немного другие задачи... Ваш покорный слуга может позволить себе икру и мраморную говядину каждый день. Но если он здесь, то, по-видимому, ему всего этого мало.
— Вы можете дать совет начинающему предпринимателю? Что главное?
— Главное — люди. Поэтому не поленитесь — изучите окружение: узнайте привычки и наклонности каждого. Не готов человек к работе с вами — значит, вы тоже не готовы, отложите дела с ним, переключитесь на другого.
— Вы, очевидно, придерживаетесь жёстких привил? Обираете клиента до нитки?
— Боже упаси. Обычно беру небольшую долю из того, что мог бы заработать. На банкроте, как на бедняке, вообще не заработаешь. А так, наше сотрудничество будет продолжено.
— Вы собираетесь привлекать к работе сотрудниц? Вы женаты?
— Не женат. И сотрудниц пока привлекать не собираюсь. Женщина не обязана обеспечивать мой успех, она должна выбрать для себя наиболее успешного — такова её природа. А человек, стоящий перед вами, пока что, увы, не приобрёл черты триумфатора. Я ошибаюсь?
— Нет-нет, я с вами согласна! Какой вы видите свою спутницу?
— Совершенно обычной. Что хочет женщина от мужчины? Покровительства, опеки, защиты. Женщина называет это любовью. Постепенно вера в этого человека становится смыслом её жизни. Женщина не перестанет любить, даже если у обожаемого ею наступят чёрные дни — а это, поверьте, может случиться — и однажды его могут увести в наручниках, бросить за решётку, приковать к позорному столбу, возвести на эшафот.
Народ оживился.
— Спасибо, друзья! Нам, к сожалению, пора, — Артист эффектно помахал публике ручкой, сошёл со сцены.
— Газета "Острое перо", — проворковала вдруг невесть откуда взявшаяся грузная особа. — Мы готовы заключить с вами контракт. Нам нужен помощник главного редактора…
— Позвольте, я подошёл раньше, — перебил мужчина в ярко розовой рубашке. — Агентство "Гармония". В вас явные задатки стилиста. Мы предлагаем вам место исполнительного директора. Возможности огромные…
— Какие у вас возможности? — за спиной у Артиста раздался звонкий мужской дискант. — Вот я представляю крупную рекламную корпорацию. Ваш талант убеждения нам очень подходит.
— Наша газета имеет высокий рейтинг, — вновь заявила о себе "полненькая".
— Не слушайте её, — "розовая рубашка" саркастично изогнул брови, — год назад они чуть не обанкротились!
— Он финансист...
— Ерунда, обойдётесь без финансиста, нам нужен пресс-секретарь в силовых структурах…
— Послушайте голос разума: у человека задатки писателя…
Окружение на глазах превращалось в неуправляемую толпу и становилось всё более агрессивным.
Ученик, наблюдавший за "охотой" на своего патрона, на секунду забыл о "побеге" и от напора соблазнительных предложений едва не присвистнул от удивления.
— Господа, — послышался, наконец, голос Артиста. — Вы мне все симпатичны, у каждого из вас есть своя логика. Но мне нужно время подумать… (Артист взглянул на свои швейцарские часы, добытые когда-то в противостоянии с миллионщиком из Петербурга) Я ничего не исключаю, но… У меня обязательства. Перед людьми. Перед моим делом. В конце концов, перед самим собой… Выше голову! Надеюсь, когда мы вновь встретимся, вы будете мне рады.
В ответ раздались дружные аплодисменты.
"Потерявшийся" среди аплодировавших, ученик размазал пот на лбу: входная дверь вновь манила к себе. Блин, где же "дядя"?
— Вальдемар!
Молодой человек не заставил себя ждать — на знакомый голос отозвался лёгкой рысцой.
…Они вышли из парадной. Начал накрапывать дождик. Ученик засуетился, достал зонт, помня, что напарник терпеть не может слякоти. Но, кажется, старался зря: Артист шёл медленно, не обращал внимания на непогоду и глядел вдаль молча, отрешённо, словно человек не от мира сего, пытавшийся совладать с мыслями, понятными лишь ему одному…
17.06.2023
Опубликовано: З48 Зелёная улица: альманах молодых вятских литераторах / ред.- сост. О.Л.Шуклина-Юрлова; Правительство Кировской области, Министерство культуры Кировской области; Кировская ордена Почёта государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И.Герцена; Кировское областное отделение Общероссийской общественной организации "Союз писателей России". - Киров: КОГБУК "КОУНБ" им. А.И.Герцена; ООО "ВЕСИ", 2024. - Вып.9.- 272 с.: фот.
ISBN 978-5-4338-0592-7
УДК 821.161.1 ББК 84(2=411.2)6
Свидетельство о публикации №226013102135