Ф. Г. Унгер человек, опередивший время

Феликс Гергардович Унгер – человек, опередивший время

Я хочу сказать добрые слова о моем покойном друге и соратнике – Феликсе Гергардовиче Унгере, выдающемся учёном.

Он родился 27.03.1937 в немецком селе Тиге Молочанского района Днепропетровской области. Отец Феликса, Гергард Петрович (1909-1937 гг.) – потомственный учитель, в последние годы жизни работал директором школы, которая была образцовой. В возрасте 28 лет, как и многие в те времена, он был арестован по ложному доносу в НКВД, а в 1937 г. по приговору тройки расстрелян еще до рождения сына.  Реабилитирован за отсутствием состава преступления Гергард Петрович был только в 1964 г. Мать Ф.Г. Унгера, Марта Петровна Мейнцер (1909-1993 гг.), окончила Одесское педагогическое училище, работала учителем немецкого языка в средних школах.

В самом начале Великой Отечественной войны мать вместе с малолетним сыном были эвакуированы в тыловой город Уфу, где в 1954 г. Феликс окончил с отличием среднюю школу № 26. В школе он увлекался физикой и математикой. В 1954 г. поступал на радиотехнический факультет в Уральский политехнический университет (УПИ) в городе Свердловске, но не прошел мандатную, так как был немцем по национальности и считался сыном «врага народа». Приемная комиссия предложила ему поступить на факультет строительных материалов этого же вуза, он согласился и был принят, но с третьего курса (в 1956 г.) ушел из института, потому что учёба на этом факультете ему была неинтересна.

После отчисления из УПИ Феликс работал машинистом на Свердловском заводе Железобетонных изделий, затем переехал к матери в Уфу и работал грузчиком и упаковщиком на заводе «Уфимкабель». В 1956 году его призвали в Советскую Армию, и он проходил службу на Дальнем Востоке.

После демобилизации Феликса вновь потянуло к большой науке. В 1959 году он устроился на работу лаборантом в радиоспектральную лабораторию Института органической химии, который тогда был отделом химии в Башкирском филиале АН СССР, где работал у Н.М. Поздеева, известного учёного, кандидата физико-математических наук. Затем он работал старшим лаборантом того же института в масс-спектральной лаборатории профессора В.И. Хвостенко, известного физика. Там Феликс освоил важнейшие в физике и физической химии методы радиоспектроскопии и масс-спектроскопии. С 1959 года он заочно обучался на физико-математическом факультете БашГУ, в 1961 г. перевелся на электромеханический факультет Уфимского авиационного института (специальность «Автоматика и телемеханика»), а затем, в связи с расформированием в 1962 г. этой специальности, был переведен на радиотехнический факультет УПИ. В 1964 году Феликс Гергардович успешно окончил институт по специальности «автоматика и телемеханика» с квалификацией «инженер-электрик», защитив дипломный проект «Прибор для измерения содержания серы в газах с чувствительностью 10-4% весового содержания серы». После окончания института по инициативе директора А.С. Эйгенсона он был приглашен на работу в Башкирский НИИ по переработке нефти (г. Уфа). Это был замечательный институт, в котором проводились фундаментальные работы в области технологии переработки нефти и нефтехимии.

В июле 1964 г. Ф.Г. Унгер был назначен младшим научным сотрудником, затем получил звание старшего научного сотрудника сектора спектрального анализа лаборатории спектроскопии, с 1965 г. стал руководителем сектора масс-спектроскопии, а с 1969 г. – заведующим лабораторией масс-спектрометрии и радиоспектроскопии. В 1968-1971 гг. Феликс Гергардович учился в заочной аспирантуре Всесоюзного НИИ по переработке нефти (г. Москва), где под руководством профессора Ады Александровны Поляковой блестяще защитил кандидатскую диссертацию по исследованию состава легких нефтяных фракций методами масс-спектрометрии.

Новый этап в развитии лаборатории начался в 1977 году с приходом на должность директора института профессора Д.Ф. Варфоломева, благодаря усилиям которого были приобретены самые современные для того времени ЭВМ, а также установки электронного и ядерного магнитных резонансов, масспектрометры. Тематика работ была включена в число наиболее перспективных НИР Министерства нефтехимии и нефтепереработки СССР.

Лаборатория координировала радиоспектроскопические исследования остаточных фракций в России. В 1977-1983 гг. на базе фундаментальных многолетних исследований Ф.Г. Унгером были созданы основы теории нефтяных дисперсных систем, которая в настоящее время находит широкое признание в России и за рубежом. В 1984 году он успешно защитил докторскую диссертацию, посвященную разработке этой теории. Более того, в лаборатории были разработаны уникальные методики, не имеющие аналогов в мире. С переходом Ф.Г. Унгера в ИХН СО АН СССР в 1986-1987 гг. лабораторию возглавлял Ю.А. Челноков, который продолжал исследования по разработке уникального аппаратурного комплекса на основе разработанного под руководством Ф.Г. Унгера радиоспектрального метода, исследования коллоидно-структурных характеристик парамагнитных нефтеподобных систем. Затем, когда Д.Ф. Варфоломеев доверил лабораторию мне, эту работу продолжил я. В 1986 году Ф.Г. Унгер был приглашен на должность главного научного сотрудника в институт Химии Нефти СО АН СССР, где развернул работы по новым научным направлениям.
С 1988 года Феликс Гергардович, параллельно с работой в ИХН СО РАН, заведовал кафедрой физической и коллоидной химии в Томском государственном университете (ТГУ). Там им была создана уникальная лаборатория исследования структур и природы дисперсий гомолитов (ЛИСПДГ) с применением различных физических методов. Именно он положил начало в ТГУ новому научному направлению «Физическая химия спиновых и зарядовых явлений при образовании дисперсий в гомолитах и гетеролитах (физическая химия парамагнитных и диамагнитных молекул газообразных, твердых и жидких дисперсных систем)».

Ф.Г. Унгер руководил этой кафедрой 24 года: с 1988 по 2012. Обширный инфаркт сердца, с последствиями которого он боролся всю оставшуюся жизнь, заставил его прервать свою деятельность.

В университете Феликс Гергардович продолжал глубокие научные исследования и замечательно вёл такие курсы, как квантовая механика и квантовая химия; квантовая химия гетерогенных систем, методы исследования адсорбентов и катализаторов; инструментальные методы исследования химического строения и химического состава веществ; масс-спектрометрия; радиоспектроскопия; теория жидкости; теория гомолитов; нефтяные дисперсные системы.

В 1992 и 1993 гг. по приглашению DAAD он читал лекции по нефтяным дисперсным системам в Германии (Лейпциг, Дортмунд, Эрфурт, Клаусталь-Целлерфельд). Участвовал в работе конференций Американского химического общества (Сан-Франциско, США, 1997). К сожалению, на Западе многие его идеи были не поняты, а некоторые даже были взяты из его работ без ссылки на автора профессором Маллинсом из США. Феликс Гергардович являлся членом секции «Выделение, разделение и анализ гетероатомных компонентов нефти» научного совета по проблемам «Химия и технология органических соединений серы» ГКНТ СССР, членом Ученого совета ИХН СО РАН.

Феликс Гергардович подготовил 9 кандидатов наук (Ф.Ш. Артемова,
П.Б. Кадычагов, Л.Н. Андреева, Ю.П. Туров, В.А. Мартынова, В.М. Белов,
Л.М. Хашпер, Д.А. Лоос, Л.В. Цыро) и 3-х докторов наук. В числе его учеников профессор Н.Н. Красногорская (заведующая кафедрой промышленной экологии Уфимского авиационного технического университета). Я также признан его учеником и развил ряд его идей.

Область научных интересов Ф.Г. Унгера была, с одной стороны, самая фундаментальная: он пытался вникнуть в природу сил взаимодействия электронов и элементарных частиц; с другой стороны, он изучал прикладные вопросы нефтехимии и применял теорию к исследованию таких сложных веществ, как нефть.

Он совершенствовал физические методы исследования нефти, нефтяных дисперсных систем и других физико-химических систем. Им разработана теория строения дисперсий в нефтяных системах и доказана спиновая природа дисперсий в нефтеподобных системах; обменная природа сил, управляющих состоянием среды и фазы в нефтяных дисперсных системах. Именно он установил, что, наряду с электролитической (гетеролитической) диссоциацией в зарядово-поляризованных средах типа воды, в нефтяных (нефтеподобных) системах имеет место гомолитическая диссоциация, при которой распад молекул происходит не на ионы, а на радикалы, нейтральные в электрическом отношении, но содержащие неспаренные электроны.  Коллоиды в таких средах имеют в виде силового центра молекулу (или частицу) с неспаренным электроном, и образование ассоциата происходит из-за сил спинового происхождения.

Ф.Г. Унгер впервые в мире показал спиновую природу солей жесткости, согласно которой в воде растворяется не триплетный кислород, которым дышат лёгочные организмы, а синглетный.

Его теория открыла новый взгляд и дала возможность пролить свет на электромагнитную природу процессов образования облаков, ветров, вихрей и т.д.
В дальнейшем Феликс Гергардович занялся исследованиями в области физики взаимодействия молекул, атомов и природы сил взаимодействия в области элементарных частиц, сосредоточив внимание на квантово-механических проблемах энергий взаимодействия между частицами не только в пределах рамок вероятностной квантовой механики (в том числе релятивистской), но и в рамках автоколебательной квантовой механики Б.Н. Родимова.

Унгер – автор более 260 ярких и основополагающих работ, в том числе 4-х фундаментальных монографий и 6-и авторских свидетельств на изобретения.
В 90-е годы и начале 2000 гг. я часто приезжал в Томск к Феликсу Гергардовичу и останавливался в его гостеприимной квартире в Академгородке на улице Вавилова. Я никогда не забуду, как мы ночи напролёт в разные годы в Уфе и Томске за чарками домашнего вина обсуждали постулаты квантовой механики, думали и спорили. После конференций уфимцы часто собирались у Феликса Гергардовича, где не только говорили о науке, но и пели под гитару.

Есть люди, беседа с которыми стоит прочтения целых учебников. Именно таким был Феликс Унгер. Он опередил время и всегда был бесстрашным и смелым, не боялся иметь своё мнение по всем вопросам жизни и науки. Учёный создал фундаментальные теории, которые будут востребованы следующими поколениями людей. Это теория парамагнитных коллоидов и твоя собственная система квантовой механики. Я буду помнить всегда поддержку с его стороны при выполнении нашим коллективом исследований, затрагивающих суть природы. Он указал нам один из путей в исследовании вещества, и, используя его идеи, мы смогли объяснить природу открытых нами ряда физических эффектов, наблюдаемых в сложных углеводородных системах. Например, эффект сопряжения фазовых переходов диамагнетик-парамагнетик и диэлектрик-полупроводник, который мы обнаружили в БашНИИНП и изучили на кафедрах физики УГАЭС и физической электроники и нанофизики БашГУ совместно с аспирантами С.А. Шутковой, С.М. Петровым и Ю.А. Челноковым. Опираясь на работы Ф.Г. Унгера, мы с профессором Р.З. Бахтизиным развили представления о парамагнитных органических спиновых стеклах.

Феликс Гергардович был прекрасным человеком широкой души. Он очень тепло относился к родным и друзьям. Свою жену – Лидию Николаевну Андрееву – он любил и боготворил, всячески помогал ей не только в научной работе, но и в домашних делах. Совместная научная работа их была продуктивна. Вместе они выпускали монографии и статьи. Феликс Гергардович очень тяжело перенёс смерть Лидии в 2012 году, и это явилось одной из причин его инфаркта.

Он души не чаял в детях и делал для них всё возможное. У него были три сына от первого брака и две дочери от брака с Л.Н. Андреевой. Сыновья стали моряками, а затем успешными бизнесменами; старшая дочь Мария закончила биофак Томского университета, в настоящее время серьезно занимается биохимией и преподает в одном из университетов США. Алёна, младшая дочь, занимается бизнесом.

Феликс Гергардович всегда отличался редкой бескомпромиссностью и смелостью. Он не боялся спорить с самыми авторитетными в научной среде оппонентами, отстаивать свои идеи и бороться за них. Многие из нас никогда не забудут его яркие выступления и незабываемые лекции.

Надо отметить его решительность и смелость, способность рисковать. Перед защитой докторской диссертации он получил сложный перелом ноги, все уговаривали его отложить защиту, но Феликс Гергардович на костылях несколько раз летал в Москву и откладывать ничего не стал.

В начале 90-х годов мы с Юрием Челноковым пришли в гости к Феликсу Гергардовичу во время его приезда в Уфу к брату его жены Лиды. Там собрались вся родня и гости. Перед этим Феликс Гергардович попарился в бане, но по ошибке опрокинул на себя ведро кипятка вместо холодной воды и получил сильнейший ожог. В ожоговом центре ему наложили какую-то мазь и хотели положить в больницу. От госпитализации он отказался, приехал назад к гостям и, как ни в чём ни бывало, играл на гитаре и пел. Делал он это всегда прекрасно. Ожоги лечил облепиховым маслом, и вскоре всё прошло.

Другой случай, ярко характеризующий Феликса Гергардовича, произошёл с ним в конце лихих 90-х годов в Томске. После получения зарплаты и чтения лекций поздно вечером он стоял на университетской остановке и ждал автобус, которого долго не было. Вдруг перед ним остановился автомобиль, и водитель предложил Феликсу Гергардовичу за малую плату подбросить до дома. Все было бы хорошо, но в этой машине были члены банды, которые грабили пассажиров: на заднем сиденье сидели два бандита, которые навели на него пистолет и потребовали деньги. Феликс Гергардович не растерялся и приставил перочинный нож к горлу бандита-водителя. Грабители растерялись и отпустили такого отчаянного пассажира.

1 января 2023 года, незадолго до смерти Феликса Гергардовича, я позвонил ему во Владивосток, где он жил в последние годы у своего сына Феликса. Мы полтора часа говорили с ним о проблемах квантовой теории, направлениях его работ, новой фундаментальной книге, которую он завершал и готовил к изданию. Ещё он сказал, что не боится смерти и работает не из тщеславия, а из-за поиска истины. К сожалению, эта работа осталась незаконченной. 11 февраля 2013 года Ф.Г. Унгер скоропостижно скончался: его похоронили во Владивостоке.

Я попросил его дочь Алёну прочитать на поминках последние слова обращения к нему.

Другу и учителю

Дорогой Феликс! Я никогда не забуду, как мы ночи напролет в разные годы в Уфе и Томске за чарками вина обсуждали постулаты квантовой механики, думали и спорили. Есть люди, беседа с которыми стоит прочтенья целых учебников, в их числе был ты: бесстрашный и смелый, не боявшийся иметь своё мнение по всем вопросам жизни и науки. Ты опередил время. Бог наделил тебя огромным талантом, волей, целеустремленностью, душевной красотой и огромным сердцем, которое приняло на себя не только радость, но и огромные страдания. Ты создал фундаментальные теории, которые будут востребованы следующими поколениями людей. Это теория парамагнитных коллоидов и твоя собственная система квантовой механики. Мы будем развивать твои идеи. Я всегда буду помнить поддержку с твоей стороны при выполнении нашим коллективом исследований, затрагивающих суть природы. Именно ты указал путь, которым мы должны следовать.
Царство тебе небесное, дорогой друг и учитель.


Уфа-Иглино;
2025-2026 гг.


Рецензии