Адажио

   Если я правильно помню, Эдвард Григ говорил, что «слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем». А вы прислушивались к музыке своего сердца? Именно оно пишет гениальную, великую  музыку жизни, очень разную: в здоровом состоянии гармоничную, в больном – аритмичную какофонию. Мелодичность сердца выстраивает работу каждой живой клетки в организме.   Но даже самые великие музыканты всегда были в поиске  источника музыки, того самого Источника, из которого исходит все.
 
   Музыка говорит на языке сердца, на языке чувств. На том же языке говорит Вселенная. Я с детства помню, как физически менялось пространство, а вслед за ним и лица людей в зале Чайковского во время органного концерта. Незабываемый детский  опыт память сохранила на всю жизнь.
 
   Дмитрий Борисович Воденников в одной из своих публичных лекций поделился тем, что слышит «звук», с которым приходят стихи. Звук или «шум» слышала Анна Андреевна  Ахматова, возможно, тот самый, о котором говорил Теофиль Готье:  «Из всех шумов, какие только известны человечеству, музыка — шум самый дорогой».   А Борис Леонидович Пастернак  сформулировал  афористично, словно точку поставил: «Мир — это музыка, к которой надо найти слова!».  Удивительно, не правда ли? Такие разные поэты, абсолютно талантливые, и все об одном.
 
    Не планировала,  совершенно случайно зашла в программу «Голос» именно в тот момент, когда Эльмира Караханова  исполняла знаменитое «Адажио». Замирание души!  Я так и осталась стоять возле экрана, забыв о сводках погоды, о том, что собиралась на улицу. Адажио изменило мои планы на день. Почему-то  вспомнились Лара Фабиан и  Грегори Лемаршаль, а потом не забываемый Дмитрий Хворостовский и  юный  Димаш Кудайбергенов со своими прочтениями Адажио…   Оно непостижимым образом  объединило вокруг себя гениальных музыкантов.
 
   Человеческая память странно избирательна. Я вспомнила, что одним из моих давних  огорчений  было известие, что Адажио Альбинони вроде бы как и не его. Сейчас с четким введением авторского права подтверждается, что после 2048 года  авторство на  знаменитое Адажио, возможно,  пересмотрят.  Пишут, что многие рукописные партитуры и  архив Альбинони   были утрачены во время Великой Отечественной Войны -  погибли в руинах. Наверное, поэтому маэстро  остался одним из самых малоизученных композиторов эпохи барокко. По утверждению многих музыковедов,  Альбинони  не уступал в проявлении таланта Иоганну Баху и Антонио Вивальди.
 
   Да, так вот,   свое авторство на Адажио однажды предъявил  Ремо Джазотто. Он сообщил, что нашел шесть тактов мелодии, якобы написанных Альбинони в 1708 году, и реконструировал «Адажио соль минор для струнных инструментов и органа», указав свое авторство. Поди, разберись теперь…
 
   Так что же такое адажио?

   Адажио -  от итальянского  adagio, что означает: музыкальное произведение или часть его в медленном темпе.  Певучая, завораживающая музыка, всегда контраст с allegro, если речь идет о темпе. 
   
   Нам очень повезло. Мы можем слушать адажио Петра Ильича Чайковского  в балетах «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»,  Арам Ильич Хачатурян написал адажио к балету «Спартак», Сергей Сергеевич Прокофьев – к «Золушке», а Себастьян Бах - Адажио соль мажор, BWV 968 и это  далеко не полный список.

   И все-таки «Адажио Альбинони» - редкое, гениальное произведение на века.
   
   Я давным-давно влюбилась в голос  Ильдара  Амировича   Абдразакова, в  его исполнительскую манеру, в редкую нынче интеллигентность, в доброжелательность, открытость,  в его свет. Не знала, что в «Голосе» он будет присутствовать в качестве наставника. Теперь знаю и, конечно, стану следить за этим сезоном.  Ильдар Амирович  рассказал, как Эльмира Караханова пела с ним в опере «Борис Годунов». Изумительная вокалистка с очень большим будущим.  Ее Адажио, с глубоким личным прочтением,  было наполнено авторским содержанием и высоко профессиональным владением голоса.

   Лично меня глубоко тронули  слова Эльмиры в одном из интервью. Она сказала, что не строит планов на будущее, потому что знает, что  «течение»  несет ее в правильном направлении (могу предположить, что она вложила в эти слова  философский смысл – живое течение жизни). Лично же от нее самой требуется  не лениться,  работать, совершенствуя свой вокал, расширять репертуар и общий кругозор.

   Эти слова, обращены ко всем. Расширять кругозор – программа  вне возраста, потому что -  внутри смысла.
 
   Что еще добавить? Разве что  -  музыка обладает великой целительной силой?  Это факт общеизвестный.
 
   И, конечно, я не обойдусь  без «моего» дорогого  Харуки Мураками:  «Играть музыку – почти то же самое, что по небу летать».
 
Я не знаю, где найти тебя
Я не знаю, как отыскать тебя
Но я чувствую голос ветра,
Который говорит о тебе.
Ты – музыка.
Адажио.


Рецензии