Очерк о необыкновенном профессоре С. В. Шапиро
Это очерк о замечательном уфимском учёном – Шапиро Семёне Вольфовиче (22.05.1932-30.07.2018) – профессоре, докторе технических наук. Семён Валентинович был заведующим кафедрой физики УГАЭС, директором СКБ «Вихрь».
Первое знакомство с профессором С.В. Шапиро произошло в Уфимском государственном университете сервиса (тогда еще Технологическом институте, позже УГУЭС: Уфимский государственный университет экономики и сервиса). Семёна Валентиновича пригласил туда на должность заведующего кафедрой физики Александр Николаевич Дегтярев, ректор вуза. Семён Валентинович пришел туда из УГАТУ. Тогда, в период с 1992 по 2007 годы, мы работали на разных кафедрах: Семён Валентинович заведовал кафедрой физики (корпус 1 на ул. Чернышевского, 145), а я заведовал кафедрой технологии полимеров (корпус 2, Бакалинский переулок, ныне 13-й корпус УГНТУ на ул. Акназарова, 24). Тем не менее мы часто виделись на различных совещаниях, заседаниях Ученого совета, других мероприятиях и вскоре подружились, так как были единомышленниками по очень большему кругу научных и жизненных взглядов. Позже я познакомился с Аллой Анатольевной Докучаевой, женой Семёна Валентиновича, видной журналисткой и литератором, и наши семьи стали друзьями: мы часто вместе проводили праздники, всегда были в курсе семейных забот друг друга. Мы с моей женой Лидой отмечали, что никогда ранее не встречали более дружных и сплочённых не только брачными узами, но и общими интересами и творчеством людей.
Уже при первом знакомстве с Семёном Валентиновичем я обратил внимание, что он отличался по манере своего общения от других людей. Такие профессора, как С.В. Шапиро, были в нашей системе образования до революции и в двадцатые годы. Их обобщённый образ хорошо передан в старых советских фильмах и книгах. По-моему, более всего, Семён Валентинович был похож на профессора Филиппа Преображенского – героя фантастической повести замечательного писателя Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», который противостоял маргиналу Шарикову. Семён Валентинович действительно всю жизнь противостоял многочисленным «Шариковым» от образования и науки.
Его благородство, честность и порядочность неудивительны, так как Семён Валентинович родился в семье потомственных интеллигентов и учился у ярких представителей дореволюционной науки в Московском энергетическом институте.
Семёна Валентиновича всегда отличали педантичность и аккуратность. Я не помню ни одного случая, чтобы он опоздал на лекцию или конференцию. Семён Валентинович был ровен со всеми, никогда не допускал высокомерия и зазнайства по отношению к подчиненным и студентам. Он был строг с обучающимися, но студенты его любили. Мне повезло, что Семён Валентинович преподавал физику у моих детей: сына Николая и дочери Миланы, которые обучались в УГУЭС.
Он был очень воспитанным человеком: за всё время общения я не услышал от него ни одного бранного слова. На кафедре физики Семён Валентинович не допускал склок и интриг, терпеть не мог нечестных преподавателей. По отношению к таким лицам он проявлял жесткость. Поэтому люди, имеющие склонность к взяткам или интригам, не задерживались у нас долго, либо не проявляли себя с плохой стороны до поры до времени. Профессор Шапиро прожил нелёгкую жизнь, но она его не озлобила, несмотря на массу трудностей и гонений. Он пережил много идеологических кампаний и нередко подвергался шельмованию. Чего стоили его защиты докторской!
Недоброжелатели в ВАК не пропускали его работы 5 раз на протяжении более 20 лет. Тем не менее, Семён Валентинович проявил несгибаемый характер и стойкость, последовательно шел к цели, защищая новую докторскую диссертацию. Его смерть, лично для меня, – большая утрата, потому что я всегда ощущал его дружескую поддержку.
Приведу один пример: в 1998 году я написал брошюру по методологии науки о пределах научного познания, где рассматривались естественные и субъективные ограничения исследовательского процесса и критиковалась идея методологии науки о безграничных возможностях человека. В этой работе проводилась мысль об ограниченности атеизма и материализма в научном познании природы. Некоторые коллеги по научному цеху, борцы за чистоту науки, пытались на этом основании выставить меня лжеучёным. В ряде случаев по этому поводу начали проводить разборки на различных семинарах, причём, как правило, без моего участия. Однажды на одном из совещаний Семён Валентинович, будучи убеждённым материалистом и атеистом, поддержал меня, так как считал недопустимым и диким шельмование людей за идеи.
С Семёном Валентиновичем я большей частью общался неформально. После работы часто заходили в кафе, где брали по кружечке пива и беседовали. Семён Валентинович любил выпить свежего пива с сухой рыбой. В эти моменты он всегда вспоминал очень интересные истории из своей жизни. На кафедре мы часто собирались на различные праздники и дни рождения. В компании он мог выпить рюмку хорошего коньяка или виски. Но никогда не злоупотреблял спиртным. Всегда занимался физкультурой, до последних лет жизни совершал утренние пробежки в лесопарке, рядом с домом.
Семён Валентинович был замечательным рассказчиком и вспоминал с юмором и с потрясающей иронией даже самые тяжелые и неприятные моменты своей жизни. Тем не менее, он не злословил над другими людьми. Приведу по этому поводу несколько эпизодов.
Ещё задолго до артиста Михаила Задорнова Семён Валентинович сказал мне: «Михаил Юрьевич, обратите внимание на интересную закономерность, которая уже больше 100 лет наблюдается в России. На смену лысому главе государства всегда приходит кучерявый: Николая Второго сменил лысый Ленин; Ленина заменил Сталин, и так было до нашего времени».
На кафедре физики наши столы находились рядом. На столе у него стоял календарь памятных дат, и Семён Валентинович поздравлял меня каждый день с очередным международным праздником. Однажды он сказал мне: «Михаил Юрьевич, обратите внимание, что в календаре расположены почти рядом два международных праздника: 9 ноября 2012 года отмечается Всемирный день туалета (WorldToiletDay), а на следующей неделе – 15 ноября 2012 года – Всемирный день философии. На календаре, который подарили Семёну Валентиновичу, эти дни оказались рядом.
- Неужели международная общественность считает современную философию интеллектуальным отхожим местом?», – спросил он.
Его возмущали процессы деградации, происходящие в науке и образовании России. Однажды, возвратившись из Москва после одного из научных мероприятий, он с горечью в голосе сказал мне, что учёных становится все меньше и меньше, их вытесняют чиновники с учёными степенями, и добавил, что этот процесс начался при Брежневе в 70-е годы. Семён Валентинович отмечал, что ничего принципиального в головах чиновников не изменилось, только советские чиновники были более грамотными, чем нынешние.
В последнее десятилетие нас захлестнул девятый вал бумаг из Министерства образования. Огромное количество бессмысленных бумаг было выдано горячими головами и просто некомпетентными людьми. Семён Валентинович шутил, что наконец-то исполнилась мечта большевиков о том, что кухарки будут править государством. Несмотря на скептическое отношение, бумаги он всегда оформлял вовремя. Более того, он полностью освободил от этой работы меня, чтобы я больше занимался наукой. Он все кафедральные документы делал очень точно, без ошибок, почти ничего не переписывал и ухитрялся малым числом сотрудников своевременно делать эту документацию, которая в последние годы росла, как снежный ком. Всю канцелярскую работу ему помогала вести очень добросовестная и исполнительная женщина – старший преподаватель Малова Татьяна Афанасьевна, а также Даша, секретарь кафедры. Все заседания кафедры физики были очень краткие, и он их проводил немногословно и чётко, так как терпеть не мог пустословия. Семён Валентинович умел объединять людей, и, в случае необходимости, мы всегда работали дружно.
Работоспособность Семёна Валентиновича поражала: в его возрасте, что ни год, появлялась монография или учебник. За всю свою жизнь я знал очень мало таких людей. Он и в пожилом возрасте был как молодой учёный. К сожалению, часто бывают обратные случаи: молодые люди защищают диссертацию с прекрасными результатами, а потом успокаиваются и, как глубокие старики, не создают более ничего нового.
Эрудиция и компетентность в самых разных областях отличала Семёна Валентиновича. Его научная деятельность была многогранна, он очень много сделал для нашей страны в сфере теоретической электротехники, силовой электроники, приборостроения. Эти направления чрезвычайно важны для народного хозяйства, авиакосмической технике, обороны. Но об этом направлении деятельности хорошо расскажут его коллеги по СКБ. Потому что я, специалист в области прикладной физики и физической химии, не работал с Семёном Валентиновичем в этом направлении.
Могу отметить, что свои организаторские качества в сфере науки он в полной мере проявил на кафедре физики УГУЭС. В 2007 году я начал работать непосредственно у Сем на Валентиновича на 1/2 ставки профессора: сначала по совместительству, а с 2010 года полностью перешёл туда работать на кафедру к Семёну Валентиновичу.
По основному месту, с 2005 по 2010 год, я работал в Уфимском филиале Академии труда и социальных отношений, где заведовал кафедрой информатики и математики и не имел возможности заниматься своим научным направлением, так как не было лаборатории для проведения экспериментов. У меня к тому времени подобралась научная группа из способных молодых ребят, и за период с 2007 по 2013 годы мы решили много сложных научных задач. Ещё в 2007 году я предложил Семёну Валентиновичу организовать исследовательскую лабораторию на кафедре физики. Но не было помещений, кафедра к тому времени имела всего две аудитории, не считая преподавательской. Семён Валентинович предложил мне отгородить часть аудитории под лабораторию. Мы так и сделали: отгородили шкафами часть помещения, и получилась комнатка площадью 15м2. Там мы поставили несколько столов, оснастили лабораторию старым оборудованием и приступили к работе. Результатом деятельности этой маленькой лаборатории при кафедре физики, не имеющей поддержки государства, явились научные достижения, которые по масштабу соответствуют научно-исследовательскому институту. При поддержке Семёна Валентиновича мы действительно сделали многое.
Совместно с аспирантами кафедры физики Г.У. Ярмухаметовой и
Д.О. Шуляковской были установлены новые физические эффекты связи цветовых характеристик органических веществ с потенциалами ионизации и с родством к электрону молекул. За эту работу мы получили премию Европейского конгресса «NanotechEurope-2009». Были разработаны новые методы оптического экспрессного контроля качества нефти и нефтепродуктов. На основе открытых нами явлений были созданы новые методы исследования электронной структуры наночастиц и сложных молекулярных систем. Кроме того, совместно с С.В. Дезорцевым были установлены эффекты прямой связи квантовых и макроскопических физико-химических свойств веществ на примере н-алканов. Совместно с аспирантом кафедры физики А.А. Ишкининым установлен нелинейный компенсационный эффект динамической вязкости. Очень серьезная работа была проведена совместно с аспирантами кафедры физики Дезорцевым С.В., Араслановым Т.Ф. и доцентом БГМУ, кандидатом медицинских наук Калашченко Н.В. Совместно с врачами РКБ им. Куватова и БГМУ мы провели исследование взаимосвязи состояния здоровья человека с цветовыми и оптическими характеристиками биологических жидкостей и крови . На этой основе были разработаны новые методы медицинской диагностики цирроза печени, опухоли головного мозга и других заболеваний. На основе разработанной мною совместно с доцентом Н.А. Журавлёвой теории многокомпонентных систем с хаосом химического состава были получены математические модели распределения органического вещества в межзвёздной среде, которая проливает свет на эволюцию космических молекул и генезис нефти. В лаборатории кафедры работали аспирант БГУ Латыпов К.Ф., доцент УГНТУ к.х.н. Ковалева Э.А. Аспирант Паймурзиной Н.Х. Шуткова С.А. изучила новые закономерности в спектрах и структуре сложных молекул. За этот период времени аспирантами кафедры Э.А. Ковалевой, Г.У. Ярмухаметововой, С.В. Дезорцевым,
А.А. Ишкининым, Д.О. Шуляковской, С.А. Шутковой и Г.И. Низамовой были защищены кандидатские диссертации. Все перечисленные результаты были опубликованы в серьёзных научных журналах в России, США и Евросоюза. Полученные в перечисленных направлениях результаты были представлены и высоко отмечены на крупнейших международных и всероссийских конгрессах и симпозиумах. За период с 2007 по 2013 год было опубликовано более сотни статей и множество патентов, сделаны доклады на симпозиумах в России и за рубежом. После того, как наши работы стали известны, к нам зачастили журналисты из центрального и местного телевидения, а в прессе было представлено несколько сюжетов о нашей деятельности. Не очень удобно было говорить, что все исследования выполнены в этом старом помещении без поддержки государства. Впоследствии, в 2014 году, при непосредственной поддержке Дегтярева А.Н. и содействии Солодиловой Н.З. была открыта научно-исследовательская лаборатория физики электронных процессов и наноматериалов, выделены соответствующие помещения. К сожалению, в 2016 году в связи с объединением УГУЭС с УГНТУ кафедра физики УГУЭС была ликвидирована. Лаборатория вошла в состав кафедры ТНГ УГНТУ как лаборатория спектроскопии.
В нашей лаборатории Семён Валентинович также вел большую и очень важную для промышленности и экологии работу. В период времени с 2007 по 2014 год совместно с своим учеником Саенко С.Г., к.т.н., доцентом, были разработаны новые высокоэффективные озонаторы. Семён Валентинович занимался разработкой высокочастотных полупроводниковых схем, много работал над созданием бытовых и промышленных озонаторов и соответствующих технологий очистки воды и промышленных стоков. Эти работы получили международное признание. Семён Валентинович был избран членом международного общества по изучению озона. К сожалению, эти оригинальные исследования не получили должной поддержки со стороны бизнеса и государства, и со смертью Семёна Валентиновича были прерваны.
Научная жизнь на кафедре Семёна Валентиновича кипела. Здесь постоянно проходили научные семинары, где аспиранты представляли свои работы. анализировали диссертации. В отличие от некоторых диссертационных советов, диссертации обсуждались в очень доброжелательной и спокойной обстановке. Кроме того, на кафедре под моим руководством проходил ежемесячный городской семинар по синергетике.
Семён Валентинович был многогранной личностью. В нём счастливо сочетался талант инженера, математика и деятеля искусства. Его писательский талант, по-видимому, в полной мере раскрылся, когда он вместе с Аллой Анатольевной написал интереснейший остросюжетный научно-фантастический роман «Суд Божий» (2005 г.).
Большим достижением стало издание Семёном Валентиновичем и профессором Ш.З. Валеевым журнала «Электротехнические комплексы и информационные системы», который выжил и набирает силу, несмотря на все трудности. Мало кто из специалистов знает, что Семён Валентинович написал фундаментальную монографию по информационным процессам в природе, где он практически первым глубоко обобщил различные явления в природе и обществе с позиции теории информации («Энергетические и информационные процессы в природе. М., 2005»). В этой монографии он вывел закон организации материи, а также сформулировал единый подход к природным процессам и теории информации на основе закона системности и увеличения порядка.
Семен Валентинович написал замечательный курс для гуманитариев «Концепции современного естествознания» (2-е издание, Уфа, 2000). Нюансы математики изложены в его прекрасной, с точки зрения прикладной математики, работе «Резольвента Лагранжа и её применение в электромеханике» (М., 2008). К сожалению, из-за очень небольшого тиража перечисленные выше книги уже стали раритетными. Я упомянул лишь немногие работы из обширного научного наследства Семёна Валентиновича. Полагаю, что со временем его труды будут должным образом оценены учёными и инженерами.
Есть люди, о которых говорят при жизни, но забывают после смерти. Других мало поминают при жизни, но их яркая звезда разгорается после их ухода в мир иной. Это касается Семёна Валентиновича, который прожил яркую и трудную жизнь выдающегося инженера, учёного и организатора. Я уверен, что его труды и славные дела будет помнить не одно поколение людей, и счастлив, что имел такого друга, как Семён Валентинович Шапиро.
Уфа
2018
Свидетельство о публикации №226020300386