1600-1641. Князь Чепчугей
26 сентября 2024 года один из авторов газеты и сетевого издания «Байкальские зори» сообщил, что 12 сентября 2024 года на въезде в село Баяндай состоялось торжественное открытие памятника князю Чепчугею (Шебшею или Чепчугею) – герою бурят-монгольского народа. Памятник увековечивает его мужество и преданность своей земле.
Кем же был человек, отмеченный в донесениях русских казаков XVII века и оставшийся в памяти бурят-монгольского народа, участвовавший в сражениях с колонизаторами, которую до сего дня некоторые авторы называют Отечественной войной бурят-монголов?
Приведём текст из указанного издания:
«Чепчугей – один из самых видных героев Отечественной войны бурят в XVII века, предводитель Военного союза эхиритов Качуга, Баяндая, Ольхона, сгоревший в своём деревянном доме в 1641 году, но не сдавшийся захватчикам. Чепчугей – великий воин, эхиритский нойон из рода Буура hэнгэлдэр. До сих пор в Баргузинской долине существует такой род как Шубтхэй Шоно (потомки, ушедшие через Байкал после смерти князя).
Памятник установлен на въезде в село Баяндай, близ федеральной дороги, ведущей в Качугский и Ольхонский районы. Место расположения памятника символично, как бы приветствуя всех, кто вступает на эту землю, связанную с его подвигами и наследием. Мраморный монумент выполнен в виде барельефа с изображением национального героя с поднятой рукой, держащей лук. За спиной героя – женщина с ребёнком, олицетворяющая семью героя. Действие происходит в юрте, охваченной огнем. Это событие описано на стенде рядом с памятником».
Вот его полный текст:
«Память не умирает
Земля является особой ценностью для человеческого общества – это единственное место обитания всех поколений людей. Во всей истории человечества земля служила объектом борьбы за право владения, начиная за первенство охотиться на ней у первобытных людей, до завоевания жизненного пространства за счёт территорий соседей в современную эпоху.
Ярким примером защиты родной земли стала гибель одного из представителей бурят-монгольского народ Чепчугея – нойона из эхиритского рода Буура-;энгэлдэр, который заживо сгорел в своей юрте вместе со старшим сыном, защищая свою землю и кочевья племени от внезапного нападения казаков в XVII веке, проявив настоящую, геройскую, отвагу.
«Сын боярский Василий Власьев с отрядом зимой 1641 года внезапно напал на улус Чепчугея. Убито 30 бурят, взято в плен 28 буряток, старые и молодые ребята, которые у грудей. Ему кричали, чтобы сдался» (Альфарат, 2009. стр. 530-531).
«Вы не знаете ещё Чепчугея!», – кричал он, непрестанно пуская стрелы. Власьев предложил ему сдаться на почётных условиях, но Чепчугей не пошёл на это.
Когда его юрта начала гореть и гибель была неминуема, он крикнул осаждавшим, что сдаёт на милость врагам раненую жену и годовалого сына-отхона. В донесении Власьев писал: «Выкинул их из юрты». А сам Чепчугей со старшим сыном погибли.
Этот эпизод донесения со страниц боярского сына Власьева ленскому воеводе попал в фундаментальный труд российского академика Иоганна Эбергарда Фишера «Сибирская история» (Санкт–Петербург, 1774 год).
Национальный Герой бурят-монгольского народа князь Чепчугей причислен к лику святых»
Вести речь о князе Чепчугее – значит говорить о начальном периоде присоединения бурят-монгольских земель к России – о первой трети 17-го века. К началу 1630-х годов русские служилые люди ступили на западную окраину обширного края, где жили бурят-монголы. Присоединение их земель к России шло где мирно, а где – силой оружия. В «Летописи Баргузинских бурят» А. И. Вострикова и Н. Н. Поппе, (Труды Института Востоковедения, VIII, Издательства Академии Наук СССР, Москва, 1935, Ленинград) написано: «... главы абзаевского рода – Онгой Сэсэн и Ойлонго-шаман, не имея к ним (к русским) вражды, заключили с казаками соглашение о дружбе и, повесив горностая на конце шеста, подняли его, как символическую дань, стали подданными России». Это – пример мирного, добровольного присоединения.
Князь же Чепчугей оказал сопротивление.
Из книги доктора исторических наук Владимира Андреевича Хамутаева «Вхождение Бурятии в состав России: история, право, политика», в части I-ой. «Первые походы казаков к бурятам»: Гордый эхиритский князь Чепчугей. В 1640–х годах на помощь терпящим поражение казакам в Верхоленье отправляются отряды из Якутского острога.
«Зимой 1641 года на р. Куленге боярский сын Василий Власьев с отрядом внезапно напал на Чепчугеев улус бурятского князя двух родов эхиритов Чепчугея, расположенный в «Куленгинском хойморе» (хоймор – северная почётная сторона в жилище бурята). На предложение платить ясак князь Чепчугей ответил отказом. Завязался бой. Основные силы улусников были разбиты. В жестоком сражении, длившемся целый день, было убито 30 бурят и захвачено в плен 28 буряток – «старых, молодых и ребят, которые у грудей». Потом казаки «беззащитных пленников всех побили из пищалей», то есть расстреляли из ружей. (Кудрявцев. Указ. соч. С. 45).
Оставалась не взятой юрта Чепчугея. С главой рода находились старший сын (от первой жены) и молодая жена с годовалым сыном. Запасов стрел было достаточно. Чепчугей и его старший сын стреляли метко, особенно сам Чепчугей. Как потом писал в донесении Власьев, стрелы Чепчугея насквозь пробивали куяки (кольчуги). Власьев предложил Чепчугею через переводчика-эвенка сдаться на почётных условиях. Чепчугей не пошёл на это. Когда он понял, что конец неминуем (юрта уже начала гореть), он крикнул осаждавшим его казакам, что сдаёт на их милость жену и годовалого сына-отхона (меньшого, младшего).
В донесении Власьев писал: «выкинул их из юрты». А сам Чепчугей со старшим сыном погиб, не сдавшись».
Часть улусных людей во главе с князем Чепчугеем до последнего, пока не сгорели заживо, отчаянно боролись, продолжая отстреливаться.
Далее отряд Власьева побоялся идти в глубь «больших братов» и пошёл в отход. В погоню за ним двинулся брат Чепчугея Куржум с 200 воинами, который потерпел поражение. Куржум и его дядя дали ясак «с себя и своих людей» и были приведены к присяге на подданство. Таким образом, Куржум выкупил жену и детей, но его старшего сына казаки не вернули, а оставили аманатом (заложником).
Через некоторое время после поражения Чепчугея несколько семей абзаевского рода с берегов реки Худанца перекочевали на восточную сторону Байкала.
В знак уважения предводитель казаков Василий Власьев взял младшего сына Чепчугея на воспитание и вырастил его, дав хорошее образование. Насколько это верно или легенда неизвестно?
История князя Чепчугея говорит о стремлении бурят-монголов к свободной жизни со своими устоями и традициями.
Таков один из эпизодов борьбы западных бурят-монголов с русскими колонизаторами в первой половине XVII века, которая длилась, по некоторым сведениям, более ста лет. Подобные истории обычно замалчивались в официальной истории, но существовали в памяти народа и документах давних лет, которые стали появляться в сети в конце XX и начале XXI веков. Эти сведения настойчиво собирали активные и неравнодушные бурят-монголы в последней четверти XX века.
Свидетельство о публикации №226020300164