История, как она есть 4
найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8).
ЦЕЛЬ ИЛИ ПРИЧИНА
Скажите, чем заняты на этом Свете муравей или, например, белка? Чем мы от них отличаемся? Построили токамак, долетели до луны. Так насекомому и зверьку этого не надо, чтобы прожить свой век в своё удовольствие. Без Бога нет никакого смысла в человеке, как в разумном существе, поскольку разум без Бога есть глупость и пустое жительство, т.е. такое же животное существование, ибо муравейник и гнездо утешительны и разумны настолько же, на сколько термоядерная установка или космический корабль. Даже смысл существования муравья и белки лишь в том, что есть человек с Божьим разумением, а без этого и они пустое и ненужное.
Так патриарх «благовествования» апостол Павел, обращаясь к римлянам и говоря о их соотечественниках, ведущих развратный, животноподобный образ жизни, прямо называет причины такова падения:
«И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства» (Рм.1:28).
Конец же безбожия, нравственного падения для всех один.
«Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти» (Рм.1:32).
Иначе, безбожие обязательно приведёт к вымыванию в человеке человечности, а замена ей – «делать непотребства». Смерть же делающему такие дела – это участь Содома и Гоморра.
О чём вся история человечества показывает и Святое Писание об этом говорит: перестанет земля рождать святых, и она станет не нужна, как оказались когда-то Допотопный мир или Содом и Гоморра.
«И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицом Господа.
И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?
может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?
не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.» (Бт.18:22-26).
Кто читал, тот знает, что не нашлось там среди тысячи живущих и десяти праведников, а всего лишь четыре праведника, если не сказать – три.
Приглядитесь пристальней, и вы увидите, что всё здесь обращается вокруг единственной цели - взращивание (воспитание) высокодуховного человека, святого, ангела во плоти, небесного жителя. Как лес для зверей, вода для рыб, так мир этот для святых. Поэтому если лишь мирная жизнь даёт святых, то будет мир и благоденствие везде и всегда. Если война даёт святых, то будут постоянные и непрерывные войны. Если революции дают, будут революции, террор – будет террор. Если голод, мор, землетрясение способствуют, значит бывать и им. Если наука, искусство, помогают развитию человечности, состраданию, сопереживанию, миролюбию, жертвенности значить им идти в рост и развиваться. Если же «иссякнут» святые, то и мир этот ни к чему, станет без надобности: «и небеса свернутся, как свиток книжный» (Ися.34:4).
Апостол Павел в послании к Евреям, говоря о жизни по вере, о святых, божьих людях, перечисляя многочисленные лишения и гонения, делающие существование их незавидным – на пределе вражды и гонений отовсюду и от всех, выносит замечательный вердикт-заключение:
Это «те, которых весь мир не был достоин» (Ев.11:38).
А теперь скажите, Мир сей, чем держится, чем живёт и здравствует, не это ли извергает, выводит из себя, как «инородное», ненужное и чем пророчит себе, как ни погибель и разрушение, иначе, «рубит сук, на котором сидит»?
Не о них ли, о святых, говорит и Господь Аврааму:
«то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие» (Бт.18:26).
ПРИМИЧАНИЕ
ПОСЛОВИЦЫ
Мы все знаем, да и что нам лукавить друг перед другом, что обращение, поминание Бога идёт через лишения и страдание, беды и невзгоды.
Вот пословицы, которые кратко излагают житейскую мудрость – правду.
- Кто в море не ходил, тот Богу не молился!
- Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Откуда они взялись, разве не из жизни нашей?
А кто против того, чтобы признание и служение Богу Творцу шло мирным путём, не дожидаясь «грома» – не мы ли сами?
«Во время военных бедствий люди помнили о Боге и взывали к помощи Его. Но как только война окончилась, люди отстранили Бога от своих дел.» - писал свт. Николай Сербский в 1928 году.
А всё из-за нашей гордости, самомнения, а также страстей, похотей, вожделений и наконец лености, не любопытности, не интересности (или простого безразличия). Эту среду, этот мир внутренних ощущений, переживаний, за которым не видно Бога, мы сами создали, как ауру, оболочку вокруг себя, и, мало того, всё это считаем реальностью.
-----------------------------------------
Сюда же можно добавить физическими и психические причины захвата и увлечения нашего внимания на столько, что уже не до чего. Так, наиболее распространённое пленения нашего сознания бытовыми заботами и хлопотами, т.е. обретение и поддержание материальных условий жизни, и мы знаем, у святых быт был скромен, до чрезмерности беден как у солдата на войне.
------------------------------------------
Николай Сербский рассуждая о «заслуженном рабстве» утверждает:
«Люди – живые духи; своими телесными, физическими действиями и переживаниями выражают они то, что происходило и происходит внутри них.»
И делает заключение.
«Оттуда и наружное, физическое рабство народа есть только символ ему предшествовавшего духовного рабства.»
Непринятие (не чувствование) Творца, как «наивысшую Действительность», духовное бесчувствие, а вместе с этим и жизнь лишь для плоти, и всё это обусловлено внутренними, душевными причинами – настроем. Обращаясь к святым-богословам, которые мудрость свою черпали из личной жизненной практики и тех сфер жития, опытно вторящих их рассуждениям, можно найти средства и способы духовного прозрения. Так святитель Василий Великий (329-379гг.) главным «средством» прежде всего считал «безмолвие».
«Итак, безмолвие служит для души началом очищения, когда ни язык не произносит чего-либо человеческого, ни глаза не заняты рассматриванием доброцветности и соразмерности в телах, ни слух не расслабляет душевного напряжения слушанием песней, сложенных для удовольствия, или разговоров людей шутливых и смехотворных, что обыкновенно всего более ослабляет душевные силы. Ум, не рассеиваясь по внешним предметам и не развлекаясь миром под влиянием чувств, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге …». (Собрание сочинений святителя Василия Великого в 2-х томах)
Но так бывает лишь по мирному произволению – добровольно. Пленение души, рабство, вызванное житейскими, плотскими удовольствиями, как правило добровольно не устраняются, освобождение от рабства есть лишение этих удовольствий через болезни, невзгоды, лишения, беды, неприятности. Для человека – это судьба, для народа – история.
Теперь о вере и неверии. Помести нас в условия опасные, (физически) гибельные (смертельные), там, где невозможно спрятаться за лицемерием, двоедушием, притворством, ёрничеством и просто дурачеством, мало кто устоит в своём «неверии», а не бросится к Богу за спасением, о чём и пословицы. Например, военное время святитель Николай характеризовал (уподобил) так:
«Война была бичом Божьим, чтобы вразумить неразумных.»
И заметьте, не от того, что нам кто-то, что-то доказал: Бог есть или нет, а от того, какие в нас интересы и настроения сердечные.
(Из притчи о богатом и Лазаре)
«Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
(Т.е. братьям по жизни своей не до пророков и не до Моисея.)
Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.» (Лк.16:29-31).
Всё пустое, вразумления и уговоры внешние, если душа земным поглощена и скорее «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф.3:9), иначе, легче бесчувственных привести к вере, чем тех, которые всеми чувствами вросли, отдались алчности и наживе.
Ап. Павел сравнивает состояние такого небрежения к Всевышнему с состоянием «мёртвых» (Еф.2:1), (бесчувственных,) духовно слепых и далее, продолжая, говорит.
«между которыми (мёртвыми) и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,» (Еф.2:3). (И далее)
----------------------------------------------------
Апостол высказывается о «мёртвых» духовно, когда человек с головы до ног отдаётся миру тленному и он же с «распятием» уподобляет вход в мир небесный – рождение свыше.
«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.» (Га. 6:14).
В толковании данного высказывания блаженный Феофилакт Болгарский (11век) пишет.
«Миром называет житейские дела: славу, богатство, удовольствие. Итак, они умерли для меня и я мертв для них: двойное умерщвление. И они не могут овладеть мной, так как мертвы, и я сам прибегнуть к ним, потому что мертв.»
Павел говорит о «распятии». Если не имеем мук сердечных и души терзания, то зачем же и «распятие», можно просто назвать это «отказом». И всё же, слава, богатства, удовольствия – мир сей, за Христа лишает меня этого, себя самого, до мук душевных, сравнимых «распятию» – одна сторона (искушение). Другая же, - когда всё же протянет руку (соблазн), то уже я за это, за Христа, на «древе» до невыносимости сдержаться и стерпеть.
«Мёртвость» это конец «распятию», именно то самое, - «свершилось» - это (когда) родился во Христе новый человек, небесный житель, ангел Божий!
(Для меня лично это «распятие», увы, непреодолимо.)
-----------------------------------------------------
ЯЙЦО
Ответ отца Иоанна Кронштадтского одной барышни.
«У птиц родится сперва яйцо. Ежели это яйцо не пробудет положенное время в материнском тепле, то оно, говорит, так и останется только бездушною вещью. Так и у людей. Рожденный ребенок, что яйцо: – с зародышем, говорит, к жизни, но бездушен к процветанию во Христе. …
Вспомни-ка, поучал батюшка: – ведь христосование яйцами напоминает нам, что каждому христианину надо дважды рождаться: один раз плотию в жизнь вещественную, а другой раз духом в жизнь Божескую.» (Источник живой воды. Жизнеописание святого праведного отца Иоанна Кронштадтского / Сост. Н.И. Большаковым.)
Обращаем ваше внимание, из сего выходит ещё одно сравнение: как яйцо отстоит (отличается) от птицы, так душевный - от духовного, хотя то и другое одной природы (естества), но различие невообразимо – Как яйцо может летать!?
Рисунок. Ангел, свивающий небо. Фреска Кирилловской церкви в Киеве. Последняя четверть XII в.
Свидетельство о публикации №226020401076