Графоман или писатель?

                "Ничто не ново под луною..."
                Н.М.Карамзин

    Графоман или писатель? До чего же этот вопрос животрепещущий! Он волновал, волнует и будет волновать, судя по всему, каждого автора. Сколько тут мнений, суждений и определений, а уж как безапелляционные оценки с чувством высокого самомнения высказываются направо и налево – отдельная история. Вот, хотя бы, несколько, которые прозвучали в здешних полях и остались в памяти: "Только графоманы пишут без ошибок", "На Прозе 99,99999... и дальше 9 в периоде процентов графоманы" и "Кто не издаётся – графоман". Абсурдность первого высказывания очевидна. Что касается процентного состава, то давайте прикинем. По моим оценкам 60% авторских страниц – пустышки: кроме имени самого автора они не содержат ни-че-го. Ещё процентов 20 хранят 1-3 публикации десятилетней, а то и большей давности. Какие же это графоманы? Так что из заявленных 340 тысяч авторов остаётся всего лишь порядка 70 тысяч. Если к графоманам отнести хотя бы 99,999%, или 0,99999, то на долю писателей остаётся 0,7 автора. Не очень-то густо. Да и возможность издаваться не разделитель. В наше время за деньги можно издать что угодно, даже с орфографией и пунктуацией автора.
    Есть, безусловно, и графоманы чистой воды, и великие писатели. Но между графоманом и писателем имеется огромный слой тех, кто может грамотно излагать свои мысли, не лишён творческой жилки, чувственного восприятия окружающего мира и способен свои раздумья, эмоции, ощущения изложить в тексте – это писатели-любители. Да, им нужен особый настрой, вдохновение, они получают от этого кайф. Но это, всё же, маленькие скромные писатели. От графомана к писателю поднимается высокая многоступенчатая лестница, и на каждой её ступеньке стоят авторы. Но… Вступили на верхнюю ступеньку – да не может быть! – и здесь графоманы проблёскивают.
    А на какой ступеньке стою я? Какая во мне доля графоманства? Покочевряжился немного, да и рубанул: «Пора решить этот вопрос окончательно! Хватит закрываться ладошкой от правды, взглянем ей прямо в глаза и расставим над немногочисленными Ё все точки!»
    Да-а-а… Решиться легко. Но как определиться? Ха! На нашу же голову создали ИИ, вот пусть он и думает, а я посмотрю, какой из него интеллектуал.
    – А скажи-ка мне, уважаемый, кто такой графоман?
    Щёлкнула клавиша Enter, крутанулись пару раз шарики да ролики – и на экране отрисовался чёткий ответ: «Графоман – это автор, одержимый процессом письма, но зачастую лишённый критического взгляда на собственные тексты и стремления к их качественному совершенствованию». Ну, это вкратце. Так сказать, определение. А если в деталях?
    Конечно же, перво-наперво, – это навязчивое стремление писать: графо – писать, ман – страсть. В гипертрофированном виде – это маньяк, который может писать даже без наития и внятной цели. Для него главное процесс, излияние текущей, зачастую сумбурной, мысли на бумагу. И не важно, что подчас смысла текста не поймёт никто. Ответ его будет прост: «Дурак, ты не дорос до понимания». Какая уж тут самокритика. А уж критика его «гениальных» текстов, воспринимаемая им как персональное оскорбление, и вовсе недопустима. Хотя тексты эти, как правило, шаблонны и банальны, полны избитых фраз, штампов и легко предсказуемых сюжетов. Длинные и запутанные сложноподчинённые предложения, которые можно понять только разбив их на несколько частей. И рой всевозможных ошибок. Свистопляска запятых, тире, дефисов. Вычитывать? Править? Не до того, некогда. Не поставив финальной точки быстрее в печать, в издательство, в соцсети, на литературные сайты – читайте, восторгайтесь, аплодируйте. И вдруг…. Э-э-э… Э-э-ге-гей… А вокруг тишина. Но как же так! Да эти идиоты ничего не поняли! И что, если нет чёткой композиции и сюжетной линии? Какая ещё структура и логика повествования? Какие замечания, что тут дорабатывать и исправлять? Всё и так хорошо, просто гениально. Да это, если вы ещё не поняли, авангард! И в конце концов издаёт графоман свои творения за свои средства, а потом жалуется, что государство не создало системы реализации продукции самиздата, а у него в гараже уже накопились кубометры его романов. Тяжела графоманская судьбинушка.
    О-хо-хо… Остаётся включить режим самокритичности на максимум и, положив руку на сердце, дать ответ самому себе. Нет, не годится мне этот костюмчик. Хотите верьте, хотите нет, но это не моё.
    Да, мне нужен особый настрой, вдохновение, я всегда получаю от процесса творчества удовольствие, а от доставленной радости моим читателям удовлетворение. Бытует мнение, что эти признаки не присущи настоящим писателям. Ну, что ж.

    Опаньки! А я-то, оказывается, не графоман!
    О как!
    Ну, а писатель-то я… Да уж, сам знаю: никакой…
    Значит, я просто ГРАФОЛЮБ!
    Нет, точнее будет ГРАФОМОГ! Писать могущий.
    Или ПИСАЛЮБ… Писатель-любитель.
    Кстати, среди определённого круга весьма почитаемый.


Иллюстрации сгенерированы нейросетью Гига Чат от Сбера с авторской доработкой.


Рецензии