Чижик-пыжик
Федосеев, как и положено в таких случаях, в ИВС (изолятор временного содержания) к подозреваемому пришел. И право на адвоката разъяснил. Тебе, говорит, адвоката по назначению? Или какого другого? А тут воровской авторитет и заявляет, что ему адвокат по назначению не нужен. Он ему не доверяет. Может и правильно делает.
Если подозреваемый согласен на адвоката по назначению, то следователю это проще всего. Позвонит заведующему ближайшей юридической консультации, и тот ему дежурного адвоката пришлет. А в те времена, о которых я речь веду, адвокат по назначению обязанности свои практически бесплатно выполнял. А бесплатная работа, она вы знаете какая.
Адвокат, хоть и не активничал при допросе, но сам себе считал, что он полезен только своим присутствием. При нем следователь не рискнет недозволенные методы расследования применять. Следователю тоже такой адвокат по душе. И мешать особо не будет, и все протоколы своей подписью засвидетельствует. Потом, в суде, подсудимый не будет заявлять, мол, такого не было, я такого не говорил. А вот же, в присутствии адвоката…
Но подозреваемый попался калач тертый, и от адвоката по назначению отказывается. И имеет полное право. Во всех процессуальных законах и нормативных толкованиях прямо указано, что, в таком случае, подозреваемый, обвиняемый вправе выбрать адвоката по личному усмотрению. Федосеев лист бумаги перед вором положил и шариковую ручку. Пиши, каким именно адвокатом тебя обеспечить. Тот ручку взял и быстренько заявление накарякал.
Федосеев прочел и опешил, в ступор впал,
- Какого-какого тебе адвоката?
- Я ясно написал. Мне только того, кто зимою пыжиковую шапку носит. На других не согласен.
Федосеев конвойного вызвал и подозреваемого в камеру отправил. Думал долго, потом к начальнику отдела отправился и ситуацию объяснил. Стали вместе думать. Толковали так и так. Начальник отдела своему приятелю в область позвонил. Выходит, подозреваемый вправе себе адвоката избрать по своему усмотрению. Что же, сказал начальник, будем искать. И позвонил Председателю президиума областной коллегии адвокатов.
И тут надо вам сказать, что в те, брежневские времена, меховая шапка была маркером статуса человека, его состоятельности. Простые работяги носили шапки из кролика. Если бригадир, положим, или старший агроном, то мог себе позволить шапку из меха нутрии. У начальника цеха могла уже быть шапка из ондатры. Руководство крупных предприятий и организаций щеголяли в норковых шапках. Случались и другие шапки. Из нерпы, например, или каракуля. А крутые сибиряки носили шапки из волчьего меха.
А кто же носил пыжиковые шапки? А вот это вопрос. Пыжиковые шапки были не столько дорогими, как редкими. Пыжик – это только что родившийся олененок сибирского оленя. Настоящая пыжиковая шапка шилась из меха олененка возрастом от рождения, до исполнения ему одного месяца. Нет, иногда использовали и шкурки оленят вплоть до шестимесячного возраста. Но это была шапка уже не пыжиковая. Ее только выдавали за пыжиковую.
Говорили, что никакого зверского умерщвления новорожденных оленят не было. Что самка оленя могла выкормить ограниченное количество детенышей. Лишних кормить отказывалась. Вот таких и пускали на шапки. Вынужденная мера.
Вы, конечно, помните слова знаменитой питерской песенки?
Чижик-пыжик, где ты был?
На Фонтанке водку пил.
Выпил рюмку, выпил две,
Закружилось в голове…
В детстве я искренне думал, что это песенка про птичку, чижика. Только при чем здесь пыжик тогда? Об этом позже задумался. И оказалось…
В 1838 году по предложению видного российского ученого и общественного деятеля М. Сперанского, автора предстоящих в России реформ, в том числе судебной, было открыто Императорское училище правоведения, которое должно было готовить будущих судей и прокуроров. Расположилось училище на Набережной Фонтанки, в доме номер шесть.
Это училище окончили, в разное время, композиторы П. Чайковский и А. Серов, музыкальный и литературный критик В. Стасов, знаменитые поэты А. Апухтин и А. Жемчужников.
Принимали в это училище только дворянских детей. Это было закрытое учебное заведение с военной дисциплиной. Мундиры студентов имели в основе желтые и зеленые цвета. Как у птичек чижиков. А носили они шапки из пыжикового меха. Вот и стали этих студентов называть в Питере «чижики-пыжики». Которые не прочь, выйдя за стены училища, выпить рюмочку-две водочки в палатке на берегу Фонтанки. Как, наверное, и сегодняшние студенты. Отсюда и песенка.
Кстати, прямо напротив бывшего училища правоведения установлен памятник «Чижику-пыжику». Маленькая птичка сидит на площадочке почти у самой воды Фонтанки. И правильно. Не посадить же на ту площадочку бронзовую фигуру нетрезвого студента в меховой шапочке!
Так кто же носил пыжиковые шапки во времена «развитого социализма». Купить-то могли многие, только вот, чтобы достать такую шапку, требовались не только связи, а невероятно большие связи. В пыжиковых шапках могли ходить члены политбюро. Тут надо сказать, что сам Леонид Ильич носил шапку норковую. Кроме того, пыжиковые шапки носило руководство союзных республик, первые секретари обкомов и крайкомов, академики. А также самые передовые передовики различных производств. И даже самые маститые советские писатели, перечень которых определялся Союзом писателей. Писатель Владимир Войнович про это повесть «Шапка» написал.
Исключение было только один раз. По решению Политбюро все члены олимпийской сборной СССР прибыли на Олимпиаду в 1956 году в пыжиковых шапках. Западные недоброжелатели пребывали в шоке!
Сегодня пыжиковые шапки вообще нельзя купить. Разве поношенные, на АВИТО. Потому как северные олени внесены в Красную книгу. Шапки только в памяти остались, как символ позднесоветской эпохи.
А как же там наш следователь Федосеев? А руководство коллегии адвокатов очень быстро нужного адвоката нашло. В назначенное время к следователю приехал на собственной «Волге» Яков Семенович Ривкин, опытнейший, старейший адвокат коллегии. Причем, в самой настоящей пыжиковой шапке. А другого такого адвоката, чтобы в пыжиковой шапке, в коллегии и не было никого. Федосеев так и охнул. Сам Ривкин будет этого проходимца защищать.
И пошло-поехало. Как начал Ривкин всяческие ходатайства заявлять, так у Федосеева семь потов сошло. Думал уже в отставку уйти. Сил больше нет с таким адвокатом работать. Да начальник отдела рапорт Федосеева порвал. Вот закончишь расследование с участием Якова Семеновича, тогда хоть на все четыре стороны. А Ривкин по назначению так работает, будто ему миллионный гонорар заплатили, и требованиям его по делу в защиту подзащитного конца и края нет.
Вот, наконец, следователь обвиняемого и его адвоката с материалами дела ознакомил. Ходатайств у Ривкина больше нет. Федосееву даже не верится. Отправил дело с обвинительным заключением на утверждение прокурору. Прокурор скоренько дело в суд передал.
А Федосеев увольняться передумал. Такое дело расследовал с участием адвоката в пыжиковой шапке! А теперь увольняться? Нет уж…
Свидетельство о публикации №226020300716