1808-1849. Болдонов Яков
В числе первых учителей бурят-монголов, бывшими истинными поборниками развития своего народа есть немеркнущее имя Якова Александровича Болдонова. Целью его жизни были – грамотность и культура бурят-монголов, необходимые условия развития, без которых народ останется в темноте невежества и на обочине истории. Но в итоге бурят-монголы в совершенстве овладели русским и другими языками, культурой и знаниями до такого совершенства, что в некоторых случаях во многом превзошли своих учителей. Такие преобразования сначала случилось у иркутских бурят, которые были первыми на пути русских земплепроходцев, а потом уже отразились на всех предках бурят-монголов того времени.
Яков Александрович Болдонов относится ко Второму Олзоевскому роду племени Булагатов, его бурят-монгольское имя – Халбай, довольно популярное среди иркутских бурят-монголов. Родился он 10 февраля 1808 года в улусе Закулей Иркутской губернии. Ныне это Нукутский район. Отец его бурят-монгол, скотовод по имени Болдон.
Первым учителем русского языка Халбая Болдонова был политический ссыльный С. С. Голковский, сведений о котором я не нашёл, но полагаю, что он – поляк, сосланный в Сибирь. С. С. Голковский служил разъездным писарем, бывал на стойбищах Олзоевского рода, где и встретился с ним Халбай Болдонов, решивший посвятить свою жизнь просвещению народа. Деятельность эта ни тогда, ни сейчас никаких выгод, тем более материальных, не сулит. Да и вообще, как считает большинство, учат уму-разуму и мутят народ не от мира сего люди. Халбай Болдонов, видимо, относился к таким.
Писарь С. С. Голковский стал учить любознательного бурят-монгола русскому языку. Халбай Болдонов очень быстро научился говорить на русском языке, потом читать и писать. Он учился, как говорится, на ходу, ибо жажда знаний была его основным приоритетом в жизни. Обучившись первоначальным навыкам, Халбай Болдонов отправился в Балаганск, где было приходское училище, открытое ещё в 1804 году. Тогда Балаганск был недалеко от Закулея, а сейчас он закрыт Унгинским заливом Братского водохранилища, который преодолевают только по льду.
Бурят-монголы Второго Олзоевского рода видели, что Халбай Болдонов очень ответственный и добросовестный парень, к тому же стал грамотным, следовательно, нужным человеком, а потому они выбрали его рукоприкладчиком рода, то есть он имел право расписываться за все семьи рода. Следовательно, он заслужил доверие людей.
Большой удачей для Халбая Болдонова стало прибытие в Балаганские степи молодого миссионера, православного священника Александра Бобровникова (даты жизни и отчество не найдены). Церковь всегда старалась обратить бурят-монголов, да и всё население России, в православную веру, это была государственная задача. Александр Бобровников – был замечательным человеком, который проповедовал среди бурят-монголов православие, видел неудачу церкви, исследовал жизнь края и местных жителей. Прославился его сын Алексей Александрович (1821-1865), который рано осиротел и хорошо понимал нужды простых людей. Значит, отец его, Александр Бобровников, умер не позднее 1821 года, а родился, видимо, во второй половине XVIII века.
Старший Бобровников составил первую грамматику монгольского языка, а его сын Алексей Александрович, ставший священником и преподавателем Казанского университета и составивший грамматику «Монголо-калмыцкого языка», а также другие учебники, в 1855, то есть на 34 году жизни, вышел из духовного сословия.
С Александром Бобровниковым встретились в Закулее три бурят-монгола – Халбай Болдонов, Николай Хангалов и Бадаринов (имя неизвестно). Священник привёз их в Иркутск и стал усердно заниматься с ними. Вероятно, это случилось до 1825-1830 годов. Но мальчики заболели тифом, Хангалов и Бадаринов умерли от болезни, а Болдонов выздоровел. Александр Бобровников окрестил его в церкви, где он получил имя Яков, а отчество взял от имени своего благодетеля – Александрович. Так получился первый, известный, учитель бурят-монголов Яков Александрович Болдонов.
Наставник и крестный отец – Александр Бобровников, о котором мы можем судить только по датам жизни и биографии его сына – Алексея Бобровникова из Викитеки, поселил Якова Болдонова в своём доме и начал обучать монгольской письменности.
В 1833 году Яков Болдонов окончил уездное училище в Иркутске с похвальным листом. Интеллектуальные способности его были очень высокими. Через три года, в 1836 году, он выдержал сложный экзамен на звание учителя начальных классов, который сдал в Иркутской губернской гимназии. Свидетельство учителя Якова Александровича Болдонова за номером 54. Теперь он имел право обучать детей в начальных классах. Предметы – письмо и чтение на русском и монгольском языках, начальная арифметика. Как видим, затруднений для старательных бурят-монголов, обладавших высоким интеллектом никогда не существовало.
Женился он на любимой девушке, бурят-монголке, звали её – Сэсэг. В том же, 1836 году, Яков Александрович Болдонов открыл в родном Закулее частное училище, затем такое же училище организовал в Балаганске. Мечта – просвещение народа – сбылась. Он активно занимался воспитанием и обучением своих земляков и соплеменников. Образованность и стремление к познанию большинства иркутских буряты начинаются с этих учебных заведений.
Деятельность Якова Александровича Болдонова на ниве просвещения сделала его среди бурят-монголов очень уважаемой личностью, авторитет его становился непререкаемым, хотя он, как и всякий интеллегент, оставался культурным и досягаемым для всех человеком. В начальные годы, то есть в 1836-1838 годах, количество учащихся в частном училище Я. А. Болдонова было свыше 50 учащихся, в 1839 году – 104. Так началась грамотность среди местных бурят-монголов и населения Балаганского региона.
Самое главное и интересное, вопреки всяким рассуждениям, благодаря именно Якову Александровичу Болодонову бурят-монгольские дети учились на родном бурят-монгольском языке, грамматическим основам которого, а также дидактике, научил его русский священник Александр Бобровников. У развитых и образованных людей не бывает расовых и национальных проблем и разногласий, а знания – пути их преодоления. Именно таких людей и граждан готовил Яков Александрович Болдонов, руководствуясь дидактическими принципами наглядности, сознательности, связывая практику и теорию. Мотивацию учебной деятельности надо формировать, только тогда, когда учащиеся будут осваивать знания и навыки сознательно и с большим стремлением.
Современные исследователи подчёркивают, что Яков Александрович Болдонов в обучении и воспитании учащихся первым делом учитывал этнопсихологический фактор. Главная его задача – формирование высокообразованной личности, что подразумевает и высокую организованность. Последовательность в этом деле обязательна.
Ученик Я. А. Болдонова Матвей Мухусаев (даты жизни неизвестны) после окончания Иркутского уездного училища стал учителем. Яков Александрович мотивировал интерес к познанию у своего воспитанника, племянника Николая Болдонова (1836-1899), который, впоследствии, продолжил дело своего учителя, став одним из легендарных учителей бурят-монгольского народа. Большинство учителей бурят-монголов первой половины XIX века – от Я. А. Болдонова. Современным администрациям бурят-монголов пора бы уже утвердить иерархию и хронологию во всех отраслях, развивающих народ?
Яков Александрович Болдонов занимался частным обучением, воспитанников из года в год становилось всё больше, и он перешёл на работу в государственное Аларское Павловское училище. Известно его прошение, адресованное в Балаганскую Степную думу, в котором он ходатайствовал об открытии приходского училища, где намеревался преподавать чтение и чистописание на монгольском и русском языках, арифметику, русскую грамматику, краткий катехизис и краткую священную историю. Перечень предметов, особенно два последних, говорят о его высокой интеллигентности и начитанности, которых так не хватает современным учителям.
Знание – сила, но для того, чтобы получить её нужно неиссякаемое стремление, воля и дух, но кроме этого – материальные средства. И он с болью наблюдал за своими земляками, которые не имели ни сил, ни средств для получения образования на местах. Понимая, что в бурят-монгольском народе скрыт огромный потенциал для развития, он жалел своих сородичей и ходатайствовал об открытии училища в Балаганском ведомстве, на своей родине. Инициативу Я. А. Болдонова поддержали в Балаганской Степной думе, горячим его сторонником стал главный тайша Алексей Андреев (даты жизни неизвестны). Училище было открыто в 1841 году в Нукутах, где с ещё большей силой раскрылись разнообразные таланты Я. А. Болдонова: он развернул культурно-просветителькую деятельность среди всего бурят-монгольского населения местности. Агитировал за современную медицину, оспопрививание, медицинскую профилактику. Перевёл на бурят-монгольский язык книгу «Наставления для прививания предохранительной оспы настоящей и ложной». Вообще, он перевёл несколько книг для бурят-монголов, которые были изданы. Среди них «Золотая азбука», ставшая популярной книгой бурят-монгольских детей.
Бурят-монголы обязаны знать о своих выдающихся деятелях, приведших их к современной культуре, в числе которых не меркнет имя Халбая Болдонова – Якова Александровича Болдонова, наставника бурят-монголов, учившего родному и русскому языкам, интеллекту и науке мыслить.
Свидетельство о публикации №226020400251