К 5. Глава 33 Приемники Хаммурапи
Самсу-илуна (Sa-am-su-i-lu-na, букв. «Бог наш Солнце») — царь Вавилона правил приблизительно в 1750 — 1712 годах до н.э. Согласно обычаю в 1-й год своего правления издал указ о «справедливости» (мишарум; досл. «выравнивания»). Первые семь лет его правления (1749–1743 гг. до н.э.) были отмечены работами по копке второстепенных каналов и изготовлением украшений для храмов. Однако с 1741–1742 гг. до н.э. начались бедствия.
В 1742 г. до н.э. племя касситов вторглось в Месопотамию. Касситы (ka;;;, кашшу) — древние скотоводческие племена, обитавшие в горных районах Западного Ирана, в верховьях реки Диялы у северо-западных пределов Элама. Их происхождение неизвестно, но предполагается, что они могли быть индоевропейцами или это более позднее образование древних племён, возникшее в результате военных походов из гутиев, луллубеев, в значительной степени перемешанном с семитскими народами и частично - с хурритами. Их образ жизни был похож на шумерский и аккадский, а божества — на шумерских богов, но с другими именами. Связи весьма скудно сохранившегося языка касситов не имеет установленных связей с другими языками. В качестве ударной военной силы они использовали колесницы с лошадьми. Касситы в тот период были лучшими наездниками в регионе, и их нередко сравнивали с гиксосами, которые немного позже покорили Египет. Также считается, что именно эти племена послужили прообразом для создания в Греции мифологических кентавров.
Касситы занялись грабежами в Месопотамии. Надпись о добыче от имени вождя касситов Гандаша, найденная в Ниппуре, вероятно, является подделкой. Не вызывает сомнения, что Самсу-илуна успешно отстоял все важные части своего царства. Основная масса касситов пересекла Тигр и вышла к притоку Евфрата Хабуру, где воссоздала старое Ханейское царство с центром в Терке. Воцарившаяся здесь династия первоначально принадлежала аккадско-аморейской династии, опиравшейся на вооружённые силы касситов. Позже касситы захватили власть и сами стали царями. Под их контролем оказалась большая часть территории, ранее принадлежавшей Мари.
Царство Хана (KUR ;a-ni-i «Земля Хана»; Khana) — сирийское государство на среднем Евфрате, севернее Мари, включавшее древний город Терка. Впоследствии Хана попала под контроль Мари, с этих пор правители этого города стали именоваться «царь Мари, Туттуля и земли Хана». Терка находилась примерно в 45 км к северу от Мари, ниже слияния реки Хабур, примерно на месте современного сирийского города Ашара.
Хананеи изначально были кочевой племенной конфедерацией, ведущей полукочевой образ жизни с сезонным перемещением стад овец. Они всегда держались вблизи рек и водоёмов, возвращаясь в поселения на время сбора урожая. Хананеи родственны другим западносемитскими народами, такими как яминиты, раббианы и хабиру. Взаимодействие с оседлым населением привело к постепенной трансформации этих племён в сельские общины. Хананеи активно использовались Мари в армии, где они объединялись в кланы, число которых достигало десяти.
Вероятно, под влиянием поражений вавилонян на севере от касситов восстал весь юг страны. В мятеже участвовали практически все города бывшего царства Ларса: Ур, Ларса, Куталлу, Урук, Кисура, а также Лагаш, Ниппур и Исин. Восстание поддержали племена идамарац и ямутбала. Во главе восстания встал Рим-Син (историки его условно называют — Рим-Син II), возможно, потомок царя Ларсы Рим-Сина, погибшего чуть более 20 лет назад после захвата его страны Хаммурапи. Рим-Син II правил Ларсой примерно в 1741–1737 годах до н.э. Его поддержка была повсеместной, что свидетельствует о недовольстве населения строгими законами Хаммурапи.
На десятом году правления Самсу-илуны (около 1740 года до н.э.) объединённые силы племён идамарац, ямутбала, Урука, Исина и Ура были разгромлены, а Ур захвачен. Рим-Син бежал в незначительный город Кеш, расположенный недалеко от Ниппура, но его войска продолжали удерживать Урук и Ларсу. Мало того уже в 1739 году до н.э. Ур снова присоединился к восстанию. На одиннадцатый год своего правления (1739 год до н.э.) Самсу-илуна устроил невиданный со времён Римуша погром в Уре, Уруке, Ларсе и других городах. Южные города надолго обезлюдели, но восстание всё равно не прекратилось. Лишь на двенадцатый год (около 1738 года до н.э.) была взята маленькая Кисура, а на тринадцатый (около 1737 года до н.э.) погиб сам Рим-Син.
На четырнадцатый год правления Самсу-илуны (около 1736 года до н.э.) был подавлен мятеж в Аккаде (северная Вавилония), где был разрушен город Сиппар. С этого момента Самсу-илуна начинает предпринимать серьёзные шаги для восстановления мира и порядка в стране. В пятнадцатый год (около 1735 года до н.э.) были восстановлены стены Исина, а в семнадцатый (около 1733 года до н.э.) — стены Ларсы. Однако Исин ещё долго не имел значения, а Ларса так и вовсе. С пятнадцатого по восемнадцатый год (1735–1732 годы до н.э.) в Сиппаре велись восстановительные работы, о чём свидетельствует особая надпись. В другой надписи Самсу-илуна упоминает об усмирение ещё 26 узурпаторов.
Как видно, положение оставалось напряжённым. Документы упоминают кроме обычных дарений драгоценностей в храмы, работы по укреплению стен Киша и других северных городов, вплоть до Сагаратума, крепости в низовьях Хабура, близ касситского Ханейского царства. Кроме этого царства большие группы касситов оставались в горах на востоке и угрожали Месопотамии, что привело к военному походу вавилонян в 20-м году (ок. 1730 г. до н.э.) против Эшнунны и в 23-м году (ок. 1727 г. до н.э.) против горных селений касситов.
На 28-м году правления (ок. 1722 г. до н.э.) Самсу-илуна воевал с двумя аморейскими вождями, имена которых не упоминаются. Около того же времени крайний юг страны, Приморье (Мат-Тамтим), включая, возможно, Лагаш, отложился от Вавилона. Восстание возглавил Илиман (чтение имени ненадёжно), объявивший себя царём Приморья. В 1722 г. до н.э. Илиман одержал победу над войсками Самсу-илуны и некоторое время контролировал Ниппур. Вавилоняне оттеснили Илимана в болота низовьев, но окончательно вернуть юг не смогли. У берегов Персидского залива возникло государство Приморской династии, просуществовавшее более 200 лет.
С концом правления Самсу-илуны произошло одно печальное событие. Разгром Ура и Ларсы в 1739 г. до н.э. привёл к прекращению деятельности высших школ клинописной грамоты в этих городах. Захват Ниппура Илиманом в 1722 г. до н.э. ослабил самую важную школу — в Ниппуре, центре письменной и культурной традиции Шумера. После отвоевания Ниппура вавилоняне не смогли восстановить её значение. Попытка перенести центр обучения писцов в Вавилон не увенчалась успехом. Уровень владения шумерским языком среди писцов резко снизился. Хотя шумерский оставался языком религии и науки в последующие века, он стал мёртвым, сами вавилоняне с каждым веком понимали его всё хуже. Название области Шумер сохранялось в надписях и широко использовалось в титулах правителей Месопотамии вплоть до персидского завоевания. Самсу-илуна правил 38 лет.
Постоянные войны, заполнявшие царствование Хаммурапи и Самсуилуны, требовали громадного напряжения сил. Из года в год призывались не только профессиональные воины, но и ополчение из земледельцев и ремесленников. В свою очередь тяжёлые войны, так же, как и внутренние процессы, происходившие в стране, - рост частного землевладения, усиление торговли и ростовщичества, постоянно царивший произвол служилой знати - всё это вело к разорению землевладельцев и ремесленников. Тем самым Вавилонское государство теряло свою мощь. Войско, рекрутировавшееся из свободных людей, владевших землёй, катастрофически уменьшалось.
А вот Элам, разгромленный Хаммурапи, начал набирать силу. В 1745–1730 гг. до н.э. верховным правителем (суккаль-махом) Элама был Кудузулуш I (Кутучулуш I) из династии Эпартидов. Он был племянником Ширукдуха I и Шимут-варташа и братом Сиве-палар-хуппака. После смерти Шуллим-кутура, правителя Суз, Кудузулуш назначил на это место своего племянника Кутир-Наххунте I. В 1730–1700 гг. до н.э. Кутир-Наххунте I стал верховным правителем (суккаль-махом) Элама. Он назначил своего брата Лила-ирташа управителем Элама и Симашки, а старшего сына Темпти-агуна — наместником Суз. Деяния Кутир-Наххунте I навсегда вписали его имя в мировую историю. При его правлении Вавилон начал терять своё могущество, и настал момент, когда царь решил отомстить врагам за прошлые обиды. В 1711 году, после смерти вавилонского правителя Самсу-илуна, Кутир-Наххунте I вторгся на территорию врага, едва его преемник Аби-ешу вступил на престол.
Разгром, которому эламиты подвергли вавилонские владения и сам город Вавилон на многие века остались в памяти поколений не только самих эламитов, но и их врагов. Недаром великий ассирийский царь Ашшурбанапал в 646 году до н.э., то есть более чем через тысячу лет после описываемых событий, после победы над Эламом оставил такую надпись: «Эламит Кутир-Наххунте, не страшась нарушить клятву, данную великим богам, и слепо полагаясь на собственную силу, наложил руку на святилище Аккада и превратил Аккад в прах». Более того, Кутир-Наххунте I вывез из побеждённой и разорённой страны статую главной богини тех мест— Нанайи, покровительницы плодородия, любви и победы, и поместил её статую в один из храмов Суз, где она и простояла более тысячи лет.
Ашшурбанапал гордился тем, что вернул статую в Месопотамию: «Нанайа, которая сердилась в течение тысячи шестисот тридцати пяти лет, которая была вынуждена покинуть родные края и поселиться в недостойном для неё месте — в Эламе, доверилась мне и просила вернуть её домой». Ашшурбанапал, разумеется, выполнил просьбу богини, а на ошибку писцов в летосчислении я не буду обращать внимания, хотя некоторые историки могут попытаться на основании этой надписи сдвинуть древнюю хронологию.
Если враги Элама и через тысячу лет не могли забыть об этом поражении, то потомки царя Элама тем более не забыли и прославляли подвиги своего великого предка. Особую роль в этом сыграл Шилхак-Иншушинак (1150-1120 гг.), который много сделал для увековечения деяний Кутир-Наххунте I. На одной частично сохранившейся стеле говорится о том, что этот эламский царь сам оказывает «великие почести Кутир-Наххунте и его [вероятно, сыну или правителю Суз] Темпти-Агуну». Кутир-Наххунте как “хозяин и повелитель” овладел страной Аккад, а местных правителей предал забвению, и внушил жителям Вавилонии «уважение и страх перед народом Элама». Вероятно, в честь именно этой великой победы другой царь Элама — Шутрук-Наххунте (1185-1155) дал своему старшему сыну имя знаменитого предка, и Кутир-Наххунте II (1155-1150) оправдал возложенные на него надежды.
Ещё отметим то, что Шилхак-Иншушинак восстановил для потомков посвятительную надпись, сделанную самим Кутир-Наххунте I. Во время ремонтных работ в храме бога Иншушинака в Сузах он обнаружил повреждённую надпись, сделанную его далёким предшественником и велел восстановить и поместил её на старое место в храме бога Иншушинака. Вот текст этой надписи: «Кутир-Наххунте и его сын суккаль Суз Темпти-Агун проявили особую заботу к статуе бога Иншушинака, посвятив ей во имя спасения своих жизней храм, включая вымощенную дорогу для религиозный процессий».
О правлении следующих четырёх суккаль-махов династии Эпартидов сведений практически нет, вероятно, удовлетворившись местью, эламиты больше не вмешивались в дела Вавилонии и других народов.
Лила-ирташ — верховный правитель (суккаль-мах) Элама, правивший с 1700 по 1698 год до н.э. Он был младшим братом Кутир-Наххунте I, который умер после долгого и успешного правления. Лила-ирташ, будучи уже в преклонном возрасте, правил недолго и умер около 1698 года до н.э.
Темпти-агун — сын Кутир-Наххунте I и Велкиши, правил Эламом с 1698 по 1685 год до н.э. При отце и дяде Лила-ирташе он был наместником Суз. Надпись более позднего царя Шилхак-Иншушинака сообщает, что Темпти-агун сопровождал отца в победоносном походе на Вавилонию. После смерти Лила-ирташа, не имея собственного сына, он назначил управителем Суз своего племянника Кук-нашура, а верховным правителем Элама стал его двоюродный брат Тан-Ули.
Тан-Ули — правил Эламом с 1685 по 1655 год до н.э. Вначале он правил без наместника Суз, так как Кук-нашур I, вероятно, умер к тому времени. Затем он назначил правителем Суз своего племянника Темти-халки. В документах они часто упоминаются вместе, что говорит о долгом и спокойном правлении. После того как Темти-халки стал вице-регентом, Тан-Ули назначил наместником Суз своего другого племянника, Кук-нашура II.
Темти-халки — верховный правитель Элама с 1655 по 1650 год до н.э. Управителем Суз он оставил Кук-нашура II, своего кузена. Надписи называют его «возлюбленным братом Куригугу», который был назначен вице-регентом. Однако около 1650 года до н.э. Темти-халки уступил престол своему двоюродному брату Кук-нашуру II. Это означает, что Куригугу не пережил своего брата.
Вернёмся в Вавилонию, где в сложной обстановке к власти пришёл Аби-ешу (Абиши, Эбишум, Аби-эшух), правивший примерно с 1712 по 1684 годы до н.э. Он был сыном и преемником царя Самсу-илуны. Несмотря на пышные титулы, такие как «потомок Суму-ла-Эля, наследник Самсу-илуны, вечное семя царства, могущественный царь, царь Вавилона, царь земли Шумера и Аккада, царь, который создал четыре стороны света», при его правлении положение Вавилона оставалось тяжёлым.
В начале правления Аби-еша, эламский царь Кутир-Наххунте I напал на Месопотамию, разграбил 30 городов и забрал богатую добычу в Сузы. О его правлении известно немного. Список датировочных формул, основной источник информации, упоминает очистку и обновление каналов, строительство новых городков, дарения в храмы и провозглашение «справедливости». Аби-ешу активно боролся с недоимками по налогам, приводящими к обнищанию и упадку хозяйства. Акты «справедливости» повторялись трижды. Аби-ешу также воевал с царём Приморья Илиманом, который получал помощь из Элама. Хроники так описывают это событие: «Аби-ешу, сын Самсу-илуны отправился покорять Илимана. Он решил запрудить Тигр плотиной. Он запрудил Тигр, но не захватил Илимана». Упоминается также война с касситами и разгром армии Эшнунны с пленением её царя Ахушинуа. Территория, подконтрольная Аби-ешу, остаётся неизвестной. Он правил 28 лет.
Следующим царём Вавилона стал Амми-дитана, сын Аби-ешу, правивший примерно с 1684 по 1647 годы до н.э. Сведения о его правлении скудны. Документы говорят об очистке каналов, строительстве новых городков, дарениях в храмы и провозглашении «справедливости». Как и его отец и дед, Амми-дитана боролся с недоимками, приводящими к обнищанию и упадку хозяйства. Три года его правления были посвящены актам «справедливости». Правление Амми-дитаны, вероятно, было неспокойным. Документы упоминают о войнах. На 17-м году правления (1668/1667 до н.э.) он разгромил Ярахаби, возможно, вождя восстания. На 37-м году (1648/1647 до н.э.) разрушил стены крепости Дамик-илишу, построенной людьми царя Приморья. Амми-дитана правил 37 лет.
Свидетельство о публикации №226020401004