Основы мастерства

Вот и настал тот самый момент, к которому я так долго стремился. Мне просто не верится, что я сейчас нахожусь здесь, на старте первой в своей жизни гонки. Настоящей гонки на настоящем спортивном автомобиле.

Да, он совсем маленький, но вполне себе гоночный. Для начала и этого вполне достаточно. Хотя мечтал я не о картинге, а о большом ралли.

Но когда тебе всего 14, и карта вполне достаточно, чтобы в полной мере ощутить эти ни с чем не сравнимые эмоции, которые сейчас, перед стартом, в ожидании взмаха зелёного флага мешали мне сосредоточиться.

На дворе вовсю шумела так называемая «перестройка». Вот-вот закончившаяся эпоха застоя выворачивала страну наизнанку, оголяя то, что было скрыто до поры. До начала беспредела 90-х было ещё время, и мне, четырнадцатилетнему пацану, честно сказать, было всё равно, что происходит вокруг. Если я и замечал изменения в жизни страны, то они не сильно меня волновали.

Только что окончив восемь классов, мне удалось поступить в сельскохозяйственный техникум. И раз уж жизнь изменила вектор в новую сторону, то самое время было осуществить свою давнюю мечту — стать автогонщиком.

Но как это сделать? Спросить. У кого?

Спустя некоторое время в кругу знакомых нашёлся знаток, который нарисовал три варианта пути к мечте.

Первый, самый странный, мне не понравился сразу. В некую команду по автокроссу требовался механик. Ну какой из меня механик? Ни знаний, ни опыта. А быть мальчиком на побегушках ох как не хотелось. Да и за руль кроссового УАЗа я смогу сесть не раньше чем через 4 года, когда смогу сдать на права.

Второй вариант — это секция багги, расположенная где-то на Пролетарке. Вот это неплохой вариант. Багги же — это почти ралли. Скорость, грязь и куча драйва. То, что нужно. Но с правами та же беда. Хотя здесь были возможны варианты.

Третий вариант был запасным. Скромная секция картинга при АЗЛК, куда по осени объявили набор. Картинг — это, конечно, весело, но это же асфальт, а на нём скучно. Но шанс сесть за руль здесь был гораздо выше.

Первый вариант я отмёл сразу и направился в Дом Юных Техников, что на Пролетарке. Записался туда и начал ходить на занятия. Которые по сути оказались пустым времяпровождением в помещении секции, где стоял пяток разномастных машин, с которыми занимались уже закреплённые за ними гонщики и механики. И уже на третьем занятии я понял, что просто теряю своё время. А когда команда выехала на тренировку в район строящегося южного речного вокзала, где так называемый тренер просто всех построив разделил присутствующих на гонщиков и механиков, я, приехавший туда с температурой, понял, что это не для меня. Ведь меня записали в механики. А разве этого я тогда хотел? Я рвался за руль. В гонку.

Первые занятия в картинговой команде при АЗЛК, куда я записался уже ближе к зиме, показались мне примерно тем же, что и в секции багги. По сути мы, вновь прибывшие несколько ребят, просто шлялись по цеху на старой территории АЗЛК и ничего не делали. Видимо в это время Сергею, тренеру команды, было не до нас.

Однако мне показалось тогда, что здесь всё-таки есть шанс прийти к мечте. Пусть она будет чуть иной. Пусть не ралли и даже не кросс, но это в любом случае гонки. Надо же с чего-то начинать?

Начинать надо со шлема. Гонщик без правильного шлема и не гонщик, а так, беспечный ездок. Поэтому выпросив у родителей денег, я направился в известный на всю Москву спортивный магазин у станции Беляево. Где и купил себе пусть не самый модный и дорогой, но вполне себе приличный шлем. Красный, с «бородой» и забралом, на котором красовался чёрный козырёк. Странное решение, но, видимо, конструкторы этого шлема решили, что так будет лучше и безопаснее.

Команда картинга АЗЛК располагалась в закутке какого-то цеха, наполовину заваленного металлопрокатом, расположенного в самом углу старой территории АЗЛК. В распоряжении команды была раздевалка в подвале цеха и пара помещений, где была тренерская и бокс с картами. Подозреваю, что ещё где-то был и склад, с которого однажды вынули кучу разных картов.

К тому времени нас, новеньких, в команде осталось человек шесть. И вот однажды нам на шестерых выдали три карта под восстановление.

Нам с Олегом достался старый зелёный карт, у которого много чего не хватало. И мы даже как-то расстроились поначалу, но Сергей, тренер, быстро нас успокоил, сказав, что всё, что нам нужно, есть на складе. Просто нужно перебрать то, что есть на карте, и добавить недостающее. Чем мы и занялись тут же.

И уже через пару недель мы случайно завели нашего зелёного Франкенштейна.

Перекатывая его по цеху, чтобы освободить место в боксе для другого карта, я, оставив его на передаче, просто толкнул колесо, и он вдруг завёлся и сам покатил к выезду из цеха.

Естественно, он упёрся в ворота, но это было для нас с Олегом совершенно неожиданным событием, которого мы ждали, но не думали, что всё произойдёт вот так.

К тому времени на дворе была уже зима, а зимой картингисты не гоняют. Так я думал, пока не узнал от тренера, что уже скоро наша команда поедет на зимнюю гонку в Тёплый Стан. Но для начала мы поедем туда на тренировку. Ведь по сути никто из нас не умел управлять картом.

Да, у меня к тому времени уже был опыт езды как на мопеде, так и на мотоцикле с коляской. Именно езды, ведь к тому времени я уже вполне справлялся с тяжёлым МТ-10-36 и летом в деревне, куда меня отправляли на летние каникулы, возил бабушку по её делам колхозными просёлками. Да и на машине я немного, но поездил к тому времени.

Так что карт меня не пугал. Вот только как на нём ездить зимой?

Карт для зимних гонок мало чем отличался от летнего исполнения. Во-первых, вместо летних широких шин на заднюю ось устанавливались узкие шины, такие же, что стояли на карте спереди. Естественно, без шипов. Также отсоединялся передний контур тормозов. Сергей объяснил это тем, что на ледяном треке, где и будут проходить зимние гонки, тормоза только мешают управлению картом, и по сути они нужны только для езды по закрытому парку.

Ещё немного надо было поколдовать с воздушным фильтром, ведь в него будет залетать снежная пыль из-под колёс. Всё это было для меня новым и неизвестным. Как колдовать? Как ездить без тормозов? Зачем сзади узкие шины?

Но ко дню тренировки наш Франкенштейн был готов.

В день тренировки немного приболел, но всё равно поехал.

От дома до секции обычно добирался около часа. От дома пешком до остановки, там на автобусе до Кузьминок, и там на метро до Волгоградского проспекта. Там пешком до проходной старой территории АЗЛК, и по ней в самый дальний её угол мимо заводского дома культуры и цеха УКЭР, где иногда можно было увидеть экспериментальные модели и прочие прототипы.

Вот и в день тренировки я прибыл заранее. Пока готовил карт к погрузке, пришёл и Олег. С ребятами закинули карты на прицеп, прицепленный к техничке, заводскому пикапчику, слепленному из Москвича 2140, закинули в РАФик инструмент и не спеша покатили по зимней Москве в сторону Тёплого стана.

Трассой гонок оказался стадион при местном ПТУ, при котором тоже была секция картинга. Подозреваю, что ребята из неё вовсю тренировались на этой ледяной дорожке вокруг заснеженного футбольного поля.

Выгрузившись, пошли знакомиться с трассой. Снега было прилично, но сама дорожка трека была ледяная и слегка припорошена снегом. Походили по ней, попадали на льду. Весело, но как по такому ездить? Не говоря уже о том, как гонять.

Завели карты и выкатились на лёд. Пока карт катится, им ещё можно как-то управлять. Но до определённых пределов. Крутить рулём бестолку, он его совершенно не чувствует. На газ практически не реагирует. Вроде мотор орёт и передача включена, а ничего не происходит. Скорость не прибавляется. Про тормоза вообще говорить нечего. Они что есть, что их нет.

Попробовал остановиться и тронуться снова. Да куда там? Что бы я ни делал, карт никак не хотел ехать. Вроде и на передаче, и сцепление отпускаю мягко, и газа даю немного, а он стоит себе на месте, и только задние колёса шлифуют протектором голый лёд.

Бежит Сергей, машет руками.

— Трогайся не с первой, а со второй, очень плавно отпуская сцепление и совсем чуть-чуть давая газ. Не бойся, он не заглохнет. А как тронешься, старайся всё делать плавно и загодя. — крикнул мне в ухо и побежал к другим ребятам, так же пытавшимся тронуться с места.

Однако. Вроде всё просто, а ведь наука. Не всё так просто, как кажется.

Хотя это был и выходной, но мне показалось, что за нами из окон ПТУ за нашим цирком наблюдали и во всю потешались наши будущие соперники в предстоящей гонке. И важно было за эту тренировку научиться хотя бы просто ездить по ледяному треку.

Так, значит, со второй. Выжимаю сцепление, рычагом от себя втыкаю вторую, и, поглаживая правой ногой педаль газа, медленно и плавно отпускаю сцепление.

И о чудо! Волшебство случилось. Чуть кашлянув, моторчик сдвинул карт с места, и он покатил, набирая скорость.

Прибавляю газ и, прежде чем включить третью, пытаюсь зарулить в левый вираж. Кое-как подруливая, мне удаётся со внутреннего радиуса пройти вираж по дуге на внешний, не врезавшись в снежный бруствер.

Неплохо. Теперь прямик. Качусь, практически не нажимая газ, примерно понимая, как управлять этой техникой.

Новый вираж, но скорость мала, поэтому снова пытаюсь заправить карт в вираж рулём. Но получается плохо, и я с позором приезжаю в снежный бруствер. И будто бы даже слышу, как катаются по полу со смеху пацаны из ПТУ.

Быстро вылезаю из сиденья и разворачиваю карт. Снова сажусь и снова трогаюсь со второй и выкатываюсь на прямик с линией старта. Где вижу Сергея, который машет нам, чтобы мы заехали в закрытый парк.

— Так. Ваша главная ошибка в резкости. — усадив нас в РАФике, начал Сергей. — На льду надо всё делать плавно. Трогаемся со второй, под малым газом, медленно отпуская сцепление. В зимних гонках важна выдержка. Если сумеете сдержать свои эмоции, у вас будет шанс не просто проехать гонку, но и победить в ней. Хотя, конечно, глядя на то, что вы сейчас исполняли, в это практически невозможно поверить.

— Как научитесь трогаться, надо научиться проходить прямые. Сильно не газуем, на льду от этого никакого толку. Всё плавно. Что с газом, что с рулём.

— Виражи. Сложно, но можно. Управляем не сколько рулём, сколько газом. Со старта на второй, на прямике третью. Научитесь сейчас взаимодействовать рулём и газом. Посмотрите, как карт ведёт себя, если повернуть руль и чуть прибавить газа. В какую сторону его поведёт. Постарайтесь найти и запомнить этот момент. Он ключевой в управлении картом на льду. И не вздумайте тормозить. А лучше с самого начала просуньте ногу под педаль тормоза, чтобы в горячке её не нажать.

— Ну что, готовы? Тогда вперёд, пока карты не остыли.

К концу тренировки я уже нащупал тот самый ключевой момент и понял, как это работает.

Тронувшись на второй, до виража втыкал третью, и под сброс газа резким движением руля заправлял нос карта внутрь виража. При этом зад начинало сносить наружу. Естественно, всё далось не сразу, и несколько раз меня разворачивало на вираже. Но потом я поймал волну и уже мог контролировать снос газом и рулём. Мало того, как-то я даже влетел в вираж на четвёртой и, сам того испугавшись, практически на автомате сумел поймать занос и продержать его до следующего прямика.

Уверен, что ПТУшники оценили красоту прохождения. Ну, во всяком случае, смеха я больше не слышал. А может, мне всё это и причудилось. Кто его теперь знает?

Вернувшись на завод и разгрузив карты, Сергей собрал нас в тренерской и помог разобрать наши ошибки. А для закрепления материала раздал нам брошюрки для изучения.

Так мне в руки попала замечательная книжка «Основы мастерства». Библия раллиста.

Приехав после первой своей тренировки и поделившись эмоциями с родителями, принялся изучать книгу. И уже на том опыте, что получил, осознал написанное в ней. Оказалось, что в ней было очень много полезного и для зимнего картинга. В том числе и как эффективно трогаться на льду, как вести машину на прямой, как проходить повороты различной степени сложности и с разным покрытием. И самое ценное, там было подробно описано, как проходить виражи в заносе.

И вот я на старте своей первой гонки. Позади бессонная от волнения ночь, нервные сборы, трудная дорога. В день гонки прилично подморозило, голубой дерматиновый комбинезон, выданный мне накануне со склада, надетый на двое штанов и кучу свитеров, на морозе задубел настолько, что было тяжело шевелиться. И только жар от работающего двигателя карта позволял шевелить правой ногой и рукой. Левой ноге особо делать было нечего, ибо она с самого начала отлично прописалась под педалью тормоза, как учил тренер.

Квалификацию я в тот день провалил, не вписавшись в вираж, меня развернуло, и я даже не пытался отыграть что-то. Но использовал квалификацию для опробования того, что узнал из книги ранее.

И вот теперь, стоя во втором ряду на старте гонки, я применял эти знания.

К удивлению стоящих рядом со мной на старте картингистов, я, поставив карт на нейтраль, сидя в нём, покатал его взад-вперёд руками. Затем, перед самым стартом, включил вторую и принялся раскачивать сцеплением машинку взад-вперёд.

И как только флаг судьи дал старт, в очередной амплитуде раскачки дал газа чуть больше и плавно отпустил сцепление. Карт покатился вперёд. Да так здорово, что я оказался первым. И это со второго-то ряда!

Поняв это, я, естественно, заволновался, но уже воткнул третью и уже сбросом газа и доворотом руля заправил карт в занос по внутреннему радиусу, так как покрытие в этом вираже было не самым гладким, и шанс развернуться на нём был велик.

Я выбрал тактику, при которой этот вираж буду проходить медленно по внутреннему радиусу. А вот противоположный, после прямика, на полной скорости, методом управляемого заноса с упором, о котором вычитал в книжке.

На прямике раскочегарил карт, наверное, до максималки, и, уйдя на внешний радиус, контрсмещением поставил карт в занос так, чтобы заднее правое колесо в движении цепляло снежный бруствер. И прошел его так чисто, что самому стало страшно от того, что первый круг в своей первой гонке я лидировал с приличным отрывом. Настолько приличным, что я догнал последнего участника заезда. Который перекрыл мне траекторию захода на внутренний радиус кривого виража.

Попытался его объехать, так как моя скорость входа в вираж была гораздо выше его. И полез на внешний радиус в вираже, что меня и сгубило. Карт развернуло на ледяных кочках, и пока я пытался развернуться, в меня на полном ходу врезался преследовавший меня гонщик.

Удар пришёлся аккурат в глушитель, который тут же сорвало с пружинок, на которых он крепился к цилиндру, и рёв мотора ударил по ушам.

Кое-как развернулся и пытался догнать тех, кто меня обогнал. Но всё было настолько криво и безобразно, что и вспоминать это не хочется. Да ещё этот рёв в самое ухо, пока я пытался бороться.

Приехал я, наверное, последним. Однако стоило мне заехать в закрытый парк, как тренер отметил мой феноменальный старт и спросил, где я такому научился.

Ясно где. У великих мастеров ралли.


К сожалению это была моя первая и единственная зимняя гонка на настоящем карте. Позже были и другие гонки, но они были летом, на асфальте. Хотя однажды на чемпионате Москвы в Фирсановке, мне снова пригодились знания из "Основ мастерства". Но это уже другая история.

А та самая книжка до сих пор лежит у меня в надёжном месте с тех самых пор.


Рецензии