3. Из переписки. О человеческих добрых делах
(Продолжение беседы.)
6) Цитата из статьи:
Давайте посмотрим, как оценивают добрые дела человека, Евангелие и Святые отцы? Приносит ли пользу душе и телу наше добро? И существует ли оно в человеке, вообще?
Комментарий читателя:
Изначально существует – именно как образ Божий, как огромный потенциал добра.
Мой ответ:
Я бы сказал: существовал прежде, до грехопадения. После грехопадения, весь этот огромный Божественный потенциал добра, стал неумолимо стремиться к нулю. Человеку, действительно, заповедано делать добро. Но изменяет ли это добро нас самих и мир? Ответ очевиден. Даже, если предположить, что все люди на земле начнут делать добро, то это все равно кончится апокалипсисом. «Земля и все дела на ней сгорят». (2Петр. 3:10) Почему? Потому что всё наше добро, мерзость перед очами Божиими. Вот пример: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.» (Мф, 7:22-23).
7) Цитата из статьи:
Вот в каком падшем и прелестном состоянии находится человек.
Комментарий читателя:
Наверно, слишком общее заключение. Да, грехопадение было, и последствия живы – но есть разница. Есть «падшее и прелестное состояние» благоразумного – и злобного разбойников, есть состояние Толстого – и состояние Достоевского, состояние И.А. Ильина – и состояние Ницше, состояние блудного сына – и его старшего брата…
А что касается слов прп. Серафима Саровского, то это теологумен, ведь есть и другие мнения об этой притче. Мне, например, ближе толкование Б. Гладкова (а его книга прочитана и одобрена Св. прп. Иоанном Кронштадтским), где как раз говорится о запасе добрых дел. Понятно, что Саровский старец акцентировал именно примесь гордыни и тщеславия в доброделании. Один святой даже так говорил: «да наши добрые дела хуже злых, потому что мы ими надмеваемся». Но всё же когда человек безотчётно бросается спасать другого, попавшего в беду, или бескорыстно жертвует чем-либо ради другого, не задумываясь, и быстро забывает об этом – это всё же тот золотой запас, который будет положен на чашу весов на Страшном Суде.
Мой ответ:
О разных душевных состояниях написаны тонны книг. Каждая из них претендует на «истину в последней инстанции». Я не хочу в это углубляться, потому что в Евангелии о другом говориться: «Ибо если вы будете любить любящих вас ... и если вы приветствуете только братьев ваших ... что особенного делаете?» (Матф.5:46-47). «И если делаете добро тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?» (Лук.6:33-34) «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника». (Лук.6:43-44)
Если бы мы, через эти естественные "добрые дела" могли спастись, то зачем тогда нужно было Сыну Божию, Второй Ипостаси Святой Троицы, Воплощаться в наше бренное тело, и Восходить на Крест? Зачем? Можно было бы, через Пророков, открыть человечеству «Новые Заповеди» и всё! Более того, в Евангелии можно заметить, что Христос в основном имеет дело с блудниками, мытарями и разбойниками: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31), а с "делателями добра", с теми кто пытается жить по ветхозаветному закону и исполнять все его предписания, Он откровенно холоден: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вх;дите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13). Почему Христос обличает фарисеев и книжников? Что они делали не так? Фарисеи и книжники не были сектантами в ветхозаветной Церкви. Они были элитой, они были учителями, они день и ночь поучались в законе Господнем. Но Христос их сравнивает с окрашенными гробами, внутри которых мерзость и гниль.
Ни одно из наших состояний не претендует на то, чтобы потом на Страшном Суде Господь сказал нам: «Хорошо, добрый и верный раб,.. войди в радость Господина твоего» (Мф, 21:25). Повторяю: ни одно! «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф. 11:28-30) Здесь речь идет о кротости и смирении Христовом! То, что мы именуем и понимаем под «смирением», и то что мы именуем и понимаем под «кротостью», и другие христианские добродетели, которые мы используем в своем лексиконе и пытаемся исполнить на деле – мы нередко искажаем в человеческую сторону. Это всё то, что принижает нас, по отношению к тому, к чему нас призвал Христос. А Он нас призвал, не много не мало, быть «Совершенными, как Совершен Отец наш Небесный» (Мф. 5, 48). Как к этому прийти, написано в Евангелии.
Из святоотеческой литературы мы знаем, что есть два пути в Царство Небесное. Широкий путь - это тот путь, который мы, люди сами себе выбираем. Чаще всего, это "бремена неудобоносимые", которые мы возлагаем на самих себя и требуем, чтобы и другие несли тот же самый груз. Это путь тернистый, с бесконечными падениями. А где уверенность, что человек будет Спасен через несение этого "креста"? И есть узкий путь. Это тот Путь, на который указал нам сам Господь. Этот путь назван Христом "игом благим и бременем легким". Именно в этом пути мы обретаем "покой душам нашим". Какой же это Путь? "Аз есмь Путь, Истина, и Жизнь." "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем". Другого Пути у нас нет!
(Продолжение следует.)
Свидетельство о публикации №226020301934