1640-1710. Бабжи Барас-батор
В конце XVII и начале XVIII века была целая плеяда богатырей хори–бурят. Что мы знаем о них? Людей, изучавших историю своего народа в советское время, было очень мало. Бытовали легенды и предания, которые рассказывали в семьях, собирали лингвисты, историки, краеведы. Один из них Виктор Шагдарович Гунгаров, книгу которого «Буряад домогууд» переиздал в 2023 году Гончикбал Баирович Баиров. Мне случалось писать о краеведе из Хилокского района Владимире Доржиевиче Цымпилове. Поскольку о нём нет книг, внесём энциклопедическую справку о нём и его материал в эту книгу.
Цымпилов Владимир Доржиевич родился 15 июня 1941 года в селе Бада Хилокского района, умер 10 августа 2012 года в селе Закульта. По призванию Владимир Доржиевич краевед. Обучался в Бадино-Кусотинской начальной и Бадинской средней школах. С 1956 работал в сельскохозяйственной артели «Дружба», без отрыва от производства получил среднее, а затем высшее образование по специальности зоотехник. Работал механизатором, строителем, бригадиром животноводства, управляющим отделением совхоза, директором совхоза «Арейский». Преподавал в средней школе. Проживал в селе Закульта Хилокского района. Жил темой Родины и монголов.
Занимался историей 7 родов бурят-монголов Бадинской долины и составлял родословные таблицы вплоть до 12-го колена, используя при этом знание старомонгольской письменности.
Проследил родовую линию легендарного бурятского героя Бабжа Барас-Батора. Собирал сведения о выпускниках Бадино-Кусотинской начальной школы и топонимические данные. Материалы передавал учёным и писателям городов Улан-Удэ, Читы и в Хилокский муниципальный краеведческий музей. Автор статей для Энциклопедии Забайкалья. Неоднократно поощрялся.
По сведениям, которые собрал Владимир Доржиевич Цымпилов, Бабжа Барас-батор отмечен в родословных списках местных жителей: Ухаасай (год рождения ~1520) – Боохой (1550) – Харатологой (1580) – Барима Мэнгэтэ (1610) – Бабжа Барас (1640) – Мантахи (1670) – Жалсан (1700) – Пурбо (1730) – Зодбо (1760) – Аюша (1790) – Абида (1820) – Боди (1850) – ?
С Дай Хунтайджи и Бальжин-хатан в Забайкалье могли прийти Ухаасай, Боохой и Харатологой. Если бы Бабжи Барас-батор пришёл вместе с Дай Хунтайджи и Бальжин-хатан, то это было бы отражено в народных сказаниях, но таких фактов нет. К тому же краеведы утверждают, что в долине Бады люди рода Хуасай или Ухаасай жили издревле, ещё до прихода сюда других хоринских родов.
Часть истории современного Хилокского района связана с бурят-монгольским родом Хуасай (Ухаасай, Хоацай) и именем Бабжа Барас-батор. На портале Хилокского краеведческого музея читаем: «Ещё 11 ноября 1925 года Хоацайская и Хилоко-Бурятская волости (хошуны) были переименованы в райсоветы, а 1 июля 1927 года на их базе образованы национальные районы под теми же названиями. В 1931 году оба района объединились и появился национальный Хилоко-Хоацайский район в центром в Могзоне. Вскоре он стал территориальным и сменил в 1934 году название на «Улан-Хилокский».
Складывается впечатление, что мужественные люди рода хуасай (ухаасай) не покинули свои места проживания в конце XVIII и начале XIX веков, не отдали свои земли русским казакам и не последовали на восток, где позднее возникла Агинская Степная дума.
На территории России была единственная административно–территориальная единица, названная именем монголо-бурятского рода откуда Бабжи Барас-батор – Хоацайская волость, Хоацайский хошун, Хилоко-Хоацайский район.
Приведу адаптированную легенду о Бабжа Барас-баторе, приведённую Владимиром Доржиевичем Цымпиловым. Текст примечателен тем, что он не выдуман российскими авторами «сказочниками» в национальных образованиях, а существовал издавна и передан от отца сыну:
«Давно известно, что бурят-монгольский народный богатырь Бабжа Барас-батор имел тесные родственные и деловые связи с жителями Бадинской долины (Бада нютаг). В благодарность за ратные подвиги богатыря народ Бада нютаг слагал легенды о баторе. Вот одна из легенд о Бабжа Барас-баторе, рассказанная моим отцом Доржиевым Цымпилом Цыреновичем в 1956 году в урочище «Хул Нарасун» во время обеденного перерыва при подъёме целины на мой вопрос о вершине горы Дулга.
– В те давние времена на жителей, проживающих по долинам Арей, Хилогосон, Хилок, в том числе Бада нютаг, неоднократно нападали внешние враги. По этой причине повсеместно на отдельно стоящих вершинах высоких гор устраивали сигнальные караульные посты. Это возле слияния рек Арей и Хилогосон, горы Барун и Зун Харул, а также – Барун и Зун Далга на противоположных берегах реки Бугутуй в Бада нютаг. В те годы, говорят, гора Зун Далга была более высокой и остроконечной, чем сейчас, и связь между постами Харул и Дулга осуществлялась зрительно, посредством дымных костров, разжигаемых на вершинах гор.
Во время очередного нападения врага на наш народ с целью грабежа и полонения населения, Бабжа Барас, под напором численно превосходящего противника, зажёг сигнальный костёр на горе Барун-Харул, оповещая жителей Бада нютаг о нашествии врага. Застава на горе Зун-Далга, по причине проливных дождей и густого тумана, не замечала сигнала и не отвечала.
День рубится отряд Бабжа Бараса, другой рубится, уложили много врагов, но и передовой отряд несёт невосполнимый урон.
День горит сигнальный костёр на горе Харул, другой горит, а подкрепления от бадинцев – нет. И тогда Бабжа Барас, натянув лук своего богатырского лука и прошептав магическую молитву, пускает стрелу, целясь в вершину Зун-Далга.
И стрела со свистом попав в вершину Зун Далга, срезала макушку горы.
Жители Бада нютаг, собрав войско, с ураном «Хандагай!», помчались на помощь Бабжа Батору по военной тропе, вверх по течению реки Хилок и его притоку Ханхасан, далее, через перевал Алагуй и вверх по реке Хилогосон. Подоспели в самый критический момент битвы. В многодневном смертельном сражении за независимость родного края победили врага!
По этому случаю жители Бада нютаг устроили триумфальные празднества в честь своих воинов-победителей.
Эти торжества проводились в урочище «Шалын обоо тологой» у подножий трёхглавой горы. Для угощения жителей Бада нютаг Бабжа Барас пригнал косяк белых яловых кобылиц, и поэтому трёхглавую гору назвали «Гурван Байтегет», то есть «Три кобылицы».
Народ на этом празднике присвоил Бабжа Барасу звание – батор, то есть богатырь. И далее он прославился как Бабжа Барас-батор.
Неумолимое время превратило нашего Бабжа Барас-батора в тень и прах его покоится где-то в наших горах. Древнее предание народа гласит, что о том, что рёбра его грудной клетки были сросшимися, как панцирь, а степная волчица устроила там своё логово и много лет выводила в нём своё потомство.
Жители Бада нютаг в честь памятного выстрела батора устроили на теперь уже плоской вершине горы Зун Далга Обоо. У подножия горы «Гурван Байтегет» находится главное Обоо Бадаг нютаг «Даша лумба», а также Обоо шэлинцев «Сампил хан». У каждого места своё значение.
В честь победы, после которого не было ни одного случая нападения и для дальнейшего благополучия жителей, стали проводить обряд «хэтэр», посвящая славного скакуна духам предков. Последним скакуном «хэтэр» был соловый жеребец колхоза «Рассвет труда» по кличке «Обоо шарга», который завершил свой земной круг непобеждённым на скачках.
Ежегодно летом, в пору цветения Бадма сэсэг, жители древней Бада нютаг проводят обряд «Обоо тахилга» и «Эрын гурба наадан», где чествуют друг друга, восхваляют мужество мужчин и его верного, боевого и ратного друга, – скакуна.
Как и в седую старину, бурливо бегут воды Арей, Хилогосон и Хилок, непоколебимо стоят, будто на страже, горы Харул, Дулга, Гурбан байтегет. Ветры качают ветви вековых сосен, очевидцев давно прошедших времён. И чудится порою в звуках бурливого течения рек, в могучих шумах ветров, нежных шёпотах листвы, отголоски давно пролетевших веков, а также зарождающиеся раскаты неизведанного грядущего, низменно благосклонного к потомкам жителей древнего Бада нютаг, колыбели бурят-монголов рода «Ухаасай» или «Хуасай» с ураном «Хандагай».
Местные бурят-монголы свято верят, что Родина Бабжа Барас-батора, то есть место захоронения его последа (тоонто-нютаг) находится именно здесь, у подножия трёх священных гор. А погребён наш батор на вершине горы Ибыхен, то есть голец Бугутуй».
Такова одна из древних легенд, бытующая среди бурят-монголов Бады. Кстати, не есть ли название Бада напоминание о далёкой прародине Бада-Ёго, о которой существует песня веков?
О том, что Хилокский район – родина Бабажи Барас-батора указывал в своих материалах и бурят-монгольский писатель Батожаб Цыбиков, автор романа «Тугулдур-тайша» и других произведений. Есть места поклонения Бабжа Барас-батору и в других местах нашего этнического пространства.
Конечно, Бабжа Барас-батор был реальной личностью, жившим в XVII столетии. Народ помнит о нём, его братьях – Тантяане и Хонтоли, богатырях, живших в его окружении. В книге Виктора Шагдаровича Гунгарова среди множества народных сказаний, есть более десяти легенд о Бабжа Барас-баторе. О нём же повествуется и в моём романе-эссе «Последние войны волков», где речь идёт о пребывании Бабжа Барас-батора на берегах реки Онон. Но сказания и художественное воображение – не реальная история, они дают только повод для размышлений.
Бабжа Барас-батор – реальный герой, о котором остались одни легенды, знать которые необходимо каждому бурят-монголу. Чтение книги Виктора Гунгаровича Шагдарова «Буряад домогууд» – лучшее узнавание фольклора.
Свидетельство о публикации №226020300308