Предатели из спецслужб. Глава. 59 Публицистика
Глава. 2 Завершение интервью.
Давайте жить так, чтобы нашу кончину оплакивал даже гробовщик.
Марк Твен (настоящее имя — Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс) — американский писатель, юморист, журналист и общественный деятель.
Его творчество охватывает множество жанров — юмор, сатиру, философскую фантастику, публицистику и другие.
Родился 30 ноября 1835 года в посёлке Флорида, штат Миссури (США). Был шестым ребёнком в семье из семи детей. Умер 21 апреля 1910 года (74 года), США.
— Как вербовали простых советских граждан и на чём ловят наших соотечественников сегодня?
— Американцы всегда считали, что контрразведывательный режим в нашей стране чрезвычайно жёсткий. Поэтому они не используют прямых контактов с гражданами.
И тогда, и сейчас их контингент — в основном инициативники, те, кто добровольно предлагает свои услуги чужой разведке. Естественно, их интересуют только имеющие доступ к серьёзной секретной информации.
В наше время американцы, например, оставляли в районе посольства машину с приоткрытыми окнами, для того чтобы туда можно было бросить записку. Если принималось решение работать с таким инициативником, дальнейшее общение шло уже через тайники и т. д.
Ещё один способ — вербовка по наводке из-за границы. Когда советские люди выезжали на ПМЖ, например, в Израиль, а потом в США, с ними там обязательно беседовали люди из ФБР.
Если человек сообщал, что у него есть хороший приятель, который работает в закрытом учреждении, имеет доступ к секретам и недоволен своей жизнью, то к этому приятелю потом в Союзе приходил человек с письмом «от друга».
Человеку предлагалось стать агентом ЦРУ с обещанием, что он со временем уедет в США. Но основные вербовочные мероприятия по нашим гражданам проводятся американцами, конечно же, за границей.
— Тогда мало наших граждан были выездными. Сегодня с этим у ЦРУ не должно быть проблем.
— Да, здесь ничего не меняется: во всех крупных резидентурах ЦРУ за границей имеются группы, которые ищут контактов с российскими гражданами.
Могут вербовать «в лоб»: предложить миллион долларов сразу за согласие работать на американцев. Другой способ — ползучее навязывание помощи. Например, сотрудник ЦРУ работает дипломатом в некой стране, там же трудится наш дипломат или сотрудник другого ведомства.
Начинается дружба семьями, завязываются личные отношения. Человек из ЦРУ обращается с какими-то небольшими просьбами, потом начинает благодарить деньгами. В конце концов нашему гражданину делают предложение о сотрудничестве.
Ещё один способ — компромат. Создают ситуацию, при которой наш гражданин нарушает закон страны пребывания, — ДТП или кража в магазине — потом ему помогают выпутаться, и начинается сотрудничество.
Могут ловить и на любовных историях: так называемые медовые ловушки. Нескольких агентов ЦРУ у нас именно так завербовали.
— Главным стимулом для сотрудничества становятся деньги?
— Раньше идейных предателей тоже было мало, в основном работала материальная заинтересованность. Продавались за деньги и возможность уехать.
Американцы обеспечивали предателям достойное существование там. Возьмите того же Скрипаля, которому «Ми-6» купила дом. В Штатах тоже беглым разведчикам создавали все условия.
У вас на счету 11 захватов с поличным сотрудников ЦРУ. Кто из них больше всего запомнился?
— Луис Томас, работавший в посольстве под прикрытием должности офицера безопасности. Летом 1983 года он был захвачен с поличным.
Мы тогда решили использовать одного из бывших агентов американской разведки: он обратился в посольство с просьбой компенсировать ему материальные потери, т. к. после ареста КГБ 15 лет просидел в тюрьме.
Наши завербовали его после выхода на свободу. Свою записку этот агент передал в соседнем с посольством дворе Томасу, который каждый вечер гулял там с собакой. Томас пошёл на контакт.
Через несколько месяцев на второй встрече Томаса с агентом мы решили брать американца с поличным.
Захват был жёсткий. Больше всего в Томасе меня удивило его поведение: обычно провалившиеся так называемые дипломаты вели себя спокойно, знали, что негативных последствий для них не будет (после высылки они иногда даже получают повышение в должности).
А этот, наоборот, был зол, агрессивен и истерил. Кстати, Томас — это один из сотрудников посольской резидентуры ЦРУ, который гримировался и принимал облик женщины, покидая посольство США.
Ещё один разведчик — Майкл Селлерс. Взять его помог разоблачённый агент ЦРУ, сотрудник московского управления КГБ Сергей Воронцов.
Когда Селлерс пошёл на встречу к Воронцову, мы его едва опознали: Майкл покинул место жительства, использовав маску темнокожего военного атташе, сел на его машину и выехал в город.
Селлерс был объявлен персоной нон-грата. Но перед отъездом он пришёл на Красную площадь и оставил на лобном месте диск своих песен. Для КГБ.
Хорошие песни?
— Хорошие. Он был прекрасный гитарист, ещё до поступления на службу снимался в кино, питал страсть к кантри-музыке.
— А из наших предателей кто удивил?
— Леонид Полещук, сотрудник ПГУ, который работал в резидентуре в Непале. Он злоупотреблял спиртным и был страстным игроком.
Проигрался, залез в кассу резидентуры и не нашёл другого выхода, кроме как пойти в посольство США. После возвращения в СССР 10 лет не выходил с американцами на связь: знал, что контрразведка начеку.
Следующая командировка у него была в Нигерию, и там он опять пошёл в посольство Штатов. Через год должен был ехать в отпуск в Москву и потребовал у американцев 20 тысяч, чтобы купить квартиру.
Те согласились, но денег с собой не дали, чтобы не засветился на границе. Мы о Полещуке ничего не знали, но вычислили, что сотрудник резидентуры ЦРУ Пол Залаки в районе ВДНХ под опорой ЛЭП оставил камень-контейнер с деньгами.
Две недели ждали в засаде, кто придёт. Приехал мужчина на «Волге», который оказался Полещуком. Когда его доставили на Лубянку, с ним лично беседовал председатель КГБ Чебриков. Тот ни в чём не сознавался, пока у него дома не нашли инструкции ЦРУ.
В своей книге вы пишете, что между разведкой и контрразведкой случается обмен кадрами. А из разведчиков получаются хорошие контрразведчики?
— Ротация существовала, но контрразведка неохотно отпускала кадры на работу в разведку.
А из СВР в контрразведку уходили в основном тогда, когда человек «засветился» и уже не мог работать за границей. Таких примеров немало, но наиболее яркий — это генерал Красильников.
Рэм Сергеевич 10 лет возглавлял американскую линию, его называли «охотником за шпионами». За эти 10 лет было разоблачено 20 агентов американской разведки, работавших в СССР.
15 инициативников, которые пытались установить связь с ЦРУ, перехвачены. Были раскрыты две сложнейшие операции, которые ЦРУ вместе с АНБ проводили на нашей территории.
Так, в 1985 г. из Японии через Находку на территорию Германии был направлен железнодорожный контейнер. Половину контейнера для камуфляжа заполнили цветочными горшками, а вторую половину занимала хитроумнейшая компьютеризированная лаборатория.
Она по ходу движения по Транссибу должна была фиксировать все излучения, которые свидетельствуют о наличии ядерного оружия или складов. Плюс передавать координаты и производить фотосъёмку через жалюзи вагона.
И в том же году мы обнаружили, что американцы перехватывают информацию на кабельной линии между Минобороны и объектом в Троицке, где был центр по лазерному оружию. Несколько лет они снимали всю информацию с этого кабеля, раз в полгода меняя кассеты.
— После 1991 года КГБ не ругал только ленивый, был массовый отток профессионалов. Удалось ли к 2018 наладить работу на былом уровне?
— Контрразведка защищала и будет защищать интересы своей страны. В 1991 Бакатин пришёл с единственной целью: развалить КГБ СССР. И делал он это по поручению Ельцина. КГБ был разбит на несколько ведомств, которые, слава богу, не потеряли контакта между собой. Потому что по отдельности с внешним противником бороться нереально.
Хорошо, что выросли новые кадры, набрались опыта. А про качество работы я вам просто процитирую «New York Times» от 24 августа сего года.
«Американские спецслужбы практически перестали получать данные от информаторов из России, — передаёт газета со ссылкой на сотрудников разведки США. — Из-за этого американские власти находятся в неведении относительно планов Путина.
Из-за агрессивной контрразведки Москвы осуществлять шпионскую деятельность в России американским службам становится всё труднее».
Кто отравил Скрипаля?
— Отравление Сергея Скрипаля и его дочери — что это было? Провальная работа наших, удачная информкампания западных спецслужб или нечто третье?
— На мой взгляд, это спланированная акция, начатая англичанами. Нужен был фитиль, чтобы разжечь антироссийскую кампанию, которую подхватили американцы и спецслужбы стран НАТО. Кому мешал этот Скрипаль?
Всё, что он знал, он давно уже рассказал англичанам и, вероятнее всего, американцам. Он отбыл у нас наказание, помилован президентом. Какой смысл его ликвидировать? По-моему, это глупость несусветная.
Сейчас пишут, что в этом деле мог быть испанский след. Мол, Скрипаль, когда работал в этой стране, выдал Испании российскую мафию, раскрыл каналы наркотрафика из Латинской Америки в Европу.
То есть это могла быть месть наших мафиози?
— Совершенно верно. Месть конкретных людей, которые отмывали деньги в Испании и контролировали наркотрафик. Есть ещё один вопрос: где Скрипаль?
Почему ни его, ни его дочери нет на экранах, почему они не проводят пресс-конференции? Предъявите нам Скрипалей!
Его дочь — гражданка России, и ей обязаны предоставить контакт с консульством. Нет, они их прячут. Вышла книга британского журналиста Марка Урбана, который встречался со Скрипалём и до этих событий, и, как оказывается, и после, когда тот вышел из комы.
Он поражён тем, как сам Скрипаль оценивает произошедшее: не верит, что за этим стоит Москва. Более того, Скрипаль поддерживал присоединение Крыма к РФ и, живя в Англии, всё время смотрел наш Первый канал.
Я думаю, англичане потому и не проводят пресс-конференцию: боятся, что Скрипаль выступит не в том русле.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №226020302054