Анна Васильевна Мануйлова. ч. 1

Анна Васильевна Мануйлова. ч. 1.

Анна Васильевна Мануйлова родилась 24 июля 1924 года в крестьянской семье в старинном, старожильческом селе Мануйлово Болотнинского района. Окончив школу, поступила в учительский институт (Новосибирский государственный педагогический институт, основанный в 1935 году – современный Новосибирский государственный педагогический университет) в городе Новосибирске.

После окончания института, которое совпало с тяжелым периодом Великой Отечественной войны, была направлена работать в неполную среднюю школу в село Варламово Болотнинского района.  Имея диплом учителя истории, в этой школе она не только преподавала историю и географию, но и  являлась старшей пионервожатой.  Совсем юная тогда Анна Васильевна являлась старшим товарищем и наставником для своих учеников: вела уроки, проводила вместе с ними не только официальные, стандартные в то время по всей стране сборы, линейки, митинги, но и устраивала игры, викторины, возглавляла школьников на колхозных полях летом и в осеннюю уборочную страду.

В Варламово Мануйлова, как и почти все приезжие учителя, жила на квартире, устроившись «с харчами» к женщине, которая жила на краю села, у МТС. В селе был единственный «учительский» дом с двумя небольшими квартирами, которые к ее приезду были уже заняты.
Наталья Борисовна Карнеева (жена Михаила Павловича Кубышкина – болотнинского и новосибирского поэта и прозаика, члена Союза писателей СССР с 1962 года), которая также работала в Варламовской школе в годы войны, в своих записках  с уважением отзывалась о Мануйловой: «Она развита и умна, занимается рукоделием, любит вышивать и хорошо рисует…».

После войны, в 1948 году Анна Васильевна переехала в село Кривоящ Болотнинского района и стала работать учителем истории и географии в Кривояшинской неполной средней школе. По воспоминаниям Мануйловой, Кривояшинская школа тогда была уже в аварийном состоянии: зимой потолок и стены покрывались инеем. Анну Васильевну поселили в ветхой и неустроенной «учительской квартире».  В 1954 здание Кривояшинской школы разобрали, учителя и ученики расположились в трех отдельно стоящих зданиях. После постройки в 1958 году нового здания школы, одно из этих освободившихся зданий было переоборудовано под учительские квартиры. Позже Мануйловой выделили «квартиру» в  небольшом домике на другом краю села. В этом домике она затем прожила несколько десятков лет.

По воспоминаниям Анны Васильевны, впервые целенаправленно краеведческой работой она стала заниматься в 1961 году: «…Идея заниматься краеведческой работой у меня возникла давно, еще до тяжелой болезни (1961 года) я вела помимо истории и географию. География очень интересный предмет, особенно в 5 классе, где много практических работ на местности. Поэтому мы часто совершали экскурсии, проводили уроки вне класса. В походах учащиеся собирали нужные экспонаты. Стали собирать и по истории…».

В 1963 году Мануйлова окончательно осознала важность кравеведческой работы в школе: «…в 1963 году, когда я вновь вернулась в школу (после болезни)…школа стала восьмилетней, по истории изучали историю нашей Родины – СССР. Решила все-таки осуществить свои мечты – создать краеведческий музей. Тем более, что в программе появился раздел: «Изучение нашего края» (7-8 кл.). В учебнике такого материала не было, а где взять? Выходит, что нужно самим изучать свой родной край!!!...Поэтому сама одна или с учащимися ходили и ездили по соседним деревням, да и в своем селе Кривояш расспрашивали старожилов…Конечно, может где-то они и запамятовали те или иные события и трудно было проверить, но все-таки многое пришлось еще узнать. Правда некоторые факты оказались не раскрытыми, так как я полностью не могла отдаться одной работе, ведь у меня были часы (истории) и нужно было на что-то жить...».

Первым краеведческим альбомом Анны Васильевны и ее учеников стал альбом «История Кривояшинской школы»: «…Первая работа, которая была написана, была «История школы»…Когда организовали выставку работ по классам, кружкам, мы представили свой альбом, но на него никто не обратил внимания…Учащиеся обижались, но я их успокаивала, что мы работаем не за места, а это нужное дело и т.д…Затем приехала осенью комиссия во главе с зав. РайОНО И.О. Шумихиным. Он увидел первые листки альбома «История школы» и на заключительном совещании одобрил мою работу…».

Краеведческий кружок, сформировавшийся из учеников Кривояшинской школы  вокруг Мануйловой, продолжил свою работу: «…Временами мы с учащимися привозили на лошади из деревень всякие экспонаты (прялки, посуду, одежду) (с.Мануйлово, д. Л-Терск, д. Дальняя, с. Ширяевка и др.). Совершали экскурсии в г.Томск, г.Кемерово, ст. Штаб, г. Новосибирск, г.Болотное, р.п.Колывань…с. Шушенское и др. Все эти города мы посещали на свои деньги, без путевок, кроме с. Шушенское…У нас была девочка Мальцева Надя – она фотографировала…Много мне рассказал мой отец. Его рассказы были о с. Мануйлово, с. Кривояше, Болотном. В нашем доме было собрано много старинных предметов. У матери сохранились бумажные деньги и настоящее серебро, которое мои родители отдали для нашего музея. Отдавали и родственники предметы домашнего обихода. При работе над альбомом «История села Кривояш» я ездила в Новосибирский областной архив, но материала нашла недостаточно, так как Новониколаевск до революции был молодым городом, уездным, а губернским был город Томск, а в его архивах я не была, просто не было времени, о чем я очень жалею. Почему? Да потому что факты брала из уст старожилов, а это иногда было не точно. Я даже и в настоящее время во многом сомневаюсь…На основе данного материала я разрабатывала уроки в 7-8 кл. («Наш край»). Потом появились учебники, по которым занимались дети, да и нам на курсах читали, возили учителей истории в Томск…При работе над историей села Кривояш мне помогли Мальцев К.Ф.,Колоносов Михаил, Дмитриев Михаил Григорьевич, Барсук Ф.Я., ЛихановаАнтонида Федоровна, Мальцева Федосья Федоровна, Мануйлов Василий Степанович (мой отец). Участники войны помогли составить список, кто погиб, защищая землю СССР. Большую помощь оказал Высоцкий Михаил Михайлович. Часто обращалась к учителю рисования и черчения Сочневу Ивану Порфирьевичу, он еще и фотографировал, оформлял титульный лист альбома, делал переплет. Зав. клубом – Ковалев Леонид Степанович (бывший ученик школы) фотографировал…».

               
 Евгений Терентьев


Рецензии