Посредник. Глава 2 - Конструкция

Офис BNP находился в нескольких кварталах от Оперы. Гайдамак поднялся на четвертый этаж, прошел к приемной. Секретарша кивнула, открыла дверь в кабинет.

Филипп Дюран встал из-за из-за массивного стола из черного дерева. Мужчина лет пятидесяти, костюм-тройка, золотые запонки. Рукопожатие деловое, короткое.

— Мосье Гайдамак. Пьер говорил о вас. Садитесь.

Гайдамак сел. Кабинет был обставлен со вкусом — темное дерево, старинная карта Африки на стене. В углу стояли напольные часы в футляре из красного дерева. Маятник качался за стеклянной дверцей, еле слышно тикая.

— Кофе? — спросил Дюран

— Нет, спасибо.

Банкир едва заметно кивнул.

— Пьер объяснил общую ситуацию, — сказал он. — Ангола нуждается в финансировании. Мы готовы рассматривать такие запросы, если всё оформлено правильно.

— Мне нужно понять механику, — сказал Гайдамак. — Как превратить будущую нефть в деньги прямо сейчас.

Дюран слегка улыбнулся.

— Как говорится, дьявол в деталях, а бог — в конструкции, — сказал он. — Если объяснять простыми словами, Sonangol — государственная компания, признанная на рынке, а её нефтяные контракты — надежный актив. Будущие поставки этой нефти можно заложить под кредит. Это нормальная практика, хотя и не очень распространенная.

— Под какие объемы банк даст кредит?

— Будет зависеть от цен на нефть и графика поставок. Скажем, Sonangol обязуется поставлять определенное количество баррелей в месяц два-три года. Мы оцениваем стоимость этого количества нефти, применяем скидку процентов тридцать — чтобы учесть, что цены меняются, — и даем деньги под это обеспечение.

— На имя Sonangol?

— Нет, зачем же — сказал Дюран. — Юридическая конструкция будет следующая: Sonangol дает вам письмо-гарантию в пользу третьей компании — посредника. Ваша эта фирма или нет — не имеет значения, все равно таких фирм в дальнейшем вам понадобится несколько. Банк открывает специальный счет на имя этой компании-посредника. Деньги поступают на этот счет, а компания их использует согласно контракту.

— Как будет сформулирован контракт?

Дюран сложил пальцы домиком.

— Контракт на торговое финансирование. Компания-посредник закупает промышленное оборудование у поставщиков в Европе, чтобы поставить его в Анголу. Поскольку денег у компании нет, она берет кредит под будущие платежи от от правительства Анголы точнее от их Sonangol. А банк обслуживает движение кредитных денег в рамках этого соглашения. Вот и всё. Стандартная международная торговля как она есть.

Гайдамак слушал внимательно.

— А если кто-то спросит, что именно покупается?

Часы пробили один раз, негромко и низко. Дюран не обратил внимания, он посмотрел на Гайдамака спокойно.

— Никто ни о чем не спросит. Потому что спрашивать — не наша функция. Наша функция — обеспечить движение денег в рамках контракта. Банк не инспектирует товар. Мы обслуживаем платежи.

— Но банк в курсе всего.

Дюран слегка наклонил голову.

— Быть в курсе и видеть, это разные вещи, мосье Гайдамак. Как говорится, что глаза не видят, о том сердце не болит. Видеть — значит нести ответственность. Документы-то оформляются так, чтобы банк мог и не видеть. Формально всё чисто. Контракт есть, гарантия есть, деньги идут по графику. Юридически мы обслуживаем обычную торговую сделку.

— Компании-посредники, — сказал Гайдамак, — где они регистрируются?

— Остров Мэн, Кипр, Панама — стандартные места, — ответил Дюран. — Первая получает гарантию от Sonangol. Вторая заключает договор с поставщиками. Третья занимается доставкой. Каждая работает только и исключительно по своему контракту. И никакого обмана, мосье Гайдамак, это — юридическая конструкция.

— Конструкция, — повторил Гайдамак.

— Именно. Мы превращаем одно в другое, не нарушая правил, и не подделываем никакие бумаги.

— Сколько времени нужно на открытие счета?

— Две недели если всех документы в порядке. Гарантия Sonangol — это самое главное, плюс устав компании, контракт с поставщиком гм… оборудования. Всё это должно быть правильно оформлено.

— Комиссия?

— Обычная, два процента от суммы, плюс обслуживание счета. Эти детали второстепенны.

Гайдамак встал.

— Спасибо, мосье Дюран за ваше время и прекрасное введение в курс дела.

Дюран тоже встал, протянул руку.

— Рад работать с профессионалами. Пьер знает, как меня найти, вы тоже. Доверие — основа долгих отношений. Всего хорошего, мосье Гайдамак.

Часы пробили половину.

Гайдамак вышел на улицу, где его ждал верный мелкий дождь. Конструкция. Он раскрыл зонт и поспешил к станции метро.


Рецензии