14. Конец 1556-май 1557 гг, Девлет I
Для Крымского ханства наступил критический период. Не считая восточных земель Заволжья, оно осталось единственным осколком державы Джучидов, который ещё не поглотила Московская Уруссия. Если Девлет не хотел, войти в историю как последний правитель всех улусов, то он должен был переломить ситуацию.
Сделать это было мудрено, ведь помимо московитов перешли в контратаки воодушевлённые их действиями литвины и кабардинские черкессы. Литвины во главе с Вишневецким напали на днепровские владения крымчаков и 1 октября 1556 года взяли крепость Ислам-Кермень, а черкессы под водительством двух своих князей разорили Темрюк и Тамань.
Давно опасаясь нападения московитов с союзниками, Девлет лихорадочно просил военной помощи у своего покровителя — османского султана Сулеймана. Параллельно с этим хан умолял Иоанна о дружбе и мире. Чтобы выиграть время и убедить московитского правителя в искренности намерений, Девлет освободил всех урусских пленников и за то просил не натравливать на него Вишневецкого с кабардой. Тактика сработала, крымские татары получили хоть какую-то передышку. Собрав к маю приличное войско, Девлет двинулся на Хортицу.
-Нам нужно выбить оттуда Вишневецкого, - говорил он мурзам и беям. - Иначе каждый раз, когда мы пойдём в поход на московских или литовских урусов, будем опасаться за наши тылы и брошенные улусы.
Хортица являлась самым большим островом Днепра и находилась ниже порогов. Она имела продолговатую форму и тянулась с северо-запада на юго-восток, делила реку на два рукава. В западном от Хортицы рукаве ютился маленький островок, вытянувшийся с севера на юг. Он назывался Малая Хортица. Именно там окопался Дмитрий Вишневецкий по прозвищу Байда со своими казаками, построив деревянно-земляную крепость.
Крепость Байды располагалась там, где скалы поднимались максимально высоко над уровнем воды, то есть в северной части островка. Пологая южная представляла собой песчаную отмель. Самую высокую стену выстроили на западе, обращённую в сторону материка.
В отсутствии турецких частей татарам остро не хватало тяжёлой артиллерии. Но посылать обратно за подмогой было слишком далеко, а ждать её — слишком долго. К тому же Девлет нисколько не сомневался, что возьмёт эту крепостицу и так, просто чуть более дорогой ценой. Поэтому он дал команду к атаке.
Крымчаки на свежесрубленных лодках пересекли протоку, после стычки отбросили казаков от отмели в крепость и попробовали взобраться на её стены по приставным лестницам. Передовой отряд штурмовиков прикрывали тучей стрел. Однако защитники устояли, татарам пришлось отступить. Девлет был очень недоволен таким исходом, но посчитал его досадным недоразумением.
На следующий день он повторил приказ и... твердыня снова устояла, а казаки сделали вылазку, зная, что теснина не даст крымчакам воспользоваться преимуществом в численности. Противника отбросили обратно за стены, но самим ворваться внутрь не удалось. В последующие дни повторялось примерно то же. Татары вели неудачные штурмы с ощутимыми потерями, а казаки изредка бросались в контратаки. Люди Девлета начали выражать недовольство. Они не хотели идти на убой и всё громче говорили об уходе. Хан понял, что назревает бунт, поэтому на двадцать четвёртый день объявил о возвращении в Крым. Он решил отыграться на кабардинских черкессах и адыгах, а крепость Вишневецкого взять позже с помощью артиллерии турок.
Свидетельство о публикации №226020401729