Аня
В начале семидесятых годов, я часто ездил в Переславль-Залесский на скульптурную творческую дачу. Там под эгидой Союза художников, ещё неопытные мастера учились у продвинутых скульпторов из столицы, со всей необъятной страны…
Обязательным условием было работать с обнаженной моделью, как с мужской так и с женской…
В основном натурщиками были молодые люди, так как, нужна была некоторая выносливость работать по два часа до обеда и два после…
Уставали и художники и модели… И так непрерывной работы два месяца.
После такой ударной работы, конечно уезжали другими людьми, увозя с собой работы которые в обычной жизни никогда бы не сделали… Способствовала этому та особая энергетика, которая возникает в группе благодаря здоровому соперничеству. Ибо дух, я лучший, никто не отменял…
Конечно, многое зависело, от того кто вёл группу, но и не меньше от модели которая позировала…
Кто ездил почаще, были поначалу несколько удивлены, что вместо молодой натурщицы нас встречает пожилая уставшая женщина, даже кой-кто вздохнул с разочарованием…
Когда прекратился шум устанавливаемых станков и проволочных каркасов, все с удивлением увидели статную даму, стоящую в такой естественной позе, что хотелось, как бы поточнее выразиться, не ударить лицом в грязь… То есть соответствовать образу исходящей от этой модели…
Проработав первую половину дня, решили познакомиться с ней поближе…
Оказалась очень простая женщина, но у которой оказалась удивительная судьба, которая сводила её с многими крупными русскими художниками…
Довелось ей позировать у Коненкова Сергея Тимофеевича в шестидесятых годах, и быть одной из многочисленных натурщиц Пластова Аркадия Александровича… На улице их конечно не искали, так как был своеобразный комбинат при Союзе художников. Но многие подолгу работали с понравившимися моделями, так зачастую и попадали в прообразы будущих произведений…
Аня, видимо своим типажом настолько искренне передавала идею, которую хотели воплотить художники, что её присутствие невольно являлось некой музой, без которой таинства акта искусства, могло бы и не произойти..
Художники, тонко чувствуют этот проводник и порой не расстаются с ним всю жизнь… В какой-то мере это происходило и с Аней.
Эта обоюдная зависимость, не связывала и ни к чему не призывала, но странным образом переходила в создаваемый образ…
Иногда, Аня в перерывах куда-то исчезала, появившись доставала из сумки подмороженные яблоки -дички и пыталась угостить нас:
- Попробуйте немного, они подмороженные, сладенькие с горчинкой - такие же как моя судьба…
Хотя кормили нас на даче отменно, но насколько я её помню, у неё эти яблоки в сумке были всегда…
Доходило до смешного, порой по вечерам устраивали вечеринки с танцами, где хотелось немного отдохнуть от напряженной работы. Собирались все дачники и приходили порой представители обслуживающего персонала, звучит удивительно, но и такое было.
Приходил и пожилой завхоз, он одевал видимо для солидности чёрный парадный костюм и поправляя усы, норовил пригласить Аню на медленный танец… Он долго готовился, мялся, даже уже делал движение вперёд, но потом вдруг останавливался… Аня видимо решила разрядить обстановку и обратилась к нему:
- Пётр Алексеевич, голубчик, песня уже скоро закончится, давайте на следующий танец, я тут постою, рядом, - скушайте пока яблочко…
Ну, что делать, мы-то уже знали, как меняется выражение лица, когда откусываешь это яблочко… Что удивительно, яблоко было съедено с весьма приятной улыбкой.
Были моменты, когда усталость незаметно наваливалась и возникал гул от обсуждения какой-нибудь темы… А работала группа, человек двадцать…
Тут Аня неторопливо вмешивалась в беседу:
- Вы уж ребята, учитесь получше, вдруг бог что шепнет на ушко, надо же красиво рассказать об этом людям…
После этого, разговоры прекращались и опять начиналась сосредоточенная работа.
В перерывах она рассказывала о своём позировании Конёнкову, какой он был в быту как относился к натурщикам, кого приглашал, а с кем деликатно прощался:
- Спасибо, голубчик за потраченное на меня время. На вот десяточку на портвейн, выпей на здоровье… - Доставал из нагрудного кармана красненькую бумажку, виновато прощаясь с ним…
Конечно, не у всех приходящих натурщиков был дар позировать, некоторые просто формально отрабатывали свой час и забирая деньги забывали об этой работе…
Но умение преображаться из простой женщины в потрясающую модель было, конечно редкостью. Поэтому, однажды встретив такой редкий талант, художники держатся за него…
Это в полной мере ощутил и я, когда мне повезло увидеть это перевоплощение. При этом, такое естественное позирование не даёт усталости, так как отсутствует скованность, присущая позирующим поневоле…
Как Аня говорила, спорящим о своей правоте в творчестве:
- У вас, у всех разные дороги, а судьба одна - что нашепчет господь, показать людям по своему…
2026г.
Свидетельство о публикации №226020101249