Древность и современность

Речь, произнесенная Президентом Индии Сарвепалли Радхакришнаном на заседании общества культуры Древнего Ирана в зале Авиценны, в честь открытия недели Iran Bastan, Тегеран, 17 мая 1963 года.

Друзья,

Я с большим интересом выслушал отчет, только что представленный Вашим почетным секретарем по вопросам деятельности Anjoman Farhang Iran Bastan. Он давно занимается изучением древнеиранской культуры. Сегодня, когда я был в вашем институте сельского хозяйства, мне показали портрет великого   ученого древности, который тысячу лет назад обнаружил алкоголь и серную кислоту, и вот сейчас у вас за спиной его портрет. Это Авиценна.

История, как принято говорить, - это список  преступлений, глупостей и несчастий человечества. Это может быть одна сторона истории, но есть и другая сторона, где человек внес большой вклад в прогресс человечества. Возьмем сам ислам. В то время как Европа потеряла себя в схоластических спорах и пренебрегала социальными последствиями религии, это пришло как глоток свежего воздуха, рассказывающий людям, почему они запутались в этих спорах. Несомненно, что на Небесах есть один Бог и одна семья на земле. Другими словами, монотеизм,  социальная справедливость и братство - это были принципы, провозглашенные им. Именно ваши великие ученые, такие как Авиценна и Разес (Ар-Рази), перевели древних классиков и обратили на них внимание всего мира, особенно европейцев, которые к этому времени потеряли с ними связь. Более того, европейское просвещение в немалой степени обязано работам самих этих великих ученых.

Что мы можем извлечь из прошлого, так это то, что когда ислам был динамичен, чист, энергичен и не разделялся на секты и другие течения, это была великая сила прогресса. Мы должны восстановить эту потерянную чистоту, которая утратила динамизм, мы должны отвернуться от разногласий и споров, которые теперь поглотили исламский мир, поскольку они затрагивают и другие части мира. Это урок, который мы всегда можем извлечь из прошлого наших стран.

Вы, мадам, упомянули древние связи между Ираном и Индией. В то время, когда транспорт, связь и коммуникации были еще недостаточно развиты, когда у нас не было реактивных самолетов и международных аэропортов; люди наших стран путешествовали из одной части мира в другую с большей легкостью, с большей открытостью ума и широтой видения. Шелковый путь из Синьцзяна на Запад проходил здесь, где жили  наши народы.

Это записано Евсевием, который цитирует более ранние источники, что воин индийской армии, который был под командованием Дария, встретил Сократа и имел с ним разговор. Это пришло к нам из церковной истории Эвсевия. Индиец спросил Сократа: «О чем ты говоришь?» И Сократ дал ему ответ: «Я пытаюсь улучшить судьбы людей, я осознаю страдания человечества и пытаюсь дать им какое-то утешение и успокоение». Индийский посетитель сказал: "Вы не можете эффективно понимать и решать  человеческие дела, если вы также не признаете, что существует элемент тайны, и он невидим. Вы должны стать интерпретатором таинственного, вы должны говорить языком невидимого, если вы хотите поднять уровень человечества.

Поэтому, если вы сможете исследовать древнюю историю, вы найдете там много других откровений истины, которых у нас сейчас нет. Мы должны помнить о том, что наши прошлые достижения должны вселять в нас уверенность, но они не должны порождать самомнение. Мы никогда не должны думать, что у нас была монополия мудрости, и мы знали всё. В то время как другие люди были во тьме, и нам было дано привести их к свету. Мы должны верить, что все мы дети Высшего, и Высшее не покинуло и не бросило никого из нас. Невидимая броня защищает каждого из нас, какой бы ни была наша религия, каста или община, к которой мы принадлежим.

На одном из выступлений известному теологу Жаку Маритену американец задал вопрос: «Какие места  занимают Сократ, Платон, Рамакришна и Ганди? В той мере, как это касается небесной иерархии». Жак Маритен ответил: "Они могут не принадлежать Церкви Христа, Будды или Мухаммеда, но они принадлежат Церкви Бога, единственного всеобщего Отца, от которого мы все зависим. Так ответил Жак Маритен - очень строгий католический богослов, который служил библиотекарем в Ватикане, а позже был послом французского правительства в Ватикане.  Он имел открытый ум, чтобы сказать, что нам не нужно идти по определенному пути, если мы хотим достичь Высшего. Он сказал: "Мы все принадлежим к единой универсальной Церкви Бога, хотя наши пути, ведущие к этой Церкви, могут быть разными -  через Христа,  Мухаммеда, Будду или любого другого пророка.

Именно этот дух всеобщности мы должны развивать. У нас был этот дух в древние времена. Если изучение древнего Ирана дает нам это ощущение всеединства; если оно способно показать нам, как император Кир Великий, отец первой персидской империи, имел это чувство святости в священных местах других религий; если вы в состоянии восстановить то, что было ценным в прошлом, но отказаться от того, что противоречит современным прогрессивным интересам человечества, то это иранское общество, которое изучает древнюю культуру Ирана, оказало бы огромную услугу всему человечеству. Посмотрите на мелкие ссоры, в которых мы сейчас все потерялись. Повсюду разделения - идеологические и социальные. Подобные вещи приводят к забвению, что человечество едино, несмотря на  все те поверхностные различия, которые у нас есть.

Было время, когда сюда пришел Александр Македонский. Аристотель учил его относиться ко всем, кто не является греками, как к низшим, как к варварам и рабам. Это был совет, который Аристотель дал Александру, когда тот вышел в поход. Но что он сделал? Александр пришел, посмотрел на персов, посмотрел на индийцев, посмотрел на всех них и сказал: "Как я могу относиться к ним как к низшим? Как я могу обращаться с ними как с варварами? Это люди с большой силой интеллекта, с большой духовной проницательностью, с большими социологическими исследованиями, на которые способны только великие народы. Как можно относиться к таким людям как к подчиненным?" Александр говорил об одном мире. Он сказал: "Это то, ради чего я вышел в поход".

Александр Македонский одним из первых провозгласил теорию одного мира, он пытался не просто описать её теоретически, но установить на практике. Александр пришёл к выводу, что нам не обязательно быть исключительными даже в отношении наших брачных обычаев и церемоний. Нужно иметь ту широту взглядов, ту свободу ума, которые заставили его почувствовать, что мир предназначен стать единым, и мы все должны помочь внести свой вклад в реализацию этой конкретной цели.
Это иранское общество, изучающее древние иранские методы и практики, если оно способно дать нам чувство, что смирение, скромность, благожелательность по отношению к другим людям, способность верить, что мы можем быть неправы, а  они могут быть правы, может сделать очень много для всего человечества. Давайте не будем считать, что у нас есть монополия на Бога, ведь каждый нащупывает свой путь в этом несовершенном мире, чтобы достичь одной и той же цели, если это смирение разума будет вызвано в нас изучением нашего древнего прошлого, это будет большим уроком.

Как позднее сказал Мухаммед, у нас в стране были люди, которые записали, что любому, кто обладал учёностью, мы поклонялись как святому. Ригведа говорит: «Мы поклоняемся ему как Риши или провидцу». Провидцы не ограничиваются нашей конкретной страной. Одному из наших мудрецов  задали вопрос: "Что ты подразумеваешь под Ведами? Почему ты считаешь Веды священными?" Он ответил, что это слова мудрых, это зафиксировано в опытах провидцев. Следующий вопрос был: "Ограничены ли эти провидцы вашей страной? Ответ пришел: "Нет, это общее качество, которым обладают все люди в этом мире, которые прошли Путь и получили понимание Высшей Реальности. Где бы ни находились такие люди, их заявления должны рассматриваться как священные. Они столь же авторитетны, как и сами Веды. Веды - это не что иное, как просто запечатленный опыт людей, которые бились над решением  проблем  жизни и раскрытия ее тайн и которые смогли их получить".

Именно такие универсальные тенденции есть у нас сегодня, мы должны вернуть их в наш современный век, если хотим жить как граждане одного мира. Это то, чем нам суждено быть, это то, что должно произойти, и все мы должны сотрудничать с Вселенной для достижения этой цели.

Спасибо.

Перевод с английского,
Журнал Anjoman Farhang Iran Bastan,
Том 1, №2, декабрь 1963 г.


Рецензии