Офицерский клуб. Воплощение повеления Петра 1

Май. Недавно отгремели оркестры. Первое мая. День Всемирной солидарности трудящихся. 5,7 Мая.  Дни Радио и Печати. 9 мая –День Победы.
Улеглись на свои места голосистые трубы. Уборщики привели в порядок улицы. Народ успокоился. Отдохнул от Праздников.  Жизнь вошла в обычную, трудовую колею.
Воронежский лесотехнический институт приступил к слушанию дипломных проектов.
Сегодня 23 мая 1969 года. Защиты идут по специальности «Машины и механизмы лесной промышленности».
Как всегда, солидная комиссия.  Председатель комиссии от министерства –Брортовский,  ректор - А. Дударев., зав. кафедрой Н. Смогунов , члены комиссии.  Множество гостей.
Вся большая аудитория набита битком.
Среди почётных гостей, почти полный состав кафедры физики и ин. яза. Это старые друзья одного из дипломников, который сегодня защищается.  Познакомились на приёмных. Так и дружат.
Оно и далее понятно: - среди гостей большая делегация Германской Демократической Республики.
Всё чин по чину. Дипломники при костюмах. Галстуках. У кого и платочек под цвет галстука высовывается из карманчика. Чуть попахивает одеколон. Конечно, не сирень или фиалка, а нечто более дорогое.
 Огромные поворотные доски, на которых прикреплены чертежи.
Старинная указка.
 Говорят её более 300 лет. Из слоновой кости. Дар Государя!
Конечно, бархатные алые скатерти. Графины. Тонкие стаканы.
Дипломники,  не мальчики. Люди с опытом. Более степенные. Это заочники. Кто мужественно трудился на два фронта. Производства и науки. И темы дипломов реальные. То что внедрено или готовится к внедрению. Поэтому и народа собралось много. Посмотреть на нашу реальность. На то, что сейчас есть самое передовое и оригинальное. Новое!
Всё чередом. Сделали перерыв на обед. Отдохнули. Новый заход.
Служащие развернули доски.
О!
На всём служебном пространстве, не чертежи обычные, а трёх цветные с тонировкой. Большие цветные фотографии оборудования. Рабочие. Продукция. Весь производственный цикл.
Выходит дипломник.
 Офицер. Полковник.  Форма одежды самая простая. Полевая. ХБ. Но как оно всё смотрится!
Материя выбелилась до потери истинного хэбэшного цвета. Нечто белое с отливом на первозданный.  Гимнастёрка,  как и свободна, но и хорошо облегает грудь. Свободные «шаровары» заправлены в сапоги. Не кирзачи,  конечно. Явно ручной работы. Что по тем временам явление обычное. В каждом городке по фабрике, да мастеров этого дела без счёта. Но материал… Они явно мягкие. Дышат! Подошва чуть толще обычной. Кожа! Ход бесшумный! Как по ковру, только сам ковёр не на полу, а на подошве.
Обычные полевые погоны. Но и тут изюминка. Тоже ручная работа, и пуговки, эмблемы и звёзды, открою секрет, агатовые. Редкий золотисто-зеленоватый цвет. (Сразу успокоим читателя:- там, где он несёт службу, это, как у нас обыкновенная галька на Сочинском пляже. А сделать….копейки. Даже проще- банка тушонки).
Конечно и ремень, и портупей, и пряжка….
Всё подогнано, влито, но не мешает жить.
Полевая фуражка. Под цвет обмундировки.  А под ней открылась роскошная густая шевелюра, ухоженная до невероятности.
Я всегда думаю, как нужно любить Армию, службу,  Страну, в конце концов, что бы не довольствоваться тем, что выдают, а навести красоту, не превышая допустимых отклонений.
Т.е. всё так, как обычно, но…вот так!
Понятно, что и такие плакаты, чертежи сделаны с любовью автором, с применением технологий тех мест.
Дипломник снял фуражку, повесил на гвоздик, предварительно пощупав его. Не повредит ли. Поклонился комиссии, гостям. Подошёл к чертежам и замер. Привычная офицерская стойка. Как и «Смирно», но и «Вольно».
 Председатель комиссии огласил нужное.
 Народ вежливо похлопал.
Тишина.
Тут обращается из делегации ГДР руководитель и просит, что бы основные моменты   переводили  на немецкий. Ибо интересно не только смотреть, но и понять о чём речь.
 И пока Наталья Петровна решала эту задачу, дипломник успокоил немцев: ГЛАВНОЕ Я ВАМ САМ ПОВТОРЮ. Или буду выделять. Не беспокойтесь. Поймёте.
Если что, дайте сигнал.
Первые  слова были о том, что Петр Великий издавал Указы о запрете вывозки круглого леса за кордон. Приказывал –только в переработанном виде!  Брусья, доски, а лучше! –готовые изделия. Доказывал, порол плетьми…но гнали кругляк. Так и двести лет прошло.
Так вот,  товарищи, дожили и мы до светлых дней. Не будут теперь леспромхозы  нарушать Петрово повеление.
Мы реконструировали Первомайский леспромхоз Краснодарского края. Горный леспромхоз. Самый тяжёлый, сложный и…разваливающийся. Теперь он даёт только переработанную древесину и изделия.
Самое простое –доски. Более сложное –паркет, половые настилы, колодочный сектор, погонаж….
Двадцать наименований.
И пошёл рассказ, подтверждаемый плакатами, чертежами, фотографиями. Как хлысты (деревья без сучьев) привозятся на разделочную площадку. Это нечто похожее, как раньше кита затягивали на разделочную палубу, кромсали и отправляли эти части по назначению. Где тушонку варить, где сало топить, где кости на муку молоть. Был кит и…только банки готовой продукции. Без отходов!
Так и здесь теперь. И всё идёт первым сортом. Даже дрова!
Время от времени, по ходу доклада переходил на немецкий. Что то пояснял дополнительно. Отвечал сразу на вопрос. И продолжал.
В экономической части отметил, что зарплата выросла в два раза. Фонды предприятия в три раза. Построили большой «Дом лесника». Ибо клуб нельзя строить. Не проходит сквозь рогатки высоких чиновников Москвы. А «Дом..» можно. Поэтому приходится искать щели и преодолевать искусственно созданные трудности.
Всё, что мы сделали, всем коллективом леспромхоза, вполне доступно каждому предприятии. А если и Москва приложит силы, то, почти легко!
Доклад окончен. Спасибо.
Обильные аплодисменты. И множество вопросов.
В том числе: а вы при чём здесь? Вы же служащий офицер. Где время нашли?
Как вам сказать? –Трудно было. Порой очень. Ибо не дома служба, а за океаном. Но в этом и хорошее было. Там вычислительная техника, орг. техника на порядок выше и доступнее. Все аэро и прочие фотосъёмки делали друзья в стране. Мне присылали. Сам леспромхоз я прекрасно знал. Тем более, что отца туда перевели, когда ЛПХ совсем доходил. Зарплат нет, плана нет, дороги разбиты. Вывозки нет. Всё! Конец!
Вот мы с ним посидели, прикинули. Плюс прекрасный главный инженер.
Министерство поддержало.
Не один трудился. Вся страна. От Москвы до самых до окраин. И даже дальше. Полных три года делали. Это при том, что жизнь там еле теплилась. Отец лично сам учил правильно разделывать хлысты. Выбирать всё только на первый сорт. Даже трухлявые места, сучки и прочее можно найти куда деть. Думать надо. Хотеть. Научится и уметь. Брал электро пилу резал. Показывал. И занятия. Каждый день.
 В этот день это был последний дипломник. Поэтому время никто не ограничивал и разговор затянулся на  часы.
Были вопросы и про место службы, на что он отвечал: -далеко. Там, где такие камешки под ногами валяются. И наш Макар, телят не пас.
А из чего пряжка на ремне? Ведь не латунь голимая?
Нет. Не латунь. Но медь есть, это точно. Сами делали сплав и отливали. Своими руками.
А почему у вас форма не как у наших, привычных глазу, офицеров.
Так тут холодно. А там надо, дышала что б.
А сапоги?
Это рыба. Из рыбьей кожи. Не пересыхают. Всегда мягкие. Никакую воду не пропускают и….чистить не надо. Это её, кожи, родной цвет. Насквозь.
Дорогие?
В три раза дешевле наших кирзовых.
 А какая там зарплата?
Там, на пропитание. Здесь идёт голый оклад. Не разбогатеешь.
А оттуда для леспромхоза что нибудь добывали?
Конечно. Все бензопилы оттуда. Кстати, при любом морозе запускаются с первого рывка. Хотя изготавливают в жаркой стране. Нашим бы научиться надо. Не грех перенять хорошее.
Всему итог подвела Наталья Петровна: люди! Ратуйте. Человек прямо с самолёта. Не ел, не пил.
Мы его забираем! И увели молодого, но уже с сединкой на висках, полковника –десантника к себе.
 А там, под «флагом с подписями» , уселись за стол и до поздней ночи вспоминали вступительные экзамены, пели песни.
Как хорошо дама! На родине! Среди  наших людей.
А утром, секретарь кафедры, Павел Иванович Жидких,  пригласил к ректору в кабинет. Там вручили диплом  Ч № 311497, регистр. № 7779. О присвоении звания Инженер-механик. Правда, дату поставили на 4 дня позже. Ибо…так надо. Но, какая разница, 26 или 30?
Протоиерей Игорь Бобриков
03 февраля 2026 года.
«под флагом с подписями» -написано в миниатюре «Оф. Клуб. Экзамен по физике. Вступительный.


Рецензии
Здравствуйте, Игорь Борисович!

В далёком 1969 году, когда вы только защищались на инженера, но уже будучи полковником, я-то только заканчивал школу, и у меня всё было впереди, как и у вас, как состоявшегося затем успешного инженера.

Как хорошо дама! На родине! Среди наших людей.

Не прошло и пол сотни лет и то, что казалось будет с нами непоколебимо провалилось в пропасть истории.

С уважением,

Николай Скороход   07.02.2026 16:26     Заявить о нарушении
Ничего, Николай. Пропасть истории, для нас, не самое страшное.
Оклемаемся. Живые будем. Крепче станем.
Вам крепости Духа. Жене поклон. Люби. Радуй. Носи на руках. Береги!
Счастья вам!
И.Б.
И лучше чем дома, на Родине, конечно, не бывает! Ей вся любовь!

Протоиерей Игорь Бобриков   07.02.2026 19:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.