12. Конец весны-осень 1556 года, Иоанн I

Глава из летописи-эпопеи “Между Западом и Степью”, которая состоит из пяти частей и описывает ключевые события истории Руси времён Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Великого, Ивана Грозного и Смуты

В степь русский царь отправил другого стрелецкого голову — Матвея Ивановича Ржевского по прозвищу Дьяк — и теперь ждал от него вестей.

Они пришли в мае. Гонец Ржевского сообщал, что Девлет покинул полуостров и идёт на север. Иоанн велел войскам выдвигаться к Оке. Он находился в Серпухове, когда явился новый гонец от одного из людей Ржевского. Он поведал о победе отдельного отряда Чулкова, ходившего по Дону, над двумястами крымчаков и о том, что Девлет повернул обратно, опасаясь не только господаревых сил, но также кабардинских черкассов и казаков, которые орудовали в его покинутых улусах. На сей раз крымская угроза миновала русские пределы.

На других фронтах тоже имелись успехи. В июле Густав запросил мира, луговые банды Казанского края продолжали дробиться, уменьшаться и рассеиваться, а в начале осени пришёл отчёт от Черемисинова, который сообщал о благополучном взятии Астрахани.

Коварный Дербиш-Али бежал после стычки его передового отряда с казачьим отрядом атамана Ляпуна Филимонова в 500 человек, а Иван Семёнович с войском вошёл в опустевший город 2 июля. За беглецом отрядили погоню, но так и не схватили. Лишь поучаствовали в нескольких стычках да уничтожили его суда. Черемисинов возвратил астраханцев в город и заставил присягнуть в верности Иоанну. С 26 августа Астраханское царство официально превратилось в часть Русского господарства.

Также Черемисинов подтверждал сведенья о том, что Исмаил с переменным успехом продолжает борьбу против племянников и на данный момент те одолевают, но эти обстоятельства всё равно на пользу Руси, так как, во-первых, ногаи, ослабив себя в междоусобицах, перестали представлять собой грозную силу, а во-вторых почти все юсуфовы сыновья выражают готовность пойти под покровительство Иоанна.

-Хорошо, ежели так, - сказал царь, - поскольку беглый Дербиш-Али ещё не раз побеспокоит Астрахань при поддержке Девлета. Пусть Черемисинов активно использует ногаев, черкессов и иных врагов Крыма в качестве союзников.

Примерно в одно время с человеком Черемисинова явился к господарю и гонец от воеводы Ржевского, рассказавшего в подробностях, как славно они погуляли в крымских улусах Причерноморья, доплыв по Днепру аж до Очакова и благополучно возвратившись в какую-то отнятую у татар крепостицу с богатой добычей и славою.

Вместе с ним приехали люди православного литвинского князя Дмитрия Вишневецкого. На службе у Сигизмунда Польско-Литовского он был старостой Канева и Черкасс, но вместе со своими молодцами поставил крепость на днепровском острове Хортица и оттуда казаковал, нападая на татарские угодья. Сей князь просился в московское подданство и Иоанн не отказал.


Рецензии