Лунный вечер Цфасмана...
Первой заговорила она:
- Вот и наступил февраль. В этом году зима промелькнула крайне быстро, несмотря на затяжные морозы.
- Да, скоро весна, - от яркого света, проникающего сквозь занавес в окно, в его глазах заиграли солнечные зайчики, - Говорят, в последний день зимы мы будем наблюдать парад планет.
- Но Марс, увы, мы так и не увидим, - она глубоко вздохнула, - Толку-то от этого парада.
- Не переживай ты так, - он засмеялся, - Как минимум, пять звёзд будет обеспечено. 28 февраля на вечернем небе можно будет одновременно увидеть не пять, а шесть планет: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Меркурий и Венеру.
- И рядом с ними появится Луна, освещённая на 89%.
- Сто процентов! А Марс мы увидим утром 12 августа.
- Ты не шутишь?
- Разве такими вещами шутят? - он, как всегда, снисходительно улыбнулся и добавил, - И, что немаловажно, яркие объекты будут доступны для наблюдения без оптики...
Свидетельство о публикации №226020100832
Во время войны джаз-оркестр Цфасмана продолжал свои выступления. «Наш оркестр, как и весь радиокомитет, был эвакуирован в Куйбышев, — вспоминал Цфасман. — Именно оттуда в то грозное время раздавалась традиционная фраза: „Говорит Москва“. У нас при этом всегда с болью сжималось сердце… Наконец, весной 1942 года мы узнали, что едем на фронт. Мы старательно готовились к этой поездке. В нашей программе было много новых песен, среди них „Землянка“ К. Листова, для которой я сам писал аранжировку, „Моя любимая“ М. Блантера, „Маленькая Валенька“ Б. Фомина. Какие хорошие песни рождались в военные годы — чистые, благородные, мужественные, в них не было и намека на пошлость!»
Летом 1942 года джаз-оркестр ВРК дал в действующих частях более! 100 концертов. Исполнял он и чисто джазовую музыку, и рапсодии, и песни, и сатирические «Окна РОСТА». Осенью оркестр ВРК вернулся в Москву. Начались регулярные выступления по радио, продолжались концерты в воинских частях и госпиталях...
После войны Цфасман продолжил активную концертную деятельность.
Александр Наумович внимательно следил за развитием оркестрового джаза, изучал достижения западных джазовых музыкантов. Вначале он увлекался оркестрами Гарри Роя и Генри Холла. С распространением стиля свинг Цфасман особый интерес проявил к оркестру Бенни Гудмена. Но, конечно, любовью всей его жизни был Дюк Эллингтон.
«Те, кто когда-нибудь слышал игру А. Цфасмана, навсегда сохранят в памяти искусство этого пианиста-виртуоза. Его ослепительный пианизм, сочетавший экспрессию и изящество, действовал на слушателей магически». Несомненно, в игре А. Цфасмана ощущались классические традиции, прежде всего традиция Листа. Но как джазовый пианист Александр Цфасман никому не подражал. Он сумел выработать свой, неповторимый фортепианный стиль, который узнается мгновенно. Его отличительные черты — энергия и мужественность тона, красочность звуковой палитры, филигранная техника, упругий, крепкий ритм, строгая логика голосоведения и гармонии, тончайшая отделка фактуры.
Родился Цфасман Александр Наумович 14 декабря 1906 года в Александровске (ныне Запорожье), умер 20 февраля 1971 года в Москве.
p.s. Больше всего на свете Александр Цфасман любил джаз и цветы...
Лариса Башкирцева 01.02.2026 13:41 Заявить о нарушении