22. Весна-лето 1559 года, Даниил Адашев

Глава из летописи-эпопеи “Между Западом и Степью”, которая состоит из пяти частей и описывает ключевые события истории Руси времён Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Великого, Ивана Грозного и Смуты

По мнению большинства членов Ближней думы, в которую входил и Алексей Адашев, следовало ограничиться захватом Юрьевского епископства и Нарвы. Дальнейшее поглощение Ливонии спровоцировало бы войну как минимум с Литвой и Швецией. Тогда о наступлении на Крым можно было забыть. Более того, татары перешли бы в контратаку и Русскому царству пришлось бы отбиваться от врагов на разных направлениях.

-Еле удалось уговорить господаря оставить Ливонию в покое, -признался Адашев брату Даниилу. - Он согласился отложить это дело только до зимы. Мы должны успеть провести успешную компанию против Крымского царства. В идеале — добить его! Господарь лично станет во главе войск. Тебе предстоит предвосхитить наши основные силы. Отправляйся в степь, принимай командование тамошними частями и иди на крымские улусы. Мы последуем за тобой чуть погодя.

Выбор главного воеводы авангарда был сделан по объективным причинам, а не потому, что Даниил являлся братом господарева фаворита. Если Алексей славился административными и политико-дипломатическими способностями, то Даниил обладал полководческим даром. К 1559 году на его счету были участия во взятиях Казани, Нарвы, Нейшлоса-Васькнарвы, Юрьева. Он отметился почти во всех военных компаниях. Исключение составляла разве только Астрахань. Алексей всегда бросал брата на те направления, которые считались основными и тот никогда не разочаровывал.

Все находящиеся на юге воеводы встали под руку Даниила. Лишь Вишневецкий не признавал его главенства, так как был князем и не мог ходить под командованием более худородного человека. Выход нашли в том, чтобы Вишневецкий наступал отдельно от остальных. Он выбрал донское направление.

Основному авангарду в количестве 8 000 человек достался днепровский путь. Под руководством Даниила русичи изготовили в Кременчуге ладьи и, сплавляясь по реке, подвергли разорению татарские селения. Потом спустились к самому морю, захватили Очаков. В плену оказались не только татары, но и турки.

-Идём на Тавриду! - после некоторых раздумий приказал Даниил. - Господарь с главными силами скоро ударит по Перекопу, а Вишневецкий — со стороны Тамани. Возьмём Девлета в клещи!

Высадившись на западе полуострова, они продолжили захват и разорение вражеских пунктов. Витязи Адашева освободили множество соотечественников, которые томились в басурманском плену. Девлет предпочёл где-то укрыться вместо того, чтобы защищать свои земли. Но русичи отразили несколько серьёзных атак мурз после чего, несмотря на первоначальные успехи, им стало туго.

-Что же господарь не объявляется? - беспокоился Даниил.

Постепенно крымчаки начали теснить его армию. Адашев вынужден был командовать отступление. Турецких пленников он освободил во избежание войны с султаном.

Возвращались тем же путём — по Днепру. Очухавшийся Девлет бросился в погоню с собранной ордой. Крымчаки обстреливали из луков русские ладьи, им отвечали пищалями. Добравшись до Монастырского острова, Даниил отрядил гонцов за подмогой и объявил, что противника придётся встречать здесь. Стали возводить укрепления. Татары окружили их со всех сторон... но на штурм не отважились, отступили. Можно было уходить дальше на север, что Даниил не замедлил сделать.


Рецензии