Красноярские гастроли

В 1992 г. характер трудовой деятельности Старателя вновь поменялся и период так называемого «межсезонья» закончился. Связано это было с тем, что мужчина получил предложение о трудоустройстве в геологоразведочную экспедицию. Воспоминания о случившемся в 1985 г., когда он в результате драки  с некими персонажами из «дружеской» компании выжил лишь по чистой случайности, были еще свежи. Ко всему прочему, его из-за этого уволили из артели «Полюс».

Старателя уговорил начальник Североземельской партии. Мужчине, как профессионалу, предстояло организовать добычу россыпного золота на Острове. С этой целью его приняли начальником золотодобывающего участка. Дело было знакомое и постепенно, как говорят - «процесс пошел».

Предприятия по добыче драгоценных металлов: золота, металлов платиновой группы (МПГ), серебра работали по всей России. Старательские организации  вносили достойный вклад в это «благородное» дело. Добытое шлиховое золото сдавали на аффинаж – комплекс технологических процессов для глубокой очистки драгметаллов от примесей. Самородки, имеющие особую ценность, как правило, сдавались отдельно.

Снарядились как-то Инженер и Старатель в славный город Красноярск с очень важной миссией. Им предстояло сдать на Красноярский завод цветных металлов им. В.Н. Гулидова на аффинаж некоторое количество металла (шлихового золота), добытого на Острове. Аффинажный завод возник еще в 1941 г. и занимался производством драгоценных металлов и изделий из них. Главным поставщиком металлов платиновой группы, золота и серебра служил Норильский горно-металлургический комбинат.
 
Транспортировка такого рода ценного груза мероприятие ответственное и даже опасное при неправильной организации процесса. Можно было заказать его сопровождение, но зачастую небольшие золотодобывающие артели действовали по старинке. При помощи определенных кодированных слов сообщали об отправке металла, например:

- Высылаем посылку с рыбой!
- Понял, - подтверждал встречающий человек.
 
Это мог быть представитель организации или просто хороший знакомый. На служебном или личном транспорте «посылка» доставлялась к месту назначения.

Завод производил техническую очистку золота максимально до пробы 99,99% (четыре девятки). За аффинаж и прочие накладные расходы удерживалась определенная плата. На счет предприятия в зависимости от цены и количества полученного металла перечислялись денежные средства.

Отправка, транспортировка и сдача металла требовала соблюдения определенного алгоритма действий и оформления необходимых документов. Инженер часто предпочитал действовать по упрощенной схеме и решать вопросы в рабочем порядке. Старатель также не очень любил всякие формальности.  Несмотря на предупреждение инспектора первого отдела, мужчины решили особо не напрягаться по этому поводу. В сопровождении Инженера и Старателя особый груз на служебном автомобиле был отправлен в аэропорт. Далее авиатранспортом им надлежало сопроводить «багаж» в Красноярск на завод цветных металлов для аффинажа.

В аэропорту Алыкель г. Норильска их задержали. Не было должным образом оформлено разрешение на вывоз металла. Именно об этом предупреждали мужчин в спецчасти. О задержании подозрительных лиц, бывших еще и при оружии, сообщили в экспедицию. Начальник, узнав о случившемся, матюкнулся и дал необходимые распоряжения по разрешению ситуации. После этого мужчин отпустили и они продолжили свой путь. Далее все происходило благополучно. Старатель рассказывал, что встретили их должным образом и с сиреной и мигалкой доставили на завод.

После сдачи металла и оформления документов мужчины с чистой совестью  поехали в гостиницу, заселились в нее, а затем отправились в ресторан, отметить «мероприятие». Решили так сказать устроить «забег в ширину». Сразу вспомнился фрагмент из фильма «Угрюм-река»:

- Раздайсь! Прочь орда! Приискатель прет! … Я Иван Пятаков – куплю и выкуплю.
Далее он добавлял:
- Прочь деревня! ... Гуляй наша!

У стойки в баре-ресторане не понравился им небольшого роста мужичок, который, по их мнению, вел себя нагловато. Здесь Старатель и решил его немного поучить, а кулаки у него пудовые и удар хорошо поставлен. Одним словом – мастер спорта по боксу, хотя и бывший. По жизни он был рубаха-парень, но в некотором подпитии всякое могло случиться. Выпив и закусив, мужчины отправились к себе в номер.

При выходе из лифта их встретила целая бригада добрых молодцев. Старатель сразу получил удар в голову. Здесь и пошло «месилово». Били точно и больно. Мужчине дверью лифта травмировали пальцы. Досталось и Инженеру. Короче, поколотили их изрядно. «Бандюганы» поступили в некоторой степени благородно, оставив искателям приключений документы. Однако, имеющиеся у пострадавших при себе денежные средства они забрали в качестве компенсации. Хорошо, что  сопровождающие предусмотрительно сдали стволы в гостиницу на хранение. Всякое могло случиться. Служебное оружие стали бы непременно искать соответствующие органы. В 90-е годы такого добра у лихих людей в Красноярске было предостаточно. Как оказалось, персонаж в ресторане, с которым «повздорил» Старатель, являлся местным криминальным авторитетом. Заглянул он в ресторан немного «оттянуться», а здесь такая незадача с ним приключилась. Завсегдатаям заведения авторитет был знаком, в отличии от заезжих норильчан.  К ресторану быстро прибыли его бойцы, которые знали свое ремесло и преподали им хороший урок.

Инженеру и Старателю оставалось теперь подаваться в родные места зализывать раны, что они и сделали. Приключений в этих красноярских «гастролях» им вполне хватило. Возвратившись в Норильск, они доложили начальству о выполненном поручении.

Не зря гласит ассирийская поговорка: «Никогда не дергай льва за усы! Не обижай малого детеныша, быть может, это детеныш льва». Вот так и небольшого роста гражданин оказался не детенышем, а старшим в местной бандитской бригаде.
Короче, немного погорячились норильские «гастролеры».

Жизнь людей учит, но лучше учиться на чужих ошибках. Правда, так получалось далеко не всегда.

Январь 2026 г.               


Рецензии