Монастырские истории. Коси коса, пока роса

Когда нам подарили коня Гошу и появилась первая корова Черничка, стало ясно, что летом нужно заниматься сенокосом.
Обители подарили старенький МТЗ-80, а потом косилку к нему купили. От знающих местных жителей слыхали, что сено на лугах начинают косить, когда на травах созреют семена. В нашей местности сенокос обычно начинается после Праздника апостолам Петру и Павлу, двенадцатого июля. И вот, отслужили в Пустыни литургию, пообедали, собрали имеющиеся грабли с вилами и все, кто мог двигаться, во главе с Батюшкой погрузились на трактор.


Траву два дня назад скосил наш тракторист и по его подсчётам, а он местный сельский житель, она должна была уже подсохнуть.
Когда вся честна компания выгрузилась на лугу, выяснилось, что не все умеют держать в руках грабли. В то время у нас гостил иеромонах отец Паисий, который был родом из деревни и о сенокосе знал не понаслышке. Он то и взялся за обучение. Ходил от сестры к сестре и объяснял им, что не надо колотить со всех сил траву, словно она враг номер один или же подбрасывать высоко в воздух. Наглядно показывал, как одним ловким движением грабель переворачивать и распушать подсохшую траву. Ученицы старались, но получаться стало не сразу.


Сена нужно было заготовить не мало. Остались ночевать на подворье и уже оттуда каждое утро ездили на тракторе на дальний луг. Погода стояла жаркая. Трава сохла быстро, благодаря нашему ворошению, а может и вопреки. Трудно сказать, возможно она и без нашей помощи высохла бы. Но, опасаясь дождей, сидеть сложа руки не могли и как уж умели, так и ворошили.


Когда сено было готово, братия-трудники закидывали его на телегу, а сёстры утрамбовывали. Укладывать сено на телегу — наука. Казалось бы, вали да и всё, но нет. Сначала на углы по охапке, затем вдоль бортов. Закрепляя всю конструкцию, закидываем на средину и хорошенько утаптываем. И так ряд за рядом на такую высоту, пока хватает длинны черенка вил. В конце затягиваем готовый стог веревками, чтобы на ухабах не растерять с такими трудами собранное сено. За эти же веревки нужно крепко держаться, чтобы и самим не слететь на ходу, когда в конце дня домой возвращались на гружёных телегах. Это было самым приятным действом за день. Из сестёр кто спал, а кто вполголоса церковные песнопения напевал.
 Погода продержалась и сено заготовили довольно быстро. От каждодневной работы на солнышке лица сестёр приобрели приятный золотистый цвет. Когда по делам обители некоторые бывали в городе, там интересовались: «Девчонки, на каком курорте отдыхали? » Сёстры молчали и только загадочно улыбались.


 На следующий год решили пригласить помочь с сенокосом молодых людей из города Космодемьянск, которые кикбоксингом и паркуром увлекались. Они ребята крепкие, тренированные.
 Выехали на луг, как обычно, рано. Выстроились в шеренгу друг за другом и началась работа. Сёстры уже со знанием дела дружно и слаженно махали граблями. А ребята веселились, кувыркались и прыгали через сено. К обеду притомились и стали работать поспокойнее. После обеда, по обычаю, отдыхали полчаса. Сёстры им и говорят: «Ворошить — самая лёгкая работа на сенокосе, грузить — тяжелее, а самое трудное, когда сено дома на чердак нужно выгрузить. Мальчишки отдыхали и с улыбкой слушали рассуждения сестёр.

 После обеда, как всегда, погрузка и домой. До подворья добрались, когда уже стемнело. Одну телегу решили утром в Пустынь отвезти, а вторую стали сразу выгружать на чердак сарая.
 Через полчаса разгрузки ребята как-то вдруг выдохлись. И тут сёстры догадались объяснить гостям про премудрость разгрузки гружёной телеги. Тут не главное с силой драть утрамбованное сено из-под ног, а нужно выгружать в обратном порядке укладыванию, т.е. Сначала со средины, потом от бортов и в конце из углов. Дело сразу пошло быстрее и веселее. А к концу работы в сарай заглянула повар сестра Фотиния и во всеуслышание прокричала вопрос старшей сестре, которая на чердаке сено утаптывала: «Я на ужин компот из сушеных яблок. Как ты думаешь, если процедить, червяки через марлю не пролезут? » Непосредственность повара окончательно подняла всем настроение и усталость, как рукой сняло. За ужином один из ребят поделился своими впечатлениями о прошедшем дне: «Изнывая сегодня утром на солнцепёке, утешал себя мыслью, что в аду точно тяжелее. И, когда вы говорили, что самое лёгкое из всего сенокоса это ворошить сено, думал, что шутите. А теперь уже на опыте узнал, что не шутили... Так оно и есть.»
 Последующие годы мы не раз просили их о помощи и они всегда с охотой отзывались. И с каждым разом сенокосить у них получалось всё ловчее и ловчее.

А как-то попросили помочь казаков из города. В тот раз было два трактора с телегами. Сёстры, как уже опытные в этом деле, умело ворошили и быстро сгребали. Казакам оставалось только грузить. Работали целый день, устали, но вида не показывали. Когда закинули последнее сено на чердак и поужинали, собрались домой. Отвозила их на нашем УАЗике сестра Александра. Так как дело было в субботу, старший из казаков в машине по пути спрашивает у остальных: «В какой храм завтра на литургию пойдём? » Вопрос повис в воздухе и ответом было молчание. Чей-то тихий голос прошелестел: «Кажется ни в какой…»


Рецензии