Мягковолосник
Впрочем, зачем горожанину знать такие тонкости? Цветы белые, похожие на звезды, значит звездчатка. Так думал и ботаник Джованни Скополи, собирая свой гербарий в окрестностях Инсбрука. Водяная звездчатка. Согласитесь, однако, истории растений самих по себе давно не существует. Мы знаем имена растений только через деяния великих ботаников. Вот и Линней уверенно поместил новый для него вид в род ясколок. Нашли эту ясколку в Нидерландах, наверное, на берегу многочисленных каналов и дамб. Водяная ясколка, чем плохо? Вот только в воде это растение не встречается. Охраняются ясколки в заповеднике на Берди, но до берега, от места, где я их впервые встретил, было далеко. Да и лепестки у мягковолосника рассечены так, что в цветке их кажется целых десять, в два раза больше.
Не знаю, как вам, читатель, а мне приятно, что мягковолосник в отделный род выделил профессор ботаники Марбургского университета Конрад Мёнх. Мабург для любителя русской истории название культовое. Там учились Михаил Ломоносов и Борис Пастернак. Немцы народ скрупулезный, серьезно относятся к истории. В местах, где жили и работали ученый и поэт, сегодня вы можете увидеть стальные таблички напоминания. Жил Конрад Мёнх во времена Линнея, пытался безрезультатно создать свою систему растений, но вот выделение многоколосника в отдельный род ботаники приняли. Они посчитали, сколько столбиков у него в пестике и сколько щелей образуется в зрелой коробочке. Ботаникам видней, но долго ли просуществует род, в котором всего один вид, хотя пока что триста лет прошло?
Наш поселок существует не триста лет, его создали возле крупного завода совсем недавно. В первые годы, когда не было косилок, растения блаженствовали, порой некоторые из них безобразничали, неожиданно подавляли соседей и недолгое время главенствовали, чтобы потом исчезнуть без следа. Так было с рогатым лядвенцем, завезенным с землей на газон, и ставшим на год обычным, так было с сурепкой в нашем парке, так было и с мягковолосником. Почему он на миг изобразил звездное небо? Может год был влажным, может место ему понравилось. Поляна где он неожиданно возник, была в этот год влажной, ложбинка у тропинки. Когда дом построили бульдозером вместе с осколками и щебенкой землю заровняли и покрыли глиной. Когда мы пытались даже возле школы посадить деревья, это было почти невозможным, лопата на сантиметр не проходила. Через год полянка с мягковолосников исчезла.
Мягковолосник, конечно, скитается по поселку, но в укромных местах, но горожанину нечего жаловаться, ему на смену приходят все новые растения. Травы внезапно возникают на миг и в огромном количестве и исчезают вместе со своей историей и сами по себе, и конечно, историей людей, с которыми они соприкоснулись. Двести лет назад ботаник Вильденов, ученик Гумбольдта, водил бесплатные экскурсии по Берлину и всем желающим открывал увлекательные миры растений, которые мы порой называем сорняками. Может, такие экскурсоводы появятся и в нашем поселке? Кто знает
Свидетельство о публикации №226020301655
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 03.02.2026 18:21 Заявить о нарушении
Юрий Панов 2 04.02.2026 07:09 Заявить о нарушении