О работе с Эйгенсоном

О работе с А.С. Эйгенсоном - человеке познавшим тайны нефти

Другой выдающийся ученый, с которым мне посчастливилось работать, – Александр Сергеевич Эйгенсон (15.07.1912-4.04.1999). Он был организатором нефтехимической и нефтяной промышленности в Республике Башкортостан, основателем и директором крупнейших отраслевых институтов УфНИИ, ИНХП.

Александр родился 15 июля 1912 г. в Армавире. В 1935 г. закончил Азербайджанский индустриальный институт. С 1935 по 1946 гг. прошел путь от инженера, научного сотрудника, заведующего лабораторией до главного инженера Бакинского НПЗ и директора Краснокамского НПЗ. В 1947 году по направлению Совета Министров СССР переехал в Уфу. С 1958 по 1963 гг. работал начальником управления и был членом Совета Башкирского Совнархоза. В 1956-1958, 1963-1976 являлся организатором и директором БашНИИНП (Башкирский научно-исследовательский институт по переработке нефти). В период с 1977 по 1980 гг. Александр Сергеевич заведовал отделами БашНИПИ и БашНИИНП. В 1958-1976 гг. он принимал непосредственное участие в организации крупнейших отраслевых и академических институтов: ВНИИСПТнефть (ИПТЭР), БашГИПРОНефтехим (Уфа), ВНИИНефтемаш (Уфа), Институт химии нефти АН СССР (Томск), ВНИИОС (Казань), где с 1956 по 1977 годы был директором Огромную работу под его руководством провел Башкирский институт переработки нефти: были разработаны уникальные технологии переработки нефти с высоким её содержанием, реализованные на нефтеперерабатывающих предприятиях России. Более того, именно им были обнаружены многие эмпирические закономерности в свойствах нефти и нефтепродуктов, которые практически используются инженерами в проектных расчетах и вошли в учебники.

На мой взгляд, самой выдающейся фундаментальной работой А.С. Эйгенсона было развитие гипотезы космического происхождения нефти, которую впервые высказал в 1892 г. русский геолог Н.А. Соколов: он считал, что углеводороды существовали в первозданном веществе Земли. По мере охлаждения планеты при её образовании из газопылевых облаков нефть поглощалась и растворялась в жидкой расплавленной магме. В дальнейшей геологической истории при возникновении Земной коры из магмы выделились углеводороды, которые по разломам поднимались вверх с образованием нефтяных месторождений. А.С. Эйгенсон развил космическую гипотезу. Основанием для этого служила открытая им общая для всех природных и техногенных углеводородных систем универсальная математическая закономерность Гауссова распределения состава по температурам кипения. Эта закономерность проявлялась в месторождениях, разделенных географически и по глубине залегания нефти. Исходя из этого, Александр Сергеевич сделал выводы о формировании нефти из метана в процессе формирования планеты.

Свою работу над исследованием углеводородных систем я начинал под его руководством. Совместно с С.И. Амировой, опираясь на закономерности распределения состава углеводородных смесей по температурам кипения, мы изучили процессы пиролиза и получили универсальные математические модели. В дальнейшем я развивал термодинамическое обоснование эмпирической закономерности, найденной А.С. Эйгенсоном. Впоследствии на основе этой термодинамики мной была создана теория многокомпонентных систем с хаосом химического состава, как новый взгляд на материю, которую я изложил в своей докторской диссертации и более ранних научных трудах.

В работах, выполненных нами совместно с Н.А. Журавлевой, было доказано, что космическое органическое вещество в гигантских межзвездных молекулярных облаках подчиняются одним и тем же математическим закономерностям распределения состава и относятся к так называемым многокомпонентным системам с хаосом химического состава, что подтвердило идеи Н.А. Соколова и А.С. Эйгенсона. Подробности изложены в нашей монографии «Распределение молекул в межзвездной среде и проблема космогенеза нефти и биосистем», изданной в 2013 году. Еще в 2002-2005 годах мы провели сложные компьютерные расчеты и обосновали, что в гигантских скоплениях молекул в космосе могут быть кирпичики белков и жизненно важных молекул аминокислот и нуклеотидов, а также нефтяных веществ, и идеи Соколова и Эйгенсона получили подтверждение.

Впоследствии космические исследования это подтвердили. Имеются факты, доказывающие космическое происхождение нефти в связи с открытием новых органических соединений в космосе радиоастрономами, и исследования вещества на поверхности спутника планеты Сатурн-Титана космическим зондом «Гюйгенс». Напомню, что в 2010 году в космосе были обнаружены предсказанные нами нефтеподобные молекулы.

А.С. Эйгенсон был необыкновенно требователен к себе и другим. Характер у него был непростой, он часто меня ругал за нерасторопность и промахи, но уроки его бесценны. Этот человек жил наукой, никогда не жаловался на жизнь. У него, кроме трехкомнатной квартиры и огромной научной библиотеки, ничего не было (ни дачи, ни машины).

Я не могу забыть беседы с ним за чашкой кофе в его кабинете, заполненном табачным дымом. Александр Сергеевич много рассказывал о французском и итальянском кино, в котором прекрасно разбирался, о российских и зарубежных учёных, с которыми общался. Научный авторитет его был огромный. Достаточно упомянуть, что он был председателем и вице-председателем Всемирных нефтяных конгрессов.
Я не сомневаюсь, что со временем люди обязательно вспомнят о нем, и в Уфе появятся мемориальные доски его памяти.

Иглино. 2025-2026 гг.


Рецензии