Горящий грот
Ехали мы целой колонной гражданских, передвигались под охраной. Торопились на конкретное мероприятие. Не буду вдаваться в детали, все это уже исторические вехи. И давайте маршрут тоже обойдем без подробностей.. Главное, что это была гористая, сложная местность, где пошли камнепады и многочисленные сели. Грязь повсюду, смешанная с песком и твердым крошевом вчерашних утесов... Непроходимый рельеф.
И мы грандиозно застряли (одной частью колонны) на перевале! А поскольку сели продолжались постоянно, стало невозможно предугадать начала очередного схода. Поэтому решили не рисковать и зашли в одну из пещер, указанную спецами как - в военном смысле - безопасную.
Это был грот в скале: очень сухой, темный, глубокий. Казавшийся веками необитаемым. Мы спокойно туда загрузились и прошли чуть вглубь. Где нам навстречу вышел совершенно сказочный старичок!! С факелом в руках. Просто спрыгнувший со страниц "Алладина", к арабским сказкам даже ближе его внешний образ.. Чалма как чаша, борода до пола, сам сухонький, маленький, при этом какие-то туфли на нем с невероятно загнутыми носами. Легкий бурнус, светлый в отблесках, под синей вроде накидкой. Встал перед нами и показал на стену грота рукой.
В дымкЕ смолистого ароматного факела смотрим на стену. А там надписи вязью. Мы не понимаем их, среди нас нету языковедов. (Переводчики были в делегации, но в другой группе.) Мы остановились, весьма удивленные. Вот военные напряглись, конечно.. Старик же продолжает эти тексты факелом подсвечивать, ни слова не говоря. Потом машет, как бы зовет за собой. Мы все так подумали, что стоять здесь нельзя, вроде места священного, давайте продвинемся, что ж делать. Проходим за ним. Ущелье расширяется до целой полянки.
Что видно на полянке? Костерок, в камнях сложенный, горит слишком ярко. Настолько ярко, что освещает своды лучше наших фонарей. А старик начинает водить вокруг нас факелом, совершать им круговые движения. Жутко, непонятно, ступор - вроде дед, на ладан дышащий, против таких лбов, ну какая угроза?! Но страшно дико!
Вдруг один военный, то ли занервничал, начал объяснять старику что-то на абсолютно ломаном наречии, мешанине из всяких слов. Ткнул в нас, шурави мол, то есть советские граждане. Но мирные, вот пропуска с ваших кордонов, за подписями твоих, дед, соотечественников!! И тут старик наступает на него и направляет факел военному в грудь. А тот же с оружием, естественно, к которому сразу полез.
Только не долез... Лицо военного начало, во-первых, дергаться, ходить частым тиком. Во-вторых, нервная мимика принялась смещать черты лица, слепливать, будто из глины, их в общую массу. И вслед за этим острым приступом мужик стреляет - с опущенной руки, так и не вытянул ее с пистолетом. Старик падает навзничь рядом с костровищем, раскинув руки. Факел откатывается от тела и поджигает стену пещеры!
В пламени стало очевидно, что ущелье покрыто белым творожистым веществом, как бы неким мхом. Но это вряд ли растение.. И все камни загораются моментально. Вслед за секундой нашего наблюдения мы стоим уже в пылающем гроте! Пытаемся выбежать обратно, чертыхаясь и задыхаясь, военные нас выводят и чуть не выносят на себе.
Кто-то из нас на бегу касается ладонью той самой стены с надписями-завитками, которая не кажется белой и не горит. Но рука загорается от прикосновения...
Под обезумевшие вопли обожжённого человека (руку давно потушили, просто у него ужасные боли), в полном кошмаре мы стоим перед гротом. Снова - только абсолютно другими людьми. И тут выше сходит сель, облепливая нас сырой грязью. Спускаться больше некуда. Нас лишь "умыло", а внизу завал... Следом всех припечатала серия камнепадов, да так, что нас откололо от грота! Мы остались на каком-то островке, атолле посреди пустынного океана и скал, торчащих, как пики. Нас спасли вертолетом. Не скоро, совсем не скоро.
Старик из грота оказался заманивателем-камикадзе. А еще его называли тогда (может быть, и сейчас так кого-то называют в закрытых кодах) "деформатор". Он хотел нас деформировать, массово лишить телесной оболочки в этой особой пещере, забирающей вражьи души. Мы должны были сгореть вместе с ним и перенестись тоже с ним - как с проводником. Туда, где наши дорожки бы уже разошлись до скончания времен: ему - награда, а нам засада.
Да, проучил крепко Афган! (Якобы мирный, он отнюдь не ждал чужаков и иноверцев и никого не приглашал чувствовать себя как дома.) По-своему, в самом конце той далекой истории, той давней теперь поры.. Но очень сурово и памятно.
Многое я потом перечитал, поузнавал о таких "деформаторах". И кажется мне, что дед был серьезным, умелым воином с собственным планом и оружием. Он вызвал в грот саму Смерть и остался с ней в ожидании жатвы. Обещав не столько себя, сколько тех, кто придет. Иначе чем объяснить ее нежелание нас отпускать? И кто еще истолкует, зачем отпустила...
Свидетельство о публикации №226020302021