Гонка за природными ресурсами
«Золотой век» экономики, которая была основана на ископаемых энергетических ресурсах, продолжался до первого кризиса в 70-е годы XX века (так называемый «нефтяной шок»). Страны, которые зависели от импорта нефти, попытались найти другие источники энергоресурсов. Результатами таких поисков стал переход к использованию альтернативных источников энергии: гидроэнергетики, энергии ветра и солнца, геотермальной энергетики, развитие биотопливной энергетики и использование низкопотенциального тепла.
На сегодняшний день, возобновляемые источники энергии (ВИЭ) занимают значительную часть в выработке электроэнергии во всем мире. К примеру, доля возобновляемых источников энергии в генерации электричества в Европе в 2020 году впервые в истории превысила долю ископаемого топлива.
Стремительный рост генерации ВИЭ и повсеместный переход в производстве к применению информационно-коммуникационных технологий стимулировал рост спроса и предложения на минеральное сырьё и прежде всего на редкие и редкоземельные металлы (РЗМ).
За последнее десятилетие значительно увеличился мировой объем запасов (экономически извлекаемых ресурсов) каждого основного полезного ископаемого для производства аккумуляторов и микроэлектроники, что является еще одним показателем растущего спроса.
По оценке Геологической службы США, мировой выпуск РЗМ вырос с 110 000 т в 2014 году до 390 000 т в 2024 году благодаря развитию микроэлектроники, солнечной энергетики, атомной и космической промышленности, оборонного сектора.
Критически важное минеральное сырье (КВС), также называемое критически важными полезными ископаемыми, а в обиходной речи чаще всего называемое - «критически важными минералами» - это сырьё, которое правительства считают критически важным для экономики страны. Единого списка таких минералов не существует, поскольку он варьируется от страны к стране, как и определение «критически важного».
По состоянию на 2025 год Китай обладает самыми большими в мире запасами РЗМ и является крупнейшим в мире производителем редкоземельных элементов для различных отраслей промышленности, включая производство электромобилей (EV), ветряных турбин, магнитов, бытовой электроники и других технологий в сфере экологически чистой энергии, обеспечивая от 85% до 95% мирового спроса на 17 редкоземельных элементов. Следует отметить, в период с 2020 по 2024 год 70 % всех редкоземельных соединений и металлов, импортируемых в США, поступало из Китая.
В октябре 2025 года Китай расширил контроль за экспортом редкоземельных металлов, уделив особое внимание материалам, используемым в оборонной промышленности и производстве микросхем.
Определение критически важных полезных ископаемых и порядок формирования списка закреплено в США в законе об энергетике от 2020 года, согласно которого, чтобы попасть в список критически важных минералов, ресурс должен соответствовать трём критериям:
- необходим для экономики или обороны США;
- уязвим к сбоям в цепочке поставок;
- жизненно важен для производственных применений.
С точки зрения баланса экономики США, потеря даже одного критически важного минерала может отразиться на целых отраслях промышленности, от полупроводников до оборонных систем, подрывая производство, технологическое лидерство и трудовую занятость.
По состоянию на 26 августа 2025 года, Министерство внутренних дел и Геологическая служба США опубликовали проект списка критически важных минералов на 2025 год и отчет, в котором изложена новая модель оценки того, как потенциальные сбои в цепочке поставок могут повлиять на экономику США.
«Этот проект списка критически важных минералов представляет собой четкую, научно обоснованную дорожную карту для снижения нашей зависимости от иностранных противников, расширения внутреннего производства и стимулирования американских инноваций. (…) Новая методология позволяет исполнительным органам оценивать риски по нескольким сценариям для всех анализируемых минералов», - говорится в заявлении министра внутренних дел США.
По данным на 8 ноября 2025 года в список критически важных полезных ископаемых добавлены: медь, коксующийся уголь, уран, бор, свинец, фосфат, калий, рений, кремний и серебро. Таким образом, с учётом исключенных элементов, обновлённый список может содержать уже 58 критически важных элементов.
Включение того или иного элемента в список критически важных полезных ископаемых на практике влечёт за собой несколько позитивных последствий, в частности проекты направленные на обеспечение критически важным сырьём могут выиграть от мер поддержки, таких как федеральное финансирование, смягчение нормативного и налогового бремени, упрощение выдачи разрешений и даже официальное создание запасов (государственного фонда).
По мнению «Reuters» доминирование Китая в сфере добычи и производства ключевых полезных ископаемых, таких как литий и редкоземельные металлы, является основной причиной, по которой западные страны стремятся создать собственные цепочки поставок. К тому же, введение санкций против России, крупнейшего производителя никеля, алюминия и металлов платиновой группы, создало проблемы для потребителей в западных странах.
По возвращению к власти в США администрации Д.Трампа в Белом Доме провозглашён лозунг – «Америка прежде всего». Американская политика стала менее идеологизированной, более практичной и в то же время подчинённой всё той же геополитической логике.
30 апреля 2025 года США и Украина подписали в Вашингтоне соглашение о создании американо-украинского Инвестиционного фонда восстановления (Reconstruction Investment Fund - RIF) - документ, получивший известность как сделка по редкоземельным минералам. Суть сделки состоит в том, что Украина в приоритетном порядке открывает США доступ к освоению своих природных ресурсов. Эта сделка явилась следствием претензий предъявленных Украине со стороны США по поводу возврата 350 млрд. долларов потраченных средств на оказание финансовой и военной помощи.
В данном соглашении под природными ресурсами подразумеваются полезные ископаемые, всего 57 наименований, почти все из которых включены в список критических полезных ископаемых США по состоянию на 2022 год. В списке также - нефть, газ и алюминий. Похоже, в Белом доме решили забрать все, что в Украине имеется сейчас и будет открыто в будущем. И это при том, что эти самые ресурсы Киев уже пообещал Великобритании, заключив с ней «соглашение о столетнем партнёрстве». ЕС тоже напомнил Зеленскому, что Киев ещё в 2021 году подписал с Евросоюзом меморандум, предусматривающий среди прочего и сотрудничество в сфере добычи минеральных ресурсов.
Минеральная ресурсная база Украины разнообразна, включая стратегические и критические элементы, необходимые для энергетического перехода. Согласно данным геологического обзора этой страны от 2021 года, там имеются месторождения графита, лития, титана, никеля, кобальта, хрома, тантала, ниобия, бериллия, циркония, скандия и других критически важных элементов. Страна обладала значительными запасами угля и урана, но зависела от импорта нефти и природного газа. По данным некоторых источников всего в Украине в значимых количествах имеется 21 элемент, которые определены как «критическое сырье».
По данным Геологической службы США в 2020 году Украина вошла в число ведущих мировых производителей нескольких полезных ископаемых. Украина заняла 3-е место в рейтинге производителей рутила (15,7% мирового производства); 5-й по величине производитель титановой губки (2,2%, без учета производства в США) и брома (1,3%, без учета производства в США); 6-е место по производству ильменита (5,8%), железной руды (3,2%) и графита (1,7%); 7-й по величине производитель каолина (3,6%), марганцевой руды (3,1%) и металлического магния (0,6%, без учета производства в США); 8-е место по производству чугуна (1,5%); 10-е место по производству глинозема (1,3%) и необработанной стали (1,2%). Украина также была значительным мировым производителем бентонита, извести, азота, соли и кремния.
В совокупности стоимость экспорта минеральных продуктов и получаемых из них металлов составила $14,3 млрд , это более 29% от общей стоимости экспорта товаров.
Основными партнерами Украины по экспорту были Китай (14,4%); Польша (6,7%); Россия (5,5%); Турция (5,0%); Германия (4,2%), Индия (4,0%); и Италия (по 3,9%).
Геологическая информация о ресурсной базе Украины в основном базируется на данных советского периода, когда проводилась систематическая разведка месторождений. После распада СССР геологоразведочные работы в стране проводились спорадически из-за хронического недофинансирования. По мнению экспертов, несмотря на то, что на территории Украины выявлено несколько сотен перспективных геологических объектов, лишь некоторые из них могут стать месторождениями, если их разработка будет признана экономически целесообразной.
Существовавшая в СССР методика оценки запасов базировалась на степени изученности (разведанности) геологического объекта и окончательная геолого-экономическая оценка месторождения давалась на стадии детальной разведки. Существовавший на то время стандарт публичной отчетности о результатах геолого-разведочных работ, ресурсах и запасах твёрдых полезных ископаемых не входил в число международно-признанных стандартов. На имеющихся перспективных геологических объектах Украины не разрабатываемых по состоянию на сегодняшнее время имеются учтённые ресурсы оцениваемые как прогнозные (в принятой международной системе – предполагаемые) и в лучше случае охарактеризованные как предварительно оценённые запасы (в принятой международной системе - вероятные). То есть наличие экономически обоснованных запасов (доказанных) на не освоенных месторождениях в Украине мало вероятно, в силу чего Украины нет в списке стран с доказанными запасами редкоземельных элементов ежегодно публикуемого в отчёте Геологической службы США, что естественно снижает ценность предложенных к сделке геологических объектов.
Стоит отметить, это нисколько не смутило американцев. Очевидно, что на данном этапе, в силу складывающейся политической обстановки в Украине по известной причине и сложившейся конъюнктуры рынка редких и редкоземельных элементов, США действуют в лучших традициях времён освоения Дикого Запада – важно первыми застолбить участок. В конкретном случае, есть возможность застолбить сразу по всем критическим полезным ископаемым, пусть даже не имеющих на данный момент достаточного подтверждения.
Свидетельство о публикации №226020401359