Куда исчезают деревни?
На Витебщине исчезли деревни Важаны, Давыдово и Заломы, на Минщине — Малая Дещенка. Ещё пять посёлков — Алексеевка, Безбожник, Заручье, Калинино и Мигай — больше не числятся в Гомельской области. Эксперты прокомментировали, почему так происходит.
В Государственном комитете по имуществу (Госкомимуществе) подчеркнули: говорить о том, что Беларусь «теряет деревни», некорректно. Основная причина изменений — трансформация системы расселения.
«Как и во многих европейских странах, в Беларуси идёт миграция из деревни в город», — заявила в эфире телеканала ОНТ начальник управления картографии предприятия «Белгеодезия» Наталья Бабура. По её словам, речь идёт о долгосрочном процессе, при котором сельчане переезжают в города, а малонаселённые пункты постепенно утрачивают административный статус.
Юридически ликвидация возможна только при строгих условиях. В населённом пункте не должно быть ни одного зарегистрированного строения, ни одного земельного участка, ни одного прописанного человека.
«Если хотя бы один участок зарегистрирован или один человек прописан, упразднить населённый пункт невозможно. Даже если это участок без строений, но оформленный для личного подсобного хозяйства», — объяснила Бабура. Именно поэтому исчезновение с карты не всегда означает физическое исчезновение.
Тем не менее, полная ликвидация всё ещё происходит. Например, в Чечерском районе Гомельской области посёлки Алексеевка, Безбожник, Заручье и Калинино исчезли не только юридически, но и фактически.
«На месте этих посёлков сейчас территория, заросшая древесно-кустарниковой растительностью. Ни одного строения там нет,» — рассказал начальник отдела благоустройства Чечерского райисполкома Евгений Губаревич.
Часть изменений связана не с исчезновением поселений, а с административным укрупнением. Населённые пункты могут входить в состав городов или объединяться между собой. Чаще всего это происходит с посёлками городского типа, уточнили специалисты.
На 1 января 2026 года в Беларуси насчитывается 23172 населённых пункта:
115 городов, 85 посёлков городского типа, 22972 деревни.
Несмотря на сокращение перечня, в 2025 году появилось и новое географическая единица — в Глубокском районе Витебской области официально зарегистрировали хутор Изумрудный.
Исчезающие деревни безусловно жаль.
Но еще хуже то, что на том месте, где веками жили белорусы ничего полезного ни для людей ни для государства не образуется, "древесно - кустарниковая растительность" ничего кроме кислорода не производит, да и то в незначительных количествах, можно было бы освободившиеся земли использовать для выращивания ценных пород деревьев, но на это нужны деньги, небольшие, но где их взять?
Думаю можно в рамках закона о народном ополчении создать фонд из которого можно финансировать не только посадку лесных насаждений, но и в недалеком будущем восстановление исчезающих деревень, так как за ценными лесными насаждениями нужен уход.
Что значит пустое место на месте населенного пункта?
- Это значит фактическая утрата территории страны. Сегодня воюют за квадратные метры, а у нас сотни квадратных километров, еще недавно обрабатывавшейся земли фактически теряются.
Предвижу закономерный вопрос: какие у тебя есть предложения?
- Во первых нужно вернуть людей на землю, сделать это можно двумя путями: либо заинтересовав людей материально, выдавая льготные кредиты или даже субсидии, либо в связи с военной опасностью создавая опорные пункты системы ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи) в которых вахтовым способом будут находиться расчеты наблюдателей;
- Во вторых надо активизировать интродукцию ценных пород деревьев, чем кстати занимается Центральный ботанический сад Национальной академии наук Беларуси, где уже на протяжении ряда лет выращивается ценное дерево - павловния, дающая уникальную древесину, которая может использоваться в том числе в производстве летательных аппаратов, еще одна особенность паловни ее быстрый рост, всего через пять - восемь лет дерево достигает высоты 15-20 метров и может быть спилено, при этом от пня сразу же отрастает новое дерево, таким образом с одного гектара такой посадки можно за сорок лет получить до 1000 кубометров ценной древесины;
- В третьих нужно привести в порядок дороги, которые обеспечат жизнь на заброшенных сегодня территориях. Совсем не обязательно строить автострады, на первое время подойдут улучшенные грунтовые дороги, стоимость которых копеечная, а в качестве транспорта можно использовать легкие электрические трициклы - "Боевые машины народного ополчения".
См. также
1. Опорный пункт подразделения народного ополчения. Патент Республики Беларусь на полезную модель № 13791 2. Боевая машина народного ополчения. Патент Республики Беларусь на полезную модель № 3. Бустроустанавливаемое универсальное дорожное и аэродромное покрытие. Патент Республики Беларусь на полезную модель № 13541. 4. Система противовоздушной обороны страны. Патент Республики Беларусь на полезную модель № 3398.
Свидетельство о публикации №226020400842
Это большая беда, не станет деревни - не станет России, в этом я убежден..
К сожалению, политика государства такова - что власть боится своего народа, которых может объединить общий интерес и общая идея..
Не стану так же говорить какие меры надо принимать, чтобы спасти деревню..
Хотя проще некуда - создать на первое время вахтовые поселки, технику завести типа МТС, а дальше сами разберутся что новым сельчанам надобно..
Бадма Утегилов 04.02.2026 18:40 Заявить о нарушении
В Беларуси 400 мм осадков в год и озер 10000.
По сравнению с Казахстаном или Узбекистаном курорт...
Самое простое что можно выращивать это люцерна, в Ташкенте в мою бытность ее мешками на Паркентском базаре продавали.
Покупали ее весьма охотно, потому как барана или кроликов держали, а пасти баранов было негде.
Есть такая белорусская народная песня Косив Ясь конюшину", конюшина это люцерна, которую можно все лето косить.
Этим летом было много дождей, поэтому трава росла как дурная, работники ЖКХ еле успевали ее косить.
Если бы за сено платили деньги, то травы бы не было вовсе, а косари бы были в шоколаде...
Кстати, листья павловнии белка содержат не меньше чем люцерна, их тоже можно заготавливать и кормить ими кого угодно...
Андрей Бухаров 04.02.2026 19:02 Заявить о нарушении
А деревни... удивительно, многих уже нет,
а хлеб, да и много чего идёт на экспорт, и
у самих нет дефицита. А с Бадмой согласен.
Хотя бы в ближнем от городов удобных местах
создавать вахтовые посёлки, возить туда из
городов, обеспечивая сезонную занятость, т.е.
и фермы должны быть. И не везде ковырять землю,
где урожай раз в четыре года, там бы травы сеять,
дикие косить. А жить, думаю, многие в городах
хотят. Но, наверняка, появятся желающие и стать
настоящими селянами. Места ведь есть где и вода и
лесок, и всё к чему люди прирастают. Но пока в
городах будет где жить и работать, вряд ли что
измениться. Но это на моё мнение, да кто я...
А как будет - кто знает. А пока... был, уже давно
в деревне за Сорокой у родни (сейчас никого). Те края
Бадма знает. Уже тогда половина домов пусты, а некоторые
просто растащены. И, думаю, людям, бросившим своё родовое
место - невыразимо жаль, как жаль много их, исчезнувших.
Но,думаю, совсем село не исчезнет. Будет что-то другое,
а какое, опять же - кто знает.
Валерий Слюньков 04.02.2026 21:40 Заявить о нарушении