Каждый по-своему
Наталья Буданова-Бобылева
Ох уж эти словечки-фразочки-присловья-эвфемизмы-дискурсивы-фразеологизмы! Мне лично больше по душе их обзывать часто повторяемыми присловьями-паразитами. Они ярко характеризуют личность, их использующую. Расстаться с привязавшимся к речи присловьем очень трудно.
Одна моя знакомая обожала вставлять по каждому поводу в речь следующее: «на хрен мне это надо» (хрен – многолетнее травянистое растение), а другой товарищ дублировал сдержанное «собственно» в каждом словесном высказывании. Многочисленные знакомые частенько «пекут блины»(«блин-оладушек»), и ловят «чертей». Со всех сторон летит знакомое по кино «Ёшкин кот» и «Ядрёна вошь». Многие поминают Бога всуе. Еще есть распространенные «Ёлы-палы, либо Ёлки-палки» и «Чур меня». Женщины любят большие фразы-присловья, типа «мужчина как трамвай, один уходит, другой приходит». А мужчины обожают витиеватый русский мат.
А вот моя подружка Кирюха (ее назвали Кира, но это строгое имя ее друзья и знакомые превратили в Кирюху), так вот Кирюха обожала сакраментальное «каждый по-своему сходит с ума». Кому только не приписывают корни этой фразы – и Франсуа Рабле, и Эрих Мария Ремарку, и даже автору «Тихого Дона», однако мы все вместе склонялись к тому, что это народный эпос, перекочевавший в литературу, только сам народ мог так «припечатать на вечную носку» фразочку, что и подтверждают наши классики.
Как же шло к Кирюхе это «каждый по-своему сходит с ума»! Она была точно особенной и не «каждой». И ее сумасшедшинки воспламеняли все вокруг нас – обычной серой массы ее знакомых и подруг, для которых пределом мечтании были «блины» и
«черти».
Увидев, как мой муж в свободное время делает своими руками звуковые колонки для сложной аппаратуры, Кирюха уважительно свистела: «каждый по-своему сходит с ума». А я ругалась, и пыталась всеми силами вернуть «заблудшего» в лоно семьи.
У самой Кирюхи было столько увлечений, что хватило бы на роту сумасшедших. Она купалась зимой в проруби, плела настенные картины в технике макраме, любила готовить огромные пироги с рыбой на весь противень и звать на них друзей, скакала на скакалке по сто пятьдесят раз в день, любила ходить за брусникой осенними холодными днями, сорваться в выходные и поехать по Золотому кольцу, стирать вещи с помощью старинной стиральной доски и куска хозяйственного мыла и разводить костры под шашлыки в глубине леса. Словом, более яркой личности я в своей жизни не встречала! Она заряжала всех вокруг своей «изюмительной» энергией праздника. Да, еще очень любила петь русские песни под гармошку! Где Кирюха доставала этих гармонистов – Бог ее знает (вот мое сорное присловье, Прости Господи!), но Кирюха умела всё!
Иногда мне думалось, что она пытается таким образом добрать то, что недодали ей ее непутевые родители. Они были обычные выпивохи. Оттрубив рабочий день в совхозном телятнике скотниками, они вечером дружно усаживались у телека с бутылочками водочки и консервами, не обращая внимания на дочурку.
Кира ходила постоянно в одном и том же застиранном и несвежем школьном платьице, которое в старших классах стало ей так коротко, что она не могла поднять руку, отвечая у доски. Десятилетку Кирюха все же закончила и с троечным аттестатом пошла в мед.училище. Медсестра - профессия хлебная, твердила ей мать, будешь уколы всем за трёшку делать. Кира закончила-таки училище и даже поработала на Скорой.
На какое-то время мы потеряли из вида друг друга. А потом вдруг встретились, и я с удивлением узнала, что она работает в Дежурке милиции, принимающей звонки с «02» и поступила на вечерний в Высшую Школу милиции. Мечтала в тот период стать женщиной-опером и грозой местных уголовников. Какие мы были наивные и чистые душой! «Каждый по-своему сходит с ума» твердила упрямая Кирюха, когда мы крутили пальцем у виска. Но Кира упрямо шла к этой мечте. Благо ее родители вскоре умерли и квартира, хоть и маленькая, у нее была.
Личная жизнь Кирюхи не складывалась. Она поочередно и часто выходила замуж и разводилась. Первый ее муж был пьяница, второй её бил, третий – гулял от неё. Кирюха не унывала и со смехом говорила «каждый по-своему сходит с ума». Она понимала, что из-за родителей у нее сбиты планки взаимоотношений с мужским полом. Радовалась, что не родила детей, прекрасно понимая какие гены им могут передаться от ее предков и "прелестных" мужей.
Но чужих детей она любила. Принимала активное участие в воспитании детей подруг и знакомых, брала их на выходные и с удовольствием сидела с детьми, если родителям, ее друзьям, нужно было срочно куда-то уехать. И даже брала на долгий срок к себе жить троюродных племянников, воспитывала их, учила, пристраивала в школы, платила за их кружки и секции. Показательно, что ни один из ее «приёмышей», вырастая, не рвался участвовать в ее судьбе. Звонили раз в год, поздравляли с Днем рождения и всё. Наверное, в душе Кирюхе было обидно, но она никогда никого не поминала недобрым словом и всегда говорила «каждый по-своему сходит с ума».
Иногда она сталкивалась в жизни с похожими на неё людьми, восхищалась ими, пыталась войти в их круг общения, но они редко это ценили. Карма несовпаденья преследовала Кирюху всю жизнь.К ней льнули люди, которые ей не были нужны, она их привечала, дарила всю душу, участвовала в их судьбе, отдавала им все свое сердце. Но те, кого она боготворила и кем восхищалась, кого уважала, никогда не проявляли к ней должного внимания и равнодушно проходили мимо, не оценив этого редкого человека.
Кирюха отработала шесть лет в бригаде оперативников, сполна хлебнула грязной работы и поняла, что ее чистая душа не может каждый день встречаться с кровью и болью всей вселенной: с тюрьмами, судами и прокуратурами. Она резко поменяла работу и ушла работать юристом в гражданскую сферу. Работа казалась ей там скучной и секретарской, но изменить она уже ничего не могла. Восполняла скучную работу кучей хобби и увлечений, и лишь перешагнув половину жизни, вдруг вспомнила, как в детстве любила рисовать.
С этого момента жизнь Кирюхи засияла другими красками. Она обложилась книгами по искусству живописи, объездила всю нашу прекрасную страну в отпусках и начала творить. Поначалу ее попытки отразить жизнь на холсте были несмелы, робки, неуверенны. Она боялась показывать нам, друзьям, первые наброски и даже скрывала их.
Со временем она стала писать смелее, ярче, в ее работах появилась индивидуальность. Но огромные знания, которые она накопила, самостоятельно обучаясь искусству живописи, сыграли с ней злую шутку - она понимала теперь в искусстве больше, чем могла создать сама. Она прекрасно видела несовершенство как чужих, так и своих работ, каждого их мазка, каждой светотени, каждого вида перспективы, каждого настроения. Искусствоведом становится было поздно. Кирюха пыталась отправлять свои статьи в серьезные журналы, но ответа не получала.
С возрастом Кирюха стала спокойнее, и хотя по-прежнему вставляла свое любимое «каждый по-своему сходит с ума» к месту и не к месту, огонек в ее глаза угасал, и мы все ее окружающие видели это и ничего не могли с этим поделать. Кирюха помудрела, и стала Кирой Александровной. Последние годы мы редко созванивались, еще реже виделись, и совсем уж редко собирались все вместе за ее рыбным пирогом на весь противень.
Кирюха много времени теперь проводила на своих шести сотках, чудом оставшихся ей от каких-то дальних родственников. Она растила там яблони сорта Антоновка, поставила два улья, лес был рядом, и собирала и раздаривала нам душистый мед. И умудрялась в летний период жизни на даче завести пару кур и кушать яйца от своих кур, благо теперь могла работать уже дистанционно и редко.
Кира все еще мечтала найти любимого человека, единомышленника и уехать с ним под Псков, завести там мини-ферму и прожить остаток жизни на лоне природы, рисуя картины. Она сама понимала, что все эти детские мечты никогда не осуществятся, что жизнь – это не картинка из любимого фильма, который оставляет надежду, что чудес на свете не бывает, но надо жить несмотря ни на что, и надеяться на лучшее.
Она не понимала одного, что ее прекрасная жизнь и была для нас той путеводной звездой и яркой надеждой, что «каждый по-своему сходит с ума» и только благодаря Кирюхе, мы осознавали - жизнь может быть яркой, интересной, благородной, насыщенной и вечной».
февраль 2026 года
Иллюстрация из Интернета, спасибо автору
Свидетельство о публикации №226020401009