Реальная угроза
Лектор окинул аудиторию печальным взглядом в ожидании следующего вопроса.
- Это что же по-вашему, конец человеческой цивилизации? - осторожно поинтересовался длинноволосый молодой человек в мешковатом свитере неопределённого цвета, сидевший в первом ряду.
Лектор некоторое время молча смотрел на притихшую аудиторию сквозь толстые стёкла очков. Затем, словно приняв какое-то решение, заговорил.
- Надеюсь, что нет. Но вы сами можете, вернее должны оценить степень и природу опасности, о которой идет речь.
- Андрей Степанович, вы об угрозе людям со стороны роботов и искусственного интеллекта?
Казалась, что девушка, задавшая вопрос, с трудом сохраняет серьёзное выражение миловидного лица. Подруги же, сидевшие рядом, открыто улыбались, не скрывая небрежного отношения к теме разговора.
Лектор тяжело вздохнул и, переведя взгляд на большое окно, за которым хмурилось серое осеннее небо, ещё некоторое время сосредоточенно молчал.
- Видишь ли, Марина, опасность представляет не робот, - произнёс он неожиданно усталым голосом, - а его создатель, возомнивший себя чуть ли не богом. На самом же деле...
Не закончив фразы, Андрей Степанович глянул на часы и предложил продолжить разбираться с этим непростым вопросом после перерыва. Дверь аудитории распахнулась, а преподаватель достал из портфеля небольшой термос, налил в чашку крепкий чай и подошёл к окну.
Быстро и шумно пролетели десять минут отдыха. Студенты снова заняли свои места и вскоре умолкли.
- Как вы считаете, с какой целью верующие люди придумали в своё время такое мероприятие как пост? Надеюсь, вы знаете, что речь идёт о периодах, сознательного воздержания... от чего?
- От пищи скоромной, от напитков...
Длинноволосый парень смутился и, не договорив, умолк.
- Верно, - подбодрил его лектор, - а от чего ещё?
- От разных удовольствий! - заявил уверенным голосом юноша с жиденькой бородкой, сидевший у самого окна.
Аудитория оживилась. Версии определения поста были самыми разными, но наиболее частый смысл связывался с пищей и здоровьем.
- Главное соблюдать соответствующую диету! - громко заявила, как бы подводя итог, молчавшая до сих пор крупная, коротко стриженная девица, сидевшая в последнем ряду.
Преподаватель поднял руку, призывая расшумевшихся студентов к тишине.
- Вы все верно называли предметы воздержания, но ближе всех к правильному ответу был всё же Сергей.
Преподаватель указал на бородатого юношу, сидевшего у окна и теперь с некоторым удивлением уставившегося на преподавателя.
- Дело в том, - продолжил тот, - что соблюдая пост, человек не просто побеждал желание съесть что-нибудь не то, но учился сознательно управлять своим организмом, независимо от того, какие именно "хотелки" он преодолевал. Для большей яркости картины можно вспомнить религиозных фанатов средневековья, истязавших собственную плоть практически с той же целью. А вот об истинном смысле такого преодоления, противостояния с собственным организмом я и хочу с вами поговорить, чтобы объяснить удивившую вас оценку перспектив искусственного интеллекта.
Обменявшись удивленными взглядами и негромкими фразами слушатели умолкли и в течение следующего часа внимательно слушали удивительный рассказ.
Родившийся человеческий ребёнок не только не способен сразу побежать к морю как черепашка или отправиться на поиски матери. Он вообще не в состоянии сделать хоть что-нибудь, чтобы сохранить собственную жизнь. Можно сказать, что природа не позаботилась о том, чтобы младенец смог, подобно волчонку или оленёнку, хотя бы сориентироваться в естественном окружении, в котором оказался в начале жизни и, в конечном счёте выжить. Единственное, на что он активно реагирует, это его прямое физиологическое продолжение, каким является мама. Лишь близость к ней, восприятие её тепла и биения её сердца, успокаивают ребенка.
Не вдаваясь в биологические подробности, можно сказать, что человек рождается среди людей, и именно на их восприятие, начиная с первой улыбки, сориентирована его психика. Даже совсем ещё маленький ребёнок воспринимает не просто внешний вид окружающих. Глядя в глаза другому человеку, он уже в состоянии почувствовать его настроение, и даже любовь, если она есть у того в душе.
Здесь важно подчеркнуть, что если связь матери и младенца обусловлена в первые дни его жизни лишь на уровне психофизиологии, то в дальнейшем близость ребенка и любого другого человека будет основана их взаимным обращением.
На эту тему много сказано и написано нашим соотечественником философом Феликсом Михайловым. Для нас же сейчас главное то, что для ребёнка другой, старший человек становится постепенно всё более осознаваемым ориентиром развития, его мерой. Для воспитанника детского сада таким ориентиром может служить школьник; для ученика начальной школы - старшеклассник; затем студент и, наконец, взрослый человек. При этом, шагая по возрастным ступеням, взрослеющий человек может долгое время сохранять неизменным такой, например, ориентир, как старейший член его семейства.
Следуя этим ориентирам и осваивая общественные нормы и ценности, человек осваивает человеческий способ жизни, который кардинально отличается от того естественного, который реализует животное. Человек встаёт с четверенек, осваивает прямохождение, защищает тело одеждой и т.д. Здесь важно понять, что взрослея, он не просто всё больше соблюдает нормы сообщества, которому принадлежит. Главное то, что он превращает их в свои внутренние потребности, основанные на естественных, природных инстинктах человеческого организма. Это не легко, поскольку голос организма, его требования могут быть весьма сильными. Преодолеть их, подчинить себе тот или иной инстинкт, то или иное чувство - бывает весьма не просто и не быстро, даже если соблюдать все посты и другие подобные ограничения. И этот процесс практически никогда не заканчивается, как не заканчивается и совершенствование людьми самого способа жизни.
Человеку нужна пища и он создал и совершенствует многообразную гастрономическую культуру. Человек нуждается в защите от непогоды и вот уже у него бесчисленное множество вариантов разной одежды. Есть много других, более или менее важных человеческих потребностей, сформированных на основе нужд нашего организма, но лишь одну из них мы можем и должны назвать главной. Это потребность в другом человеке
Надеюсь, никто из вас не сомневается, что потребность, составляющая основу человеческого способа жизни, это любовь к людям. Это понятие применимо к определению разных форм человеческих отношений, но главное среди них это отношение между влюблёнными. Казалось бы, оно самое простое и понятное, особенно молодым людям вашего или близкого возраста. Однако, это кажущаяся простота, которая опасна не только для будущей семьи, для детей, но и для общества в целом.
При этих словах лектор внимательно посмотрел на аудиторию, словно ожидая её реакции.
- А что вы имеете в виду, говоря об опасности отношений между влюблёнными? - снова подала голос Марина, но уже без улыбки и с явно серьёзным интересом.
Андрей Степанович, удовлетворённо кивнул.
- Все вы люди взрослые и прекрасно знаете, что и животные и люди обладают половым инстинктом, обеспечивающим постоянно воспроизводство и тех и других. Но если животные просто подчиняются половому влечению, фактически потребляя временного партнёра, то отношения человеческие имеют совершенно иной характер. Если, конечно, они действительно человеческие.
- Это вы о чём? - не удержалась сторонница диеты во время поста с последнего рада.
- Именно этот ваш вопрос говорит о существовании проблемы. Хотя, если он вообще не возникает, это, пожалуй, ещё хуже. Ну что, никто не желает порассуждать и поискать ответ?
В аудитории воцарила напряженная тишина. Молодежь молчала, глядя на лектора...
- Ну что же, тогда придется мне.
Андрей Степанович снова вздохнул и заговорил негромко и неспеша.
- Нет ничего удивительного в том, что молодые люди, - юноши и девушки, - нравятся друг другу. Особым успехом обычно пользуются обладающие более привлекательной внешностью, те, которых принято называть красивыми. И вот здесь начинается проблема, с которой важно разобраться.
Здесь лектор посмотрел на часы и едва заметно пожал плечами.
- Бывают люди с красивыми чертами лица, с хорошей мужской или женской фигурой, а бывают действительно красивые люди. Это далеко не одно и то же.
Тут лектор сделал паузу, но аудитория молчала, словно затаившись в ожидании.
- Истинно красивый человек тот, - продолжил Андрей Степанович, - кто обладает главными человеческими качествами. Именно он вызывает истинную симпатию окружающих, которым в полной мере открывается его внутренний мир. И именно такой человек может вызвать самое главное человеческое чувство - любовь. Вспомните, например, свою маму или другого, столь же близкого вам человека.
- Я правильно понял, - вдруг заговорил обладатель жидкой бородки, - что если сексуальное влечение обусловлено устройством организма и возникает в основном в силу внешних признаков потенциального партнёра, то любовь это человеческое чувство, сама способность к которому развивается лишь по мере становления ребёнка человеком? А внешность что, утрачивает своё значение?
- Внешность не может утратить значение хотя бы уже потому, что из внешней формы человека она постепенно превращается в форму его внутреннего мира. А в остальном все точно.
Аудитория оживилась, звучали разные мнения. Когда обмен соображениями в основном завершился, снова заговорил лектор.
- К сожалению, определение человеческой любви до сих пор не закрепилось в общественном сознании. Прежде всего это относится к западному миру с его сексуальной экзотикой и деградацией семьи.
- А что вы имеете в виду, говоря о внутреннем мире человека, который может оказаться по-настоящему красивым, несмотря на внешность?
Андрей Степанович улыбнулся, глянув на студента, и словно что-то вспомнив.
- Красота мира, в том числе любой его достойной индивидуальной формы, безусловно определяется ценностями, на которых этот мир строится. Но только если это нравственность, а не деньги, разрушающие живое человеческое общение, подменяющие честность и порядочность расчётливостью и бесчеловечностью. Такая картина противна самой человеческой природе.
Способность любить, отдавая себя другому без остатка, - это главная человеческая способность, которая формируется, прежде всего, в здоровой, полной семье. Представители разных поколений, составляющих родственное сообщество, образуют своеобразную лестницу взросления для ребёнка и одновременно модель здорового общества. Здесь у ребёнка масса образцов жизни в их органическом единстве и, что самое главное, в любви и согласии. По той же логике, впрочем, должно строится и всё образовательное пространство, и само общество.
- А как же ИИ?
- Я думал, вы уже поняли, что человеком становится не тот, кто набит знаниями, умениями и навыками, а тот, кто способен любить. Другого человека, общество, Родину. Утрата же этой способности человеком равносильна не просто проигрышу собственному изделию. Это культурная смерть. А машины, в том числе цифровые, пусть развиваются. Ничего кроме пользы...
Лектор махнул рукой и слегка сгорбившись молча пошёл к выходу.
Свидетельство о публикации №226020301158