Белое солнце пустыни. Новое прочтение
Признаюсь, дабы не было вопросов, кинокритик из меня никакой.
Кинотеатры не посещаю уже лет 40.
Но если захочется что – либо посмотреть – интернет всегда под рукой.
Последние просмотренные мною фильмы, это фильмы гениальных режиссеров Андрея Звягинцева «Левиафан» и Ларса фон Триера «Нимфоманка».
Тем не менее, учитывая мой возраст, считаю себя вправе малость побрюзжать над фильмом, избранным мною совершенно случайно для этой цели.
Почему я избрал именно этот фильм.
Сам не понимаю.
То ли по ящику была рекламная вставка, то ли в беседе с кем – то из приятелей всплыли какие – то слова из названия фильма.
Не знаю.
Но, как всегда, название фильма прочно разместилось в подсознании.
Не сразу сумел понять, несколько дней мысленно пережевывая название фильма, что случилось.
Что ж, как всегда, дабы избавиться от наваждения, пришлось перевести мысли об этом фильмы из подсознания в сознание.
Ах да, надо же назвать фильм!
Ловите, «Белое солнце пустыни».
Нет, я не могу сказать, что и тогда, лет уже, пожалуй, 50 назад, когда я посмотрел фильм, он не произвел на меня никакого впечатления. Более того, не понимал восторгов теледикторов, восхищавшихся фильмом с пеной у рта.
Но сегодня, имея большой жизненный опыт, в состоянии с позиций этого опыта описать, нет, не мое восприятие фильма, а его оценку, обращая внимание на мелочи, мимо которых прошли многочисленные публикаторы рецензий.
На мелочи, которые мне кажутся значимыми для оценки.
Разумеется, начал с изучения статьи о фильме в электронной библиотеке.
Прежде всего, настораживает сообщение, что съёмочный коллектив и актёрский ансамбль были удостоены Государственной премии Российской Федерации в 1998 г.
И это через 30 лет после премьеры фильма в умершем государстве СССР.
Напомню, фильм сделан в СССР, тема – об установлении советской власти в азиатской республике, то бишь, тоже про СССР, а госпремию присудили в другом государстве – обломке СССР.
Не смешно?
При жизни СССР не нашлось причин выдвинуть фильма на Госпремию?
И это, несмотря на множество хвалебных отзывов.
Стоит задуматься, почему.
Замечу, что производство кинопродукции является одним из видов коммерческой деятельности.
Но, как всегда, в СССР все было поставлено с ног на голову.
Ни о какой коммерческой деятельности речи и не шло.
Куча начальников, один вслед за другим решали судьбу того или иного кинопродукта.
Как при этом все – таки появлялись явные шедевры, ума не приложу.
Например, фильм режиссера и автора Александра Аскольдова «Комиссар» был готов к просмотру уже в 1967 г. В ролях были задействованы на тот момент, пожалуй, лучшие актеры советского кино. Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Василий Шукшин, Раиса Недашковская.
Фильм «Комиссар» вполне можно назвать лучшим фильмом в истории советского кино и одним из лучших фильмов в истории мирового кино.
А Нонна Мордюкова была признана за работу в этом фильме лучшей актрисой 20-го века.
Но, увы, встреча со зрителем состоялась по истечении 20 лет - 11 июля 1987 года,
после чего он с триумфом прошёл по экранам многих стран и собрал целую коллекцию наград.
Статья в Вики о фильме «Белое солнце пустыни» свидетельствует, хотя прямо об этом и не сказано, что фильм шел очень тяжело.
Но я же не об этом.
Мне пришлось обратиться, как всегда к мелочам.
Поскольку, как я уже упомянул выше, создание художественных фильмов представляет собой один из видов коммерческой деятельности.
Каждая киностудия поэтому имеет хорошо оплачиваемого литературного консультанта, в задачу которого входит поиск в огромной массе литературы подходящего для реализации сюжета или сценария. После чего начинаются переговоры с автором о стоимости его услуг.
То есть бухгалтерия процесса вполне понятна.
Но здесь же, при создании нашего фильма, финансовая схема была совсем иной!
Нам сообщает Вики , что в целях более эффективной деятельности на почве создания художественного кино, с 1966 г. в кинематографической системе СССР начала работать ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия) - коммерческое предприятие с широкой свободой действий по подбору кадров и выбору творческого материала и могла не согласовывать свои действия с Госкино СССР. Было задумано, что финансирование деятельности ЭКТ будет происходить на основе самоокупаемости.
Вот такой старт – ап.
Но, очевидно, что отсутствие первоначального капитала для такой деятельности, потребовало привлечения заемных средств.
И на что же, кроме зарплаты организаторов старт – апа пошли эти средства?
Заглянем в виртуальные бухгалтерские книги.
Не поверите, не на поиски экономически эффективного готового сценария, сулившего огромную денежную отдачу в прокате, а на написание сценария будущего шедевра.
Шедевра, выпуск которого, предполагался очень быстрым, чуть ли не к 50 – летию советской власти – к 7 ноября 1967 года.
Вообще, 50 – летие советской власти, стало какой – то роковой датой. Все намеченные в СССР мероприятия к этой дате пошли как – то не так!
Как говаривал В.С.Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Это я о словах и.о.министра обороны, тьфу – тьфу, конечно же министра нападения СССР Маршала Гречко, сказанных им в конце января 1967 года на сходке главарей военного ведомства о том, что к упомянутой дате доблестные войска Советского Союза сделают подарок руководству государства – Израиль будет уничтожен.
К маю 1967 г. было для этого все готово.
Египет и Сирия – поставщики пушечного мяса, накопили нужное количество советского вооружения.
Вдоль центральной улицы столицы советского государства – улицы Горького, ныне Тверской, начиная от Манежной площади и до Белорусского вокзала, были установлены остекленные стенды для демонстрации фотографий о том, как гусеницы советских танков будут бороздить улицы израильских городов, как будет происходить Парад Победы над Израилем.
Словом, к этому было все готово.
Но что – то пошло не так, как было запланировано.
5 июня 1967 года Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) начала вынужденные боевые действия, позже названные Шестидневной войной, 55-ю годовщину которой мир отметил в этом году, совсем недавно.
Шестидневная война стала триумфом легендарного израильского военачальника Моше Даяна, за одни сутки ставшего известным всему миру.
Ну, а СССР вместе с Египтом и Сирией получили удар по морде ботинком израильского солдата.
Что сказать?
Брежнев очень переживал. Не мог нормально кушать, черная икра совсем в горло не лезла.
Я не случайно вставил информацию о Шестидневной войне.
Как сообщает нам Вики, нет, я не смеюсь, работа над сценарием будущего шедевра, была начата на 3-й день уже идущей Шестидневной войны, 7 июня 1967 г., результат которой тогда был еще неизвестным, надо думать как необходимость создания и отражения в кино боевой мощи русского оружия, которое, конечно же, легко победит в этой битве.
Но, увы, надо вспомнить известный закон Мэрфи: «Если вы думаете, что дела пошли хорошо, значит вы чего – то не учли!»
Так что, дело со сценарием прославления русского оружия сразу не заладилось.
А как можно было б подать прославление будущему зрителю?
Конечно же обозначив врага.
И на роль врагов были назначены басмачи.
Кто такие басмачи?
Сегодня мы, уже имея опыт свободного от советского агитпропа мышления, понимаем, что этим хлестким словом в СССР обозначались участники среднеазиатских национально – освободительных движений, борцы с установлением советской власти и русификацией среднеазиатских республик, которым была уготована весьма незавидная роль, следовать в фарватере имперской политики Москвы, испытывая огромные трудности существования.
Что и произошло в итоге,
Достаточно вспомнить Голодомор в Казахстане.
14 сентября 1967 года, увы к 50 –летию не успели, сценарий картины под новым рабочим названием — «Пустыня» — было предложено включить в тематический план Комитета по кинематографии СССР на следующий год.
Сценарий, как нам сообщает Вики, был переработан.
Доля национального колорита героев – азиатов уменьшилась, а роли русских героев (Сухова и Верещагина) стали более выпуклыми.
Съемки были назначены на 1968 год.
Название картины — «Белое солнце пустыни» — было предложено первым заместителем председателя Госкино, Владимиром Баскаковым. Он, как распорядитель финансов тоже захотел поучаствовать в дележе финансового пирога, попав в творческую группу создателей фильма. Куда ж мог деться режиссер – Владимир Мотыль, согласился!
Хотя причем здесь белое солнце и что это такое.
Вполне возможно, что в этом названии речь идет о расовых отличиях русских героев фильма и наделенных отрицательной коннотацией мусульманских героев.
Трудно понять.
А теперь о премьере и прокате.
Тогдашний директор «Мосфильма» Владимир Сурин ознакомился с картиной 18 сентября 1969 года и остался недоволен ее качеством. В итоге не подписал акт о приёмке и не рекомендовал картину к прокату.
Для создателей и руководства исправленная в соответствии с замечаниями ограниченная премьера версии картины состоялась 14 декабря 1969 года.
Премьера на широком экране для зрителей столицы состоялась 30 марта 1970 г.
И до конца года фильм просмотрело 50 миллионов человек.
Разумеется, в стране, с населением в 200 с лишним миллионов человек, с более, чем 70% соплеменников положительных героев фильма, могло ли быть иначе.
Уверен, что фильм был проигнорирован советскими мусульманами, из – за его антимусульманской направленности.
Но, фильм нещадно критиковался и специалистами киноиндустрии.
А что еще можно было посмотреть в кинотеатрах в то время.
Кинорепертуар страны советов был весьма беден.
А тут некое подобие вестерна, к жанру которого уже без всякой рекламы сумели прикоснуться в Советском Союзе по официальной оценке 67 миллионов человек, хотя учитывая тогдашнюю популярность фильма, вполне можно утверждать, что оценка занижена.
Это я про американский фильм «Великолепная семерка».
Скажу вам, для меня, тогда школьника старших классов, этот фильм в 1965 году стал открытием, как будто побывал на другой планете.
До сих пор помню не только имена всех героев фильма и походку Юла Бриннера, игравшего Криса, но даже музыку.
Стало быть, в сегодняшних реалиях фильм «Белое солнце пустыни» вполне можно оценивать уже не так, как прежде, не как вестерн, или, как нам предлагается спецами киноиндустрии, как истерн, а как псевдоисторический фильм о национально – освободительном движении в среднеазиатских республиках.
Я не стал прикасаться к теме азиатского колорита, но все – таки хочется указать на одну ошибку сценаристов.
В исламской среде существует имя не Абдула, а Абдалла.
Или раздельно Абд Алла – Раб Аллаха.
На этом все.
06.07.2022
Свидетельство о публикации №226020101212