Ахьмад-Дукъ Ша1ами-Юртовский

Молчать и не писать значит придать к забвению историю.
Десятки  знаменитых имен прославленных наших сельчан и сорайоновцев  со временем сотрутся из памяти людей потому, что мы о них  вообще не пишем, практически не говорим.
Представленная фотография 1913 года из личного архива нашей семьи.
На фотографии  известный богослов и эвлия ( да будем им доволен Аллах) Ахмад-Дукъ Батукаев из Шаами-Юрта, который приходится прадедушкой ( къинт1ера довлар доьху ас) матери моих детей.
На фотографии, так же представитель нашего рода Ра1с-хьаж Муслуев ( Мус-1елан Ра1с-Хьаж), который дважды пешком  совершал Хадж в Мекку, и это в конце 19-го и в начале 20-го веков.
Фотография снята в 1913 году,  у только что открытого здания  купца и мецената Абубакара Мерзоева.
Здание это в советское время называлось "Чеченским гастрономом". Потомки Абубукара проживают в Ачхой-Мартане, это Мерзоевы Шудди и Ширвани и их сыновья 1иса, 1усман, Мохьмад, Адам, Сайд-Мохьмад ( это для сведения).
Ахьмад-Дукъ Хьаж (  на фотографии в белой чалме и с белой бородой) является сыном наиба Батукъа ( Б1от1къ).
После смерти своего мужа, мать Ахьмад-Дукъ Хаджи, вместе с сыном Ахьмад и  с родней перебралась жить в с. Шаами-Юрт. Здесь она вышла  повторно замуж за шаами-юртовца из тайпа алерой.
Потомки  как самого Ахьмад-Дукъ Хаджи, так и его братьев и сестер по материнской линии, ныне проживают в Ша1ми-Юрте и в Закан-Юрт: Батукаевы, Абдул-Вагаповы, Юсуповы и др.
Когда мы говорим что раньше были  настоящие мужчины, настоящие друзья и настоящая родня, многие недоумевают, типа " как это понимать". Послушайте  мой рассказ и вы поймете, что из себя представляет настоящая дружба и настоящее мужество.
В 19-м веке во время Кавказской войны жили два друга, два наиба, наиб Батуко чеченец из тайпа Курчалой и  наиб Ахвердиль Мохама житель дагестана по национальности  армянин-мусульманин.
Ахвердил, когда гостил у Батука  увидел красивую чеченку  из родного аула Батука и до безумия влюбился в нее.
Ахвердил  попросил Батуко, чтобы тот  узнал, не сосватана ли эта девушка, а если нет то попросить его родителей выдать ее за себя. Батуко так и поступил, и прекрасная чеченка стала женой Ахвердиля.
В тот же день Ахвердил со своими нукерами выехал с невестой в Дагестан. По дороге Ахвердил заметил, что невеста плачет. "Почему же ты плачешь"- спросил Ахвердил невесту. Невеста не ответила Ахвердилу, но продолжала плакать. Видя печаль и плачь невесты, Ахвердил мизинцем стер слезу с лица  своей невесты и снова спросил " Ведь я  лишь по  твоей воле  взял тебя в жены, почему же ты плачешь, да и аул мой находится не так уж и далеко от твоей родины, так что ты  и с родителями сможешь  часто встречаться". В ответ невеста поведала о том, на сколько сильно они  с Батуко любили друг друга, и что она уже была за него сосватана, но когда Батуко узнал что он хочет жениться на ней,  он скрыл  перед  ним  свои чувства к ней и сосватал ее у  родителей за Ахвердила, за друга своего.
Как только чеченка закончила свой рассказ, Ахвердил тут же воскликнул " О мой Аллах" и одним движением кинжала отрубил свой мизинец  которым только что  стер слезинку с лица невесты. Ахвердил завернул отрезанный мизинец в платок, передал платок своим нукерам, тут же  соблюдая все правила как это велит шариат, развелся с женой, и написал послание другу Батуко: " Здесь должно было бы лежать мое сердце принесенное в жертву в честь  моего верного  друга, но всевышний меня этого не простил бы. Лишь  краешком этого мизинца я дотронулся до твоей возлюбленной, и этот позор я срубил с себя.
Навеки твой друг Ахвердил Махома".

Рассказ сей  был  постоянно на слуху у еще одного друга Ахвердила,  другого чеченского наиба Алдам Ислама, владетеля аула Ниттах-Къеж, а после и 1ашха ( в последствии старшина Ачхоя).
Пройдут годы, и сын Ислама , Элмарза назовет своих  двух внуков в честь друга своего отца, Ахвердила Махома, одного Ахверду, второго Ахберд ( так звали Ахвердила Махому  в Дагестане).

Было время.
Были герои.
Были мужчины.
Было СЛОВО


Рецензии