Кузьма прытков. новые страницы

          ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ

              Несколько лет назад работал я в редакции полутолстого литературно-публицистического журнала. Выходили номер за номером самым обычным способом: собиранием материалов, отбором, «чисткой» редакторской и корректорской… Ничего особенного не происходило. До тех пор, пока однажды… Ох, это «однажды»! С этого слова всегда начинаются или приключения, или чудеса, или, что чаще всего, неприятности. Короче говоря, мне трудно сказать, что именно у нас из этого набора случилось.
      Мы не искали сенсаций. Но одна из них нас всё же нашла. Сама. В тот день у нас в редакции таинственным образом оказался объёмистый пакет. В самом этом факте ничего необычного не было: нам часто присылали объёмистые рукописи – мемуары, детективные романы и книги типа «Гей, славяне!» или «Инда взопрели озимые». Но на сей раз свёрток появился будто из другого времени: из ничего на столе ровно в полдень возникло нечто. И после недолгого изучения мы поняли, что в руках у  нас литературная и даже историческая сенсация.


         Но сначала я всё же расскажу предысторию.
В XIX веке в череде часто сменявшихся в Костроме губернаторов был знатный сановник, достигший после пребывания на этом посту значительных высот -  стал санкт-петербургским губернатором. Сенатором, тайным советником. Фамилия у него была Жемчужников. Но речь пойдёт не о нём. Были у него четыре сына, двое из которых оказались вместе с их двоюродным братом, поэтом Алексеем Константиновичем Толстым, причастными к появлению на страницах литературных журналов того времени «Отечественные записки» и «Современник» произведений некоего Козьмы Пруткова. Тогда его афоризмами, пародиями, эпиграммами, пьесами увлекалась вся читающая публика. И все справедливо, как им казалось, считали, что Козьма Прутков – фигура вымышленная, что писали за него Алексей и Владимир Михайловичи Жемчужниковы и Алексей Толстой. Так считается и по сей день. Но!
Первые же строчки письма, вложенного в пакет с рукописями пародий, эпиграмм, басен и прочего сатирического сырья, начисто уничтожали сложившееся убеждение. В письме утверждалось, что Козьма Прутков – реальный человек, костромич, знакомый знаменитым, общепринятым авторам, сиречь – богатым молодым людям, отпрыскам известных фамилий, что все произведения, публиковавшиеся под именем Козьма Прутков, написаны им самим! И более того – факт существования в реальности якобы вымышленного персонажа подтверждается уже тем, что у Козьмы Пруткова есть потомки!
Один из них – его пра-пра- пра… потомок Кузьма Прытков, молодой человек, который тоже живёт в Костроме и увлекается собиранием литературного материала сатирического и юмористического толка.
Вот несколько строк из сопроводительного письма Кузьмы Прыткова:
«… и я подумал, что объекты сатир моего пра-пра-пра-…предка продолжает жить. И более того – побеждают! Всё более вокруг материалов для пародирования и высмеивания, и они не должны оставаться безнаказанными».
Мы тоже так наивно думали и решили регулярно публиковать наблюдения и размышления Кузи Прыткова.
Как же мы ошибались! Мы не обратили внимания на другие слова нашего современника-провидца насчёт того, что… «побеждают»…
Когда номер  был свёрстан, последовал  высочайший (в масштабах области) окрик и повеление раздел немедленно снять. Мы не увидели в разделе ничего криминального и пытались протестовать. Но…
Журнал вышел в свет. Без юмористического раздела.   Правда, и без подписи Главного редактора…
Спустя десяток лет здесь, на страницах «проза.ру» была опубликована от имени Кузьмы Прыткова книга «Такова наша се ля ва!» о некоторых острых вопросах и проблемах нашего времени.  Многие  из вас книгу эту прочли.  И убедились в том, что проблемы, в ней затронутые, многие из них, так и остаются актуальными и по сей день. Думается, что пора публиковать и другие материалы.

И вот теперь читайте ещё несколько страниц из творений Кузьмы Прыткова.
   


РАЗМЫШЛЯНЦИИ О РАЗМЫШЛЕНИЯХ

              … Удивительное дело: живя в Костроме, я то и дело наталкиваюсь на следы деятельности моих славных предшественников. Читаю незабвенные произведения моего пра-пра-предка и сразу вижу: это написано в Костроме и только в Костроме. Самые знаменитые афоризмы и эпиграммы Козьмы Пруткова имеют явно костромской отпечаток. Вот вам пример:

«Вы любите ли сыр?» – спросили раз ханжу.
«Люблю, –    он отвечал, – я вкус в нём нахожу».

Ну, где, как не в сырной столице России, могло быть написано это?  Или вот взять такое:

        Проходя город Кострому,
        Заезжай справа по одному.

Всё верно, всё правильно! Да и как иначе заезжать, когда единственный автопешеходный мост из года в год бесконечно ремонтируется, закрывают то  одну полосу, то другую. Тут точно – только по одному и заедешь. Из года в год власти (особенно перед выборами) обещают добиться строительства нового объездного моста, да воз и ныне там. Опять справа по одному!
Изо дня в день проходишь по центру Костромы. Видишь то работающий, то подолгу не работающий фонтан. Отмечаешь, что в последние годы с этим получше стало. И глубоко начинаешь понимать вечные слова Пруткова:

        Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.

И уж, конечно,   к Костроме прямо сам собой прикладывается такой шедевр, как:

       Только в государственной службе познаёшь истину.

А если ты не в государственной, то и думать не моги. Истина – она там, наверху, а ты – миазм какой-то…

На протяжении уже скоро  двух столетий костромичи свято выполняют завет моего предка:

    Даже летом, отправляясь в вояж, бери с собой что-либо тёплое, ибо можешь ли             ты знать, что случится в атмосфере?

И ведь случается! И дожди, и паводки, и морозы, и снегопады. И бесконечные ремонты  одних и тех же теплосетей и водоводов, и безумные зимние ремонты улиц и дорог, когда уже через год приходится начинать  всё снова. Поистине, нет ничего более постоянного, чем случайности!

А над всей костромской жизнью висит, как  указующий путь светоч, бессмертное:

        БДИ !

И вот я бдел, бдел… Многое заметил. Ну, вот, к примеру. Я узрел, что у моего славного предка в Костромской области есть немало учеников, младых юношей и дев (?), которые ярко проявляют себя на выпускных экзаменах в школах. Одна моя знакомая, настоящий эксперт, собрала поистине сверкающий букет истинных жемчужин философии из творений школьников.

Женщина всегда пожалеет и приютит каждого.

Женщины – тоже люди и имеют право на всё.

Деградацией общества занимается наука философия.

Кочегар кидает уголь в попку.

Функция партии – глаз народа.

Обычай – первая брачная ночь с супругом.

Брачная жизнь прежде всего должна быть совместной.

Отличие человека от животного: Человек осознанно ходит на работу в коллективе, а животное неосознанно.

Отстранять женщину от всего – это давно пережиток прошлого. Она может быть и матерью, и домохозяйкой, и Президентом, и космонавтом, а некоторые мужчины этого не переживут.

Существует  много наций, например. африканцев (негры).

Порядочность: если девушка просит молодого человека проводить её до дому (она живёт далеко. а на улице уже вечер), то проявит порядочность, не затаскивай её в в первый же подъезд, она же доверяет тебе.

Свобода была защемлене политическим режимом.

Закон тоже не имеет никакого вреда.

Закон со свободой живут как кошка с собакой.

Националисты убивают или калечат судьбы людей.

Чтобы прекратить спор, надо быть умным человеком. У нас в стране таким человеком является Путин.

Когда-то совсем давным-давно не умели готовить.. Ели людей, листья. Но хочется чего-нибудь новенького. Появились рыболовство, охота.

Крымская война была в Крыму.

Семья формируется, если отношения двоих людей дошли до того, что женщина стала беременной, и тогда они узаконивают  свои отношения, чтобы ребёнок родился в семье.

Два типа отношений в семье: доверие и секс.

Россия была занята социальными потрясениями.

Под каждого человека не сделаешь свою Конституцию.

Не ходил на выборы: не с кем детей оставить.

У меня друг – скинхед. Они там грабят, калечат людей и даже убивают. Но вот однажды я заболела, и он принёс мне целую сумку фруктов и мягкую игрушку. Какие же всё-таки бывают разносторонние люди!



КАК Я РОК-ПОЭТОМ ХОТЕЛ СТАТЬ

…Сегодня в 10 часов 32 минуты 14 секунд я, наконец, понял, чего мне не хватает в жизни. Дело в том. что я уже давно болею. Душой. За поэзию. Да. и вот именно душевнобольные настроения заставили меня заметить, что поэты как бы исчезли из нашей российской жизни. Нет, не дёргайтесь! Я знаю, что книги и журналы ещё как бы печатаются, что в них помещаются как бы  стихи. Но я начинаю сравнивать наше время с временами не такими уж и давними. Ну, понятно, – вита ностра бревис эст («наша жизнь короткий ест» – мой перевод с кавказским акцентом с латыни). Люди уходят из жизни. Не говорю про классиков, Я про недавно бывших кумирами. Иных уж нет, а те – далече… Если начну перечислять, обязательно кто-то подскажет: а вот про такого-то ты забыл! Да, были люди в … прежнее время, не то, что нынешнее племя. Богатыри – не вы! Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина, Костров (костромич, кстати), Матвеева, Окуджава и десяток других Поэтов собирали тысячные залы и стадионы, они владели умами и настроениями! Людей такого масштаба нынче днём с огнём не сыщешь. Как же так? Почему нет идущих следом? Или, может, они есть, но мы их не читаем (малые тиражи книг и журналов, газеты – шарахаются от стихов да и сами на ладан дышат), не слышим и не видим (телевидение всем поэтам как бы голову отсекло: не могут они сегодня появиться на экране). Нет, иногда всё же по случаю каких-то дат возникают, прочтут по одному стихотворению и – всё!

Упрямо держится только канал «Культура». Что ж, ноблесс оближ – положение обязывает. Слава Богу!

Вы скажете: да включите любой канал! Там непрерывно идут всяческие шоу, концерты, звучат песни. Да, это так, но песни эти частенько так невнятно и быстро поются, что иногда даже смысл песни понять трудно, так что оно, может, и к лучшему? Может, оно и хорошо, что часто неизвестно кто  их написал, эти песни. И не придерёшься! Имена авторов обязательно есть, но они проносятся такой стремительной толпой, что там не только имя, букву одну не успеваешь прочесть. Но формальность соблюдена! Ещё совсем недавно (сейчас, кажется, уже сдвиг произошёл) была ситуация, когда ведущие говорили просто и понятно: песня Валерии, песня Киркорова, песня Кадышевой… А чего их поминать, этих композиторов и поэтов? Люди культурно отдыхают, и к чему им какие-то имена? Не по-человечески это как-то.
Да, прошли древние времена 60-ых годов 20 века. Поэтов знали в лицо, а «звёзд» тогда ещё не было. Говорят, что тогда люди от этого лучше были. Нам, нэкстам, в 21 веке каждый день дают понять, что поэзия – дело  малоуважаемое. Так что, если уж становиться поэтом, то только в надежде, что повезёт, и какая-нибудь «звезда» будет петь песни на твои как бы стихи…

Я долго думать не люблю. Сразу быка за рога. Учиться надо начинать с лучшего. Поэтому беру я книжку, которая называется «Золотое десятилетие рок-поэзии». А там, ребята, имена! Они гремели когда-то, да и  теперь ещё кто-то погромыхивает… Кто за бугром, а кто и здесь. Только там, за   бугром, они ещё и воняют … Цой, Кинчев, Макаревич, Шевчук, Гребенщиков, Сукачёв, Шахрин… Надо понимать, всё лучшее на момент издания в этой книге собрано.

И вот сегодня, уже в 10 часов 32 минуты 15 секунд, начал я учиться писать рок-стихи-песни. Открыл наугад. Первым оказался Александр Башлачёв.

За окном снег и тишь
Мы можем заняться любовью
На одной из белых крыш,
А если встать в полный рост,
То можно это сделать на одной из звёзд…

Неожиданно. Смело. Вполне свежопо лучилось. Учимся дальше.

Голоден стыд. Сыт азарт.
Динамит да фитиль вам в зад!
Сырые спички рядятся в чёрный дым.
Через час – бардак, через два – бедлам,
На рассвете храм разлетится в хлам.

О! В-о-о-от оно! А мне тут говорят, что пропаганда насилия и терактов запрещена. Да если в «золотой» книжке есть такое, – значит, можно? Значит это и есть стихи, по которым нас, некстов, учат!

А вот и Борис Гребенщиков из «Аквариума»:

Она может двигать собой.
В полный рост.
Она знает толк.
В полный рост.
Мама, что мы будем делать,
Когда она двинет собой?

Тут, правда, непонятно – кто эта «она»? Да и предпоследняя строка что-то напомнила, что-то из кино («Мама, мама, что я буду делать, у меня нет нового пальта»). Но это – мелочи. Перед нами – образец того, как надо писать стихи. И я отчётливо вижу, что так я тоже смогу. Значит, из меня получится вполне себе рок-поэт (кстати, мой предок тоже так думал: если те, кого он наблюдал, поэты, так и я тоже!..).

Ты помнишь – я знал себя,
Мои следы лежали как цепи
В колючей проволоке собственной правды,
Но вот выпал снег, и я опять не знаю, кто я…


Нет, это  ещё не я написал. Я ещё так не могу. Это опять Гребенщиков. А вот посмотрите, как изящно и красиво воспринимает мир Пётр Мамонов:

Проснулся я утром
часов в шесть
и сразу понял
ты ушла от меня
ну и что
ну и что
что ты ушла
от меня
всё равно
опять напьюсь
шубадуба блюз.

Великая простота! Никаких тебе знаков препинания, никакого смысла – всё равно напьюсь под шубадуба блюз и в шесть утра, и в шесть вечера, и днём часа в полтора. Да, поэзия Мамонова («Звуки Му») достигла совершенства, когда поэту всё не указ, даже сама поэзия:

Женщины ситцевый пряник
полит глазурью зрачков.
Спелое яблочко вянет,
выбью я десять очков.
Курочка Ряба, где моя баба?
Курочка Ряба, ты моя баба,
        Курочка Ряба, вон моя баба.

Да что там – поэзия! Ему хочется распевать о наркотиках – он о них и распевает.

Летит над нами самолёт,
Но он не сядет никуда.
Напрасно думает пилот,
Что не подействует трава.
Цветы на огороде,
Среди полей стоит состав,
людьми покинута машина,
в селе притихшем режут мак
седые строгие мужчины…

Да, рок-поэты не только стихосложению меня учат. Они учат всех окружающих жить так, как живут они. Читаешь, а тебя неудержимо тянет вниз, ты, как постаревший воздушный шарик, опускаешься. Опускаешься…

Кто-то хотел нас предупредить
горькую водку налил в умывальник
кто-то шептал голосами в холодные уши
Мы будем очень ему благодарны
Мы были бы очень ему благодарны
вот на дне хохочет над нами
там на дне, на дне вина.

А вот ещё один учитель жизни:

Запретные удовольствия,
Весьма оригинальная ночь,
Красивые игрушки богатых женщин,
Город, летящий в ночь.
Наркотики секс и музыка,
Режиссёры жизни, фрейдизм.
Если скучно, танцуй вместе со мной
Абсолютный идиотизм.
Да здравствует идиотизм.

Вот каких высот достигает рок-поэзия, вот какое величие жизни воспевает, какую вечную любовь! Почитал – и тотчас же захотелось вот так писать и вот так любить:

Я объял тебя колючей проволокой,
Я пустил на тебя бульдога,
Но когда он тебя разорвал на части,
Я вдруг понял, что я люблю тебя.

Мясо твоё нежное поджарил
И скормил синицам под окном.
Твои кости хрупкие дробя,
Я рыдал – так я любил тебя!

Зажигалкой волосы твои спалил –
И сидел я, греясь у костра.
Когда от тебя не осталось ничего,
Я орал: «Я так любил тебя!»

Только в конце этой уже очень старой-старой книжки я узнал, что она открывает «Библиотечку альманаха «Поэзия». То есть, я правильно сделал, начав обучаться поэтическому мастерству именно с этой книги. Для любознательных: Москва, «Молодая гвардия», 1992 г. Тираж 50 000 экземпляров(!).
Старшее поколение иногда ворчит: и откуда вы,  молодые, взялись такие – всем порокам подверженные, циничные и т.д. и т.п. Теперь я твёрдо знаю: если были такие учителя, то ученики обязательно пойдут дальше.






         


Рецензии