Разведка тайн и поступков, часть 8
Выполнения предыдущего задания по разведке Витьки Павлику пришлось ждать целых четыре дня. Дело в том, что дядя Миша загостился у Черменят и пришел от туда только через три дня, к вечеру вторника. Причем пришел не один, а с Ниной – дочерью
Николая Черменина – родственника председателя Александры. Бабушка с Галкой их встретили тепло, с надеждой, что возможно для Миши это будет невеста. Вечером их угостили ужином, но бабушка надеялась, что Нинка уйдет ночевать к своей родственнице, а та, как показалось Павлику, и не думала этого делать. Время шло, а они вместе с Галкой и дядей продолжали болтать и перебирать все новости, случившиеся в округе за прошедшие годы. Хотя эти новости были интересны и для Павлика, но он не вытерпел и задал вопрос, его интересующий в данное время, об истории деревни Пантылка.
- Ответ на твой вопрос, племяш, требует времени как минимум полчаса, а может и целый час, поэтому давай не сегодня.
- А когда, дядя, потому что эта история волнует не только меня, но и всех деревенских ребят?
- Давай в пятницу где-нибудь перед ужином соберем всех твоих друзей, и я расскажу, что мне известно, договорились? Только ты пока им не назначай встречу. Вдруг что-то у меня изменится. Лучше потом накануне или в день встречи им об этом скажешь.
Перед сном при ярком ламповом свете решили поиграть в карты, разделившись на пары. Дядька вместе с Нинкой, а Павлик с Галкой. Дураками чаще оставались они с Галкой. Дядя шутил:
- Не везет вам в карты, повезет в любви!
- Дак, тебе, а не мне должно больше везти в любви-то – доказывала брату Галка.
- А мне и так везет с девчатами, а вот тебе-то, сестра, давно пора уже кого-то встретить из парней, ведь замуж тебе пора!
- Да тебе-то и самому надо бы уже давно жениться. Я тебе уже намекала об этом – вставила свое слово бабушка, сидевшая на лавке за прялкой сзади.
- Но отвечал же, что мне еще рано. Куда жену-то приведу, в общежитие что ли?
Тут же ответила брату и Галка:
- Миша, где же теперь после войны наших ровесников парней-то найдешь? Чай на дороге они не валяются.
- А искать-то ведь надо! Не в девках же ты будешь ходить? Вот, например, мне очень понравился вернувшийся после войны брат Нины Гриша. Мы с ним разговаривали, когда был у Черменят, и я подсказал ему познакомиться с тобой.
- Да я его, что-то и не помню. Разве, Нина у тебя есть старший брат?
- Брат есть и еще не женат. Да он сразу после четырех классов подался в ФЗО в городе Слободском. А потом армия и война. Был дважды ранен. Но сейчас здоров, и думает о женитьбе.
- А где собирается жить-то? В деревне что ли?
- Да нет, работает он в поселке под Слободским. Хочешь, я с ним тебя познакомлю?
- Ну, пускай приходит в гости к Александре, здесь и познакомимся.
- Он, кстати, очень заинтересовался Татьяной Якимовой, которая была на вечерке в воскресенье. Я ему говорил, что и его родственник Владимир строит большие планы по поводу Татьяны, но он мне ничего не ответил на мое замечание.
Павлик, выслушав это сообщение дяди, смекнул, чем можно поделиться завтра с Витькой.
После карт и разговоров подошло время ко сну. Дядя зажег фонарь для похода в туалет во дворе дома, и они с Ниной направились к выходу из избы. Тут бабушка заставила задержаться немного сына и тихонько спросила его:
- Штё, Нина-то не пойдет разве ночевать-то к своим родственникам?
- Мама, она останется ночевать вместе со мной.
Бабушке это было не очень понятно, но она попросила дочь вынуть чистую простыню из комода и постелить ее на кровать.
- Чё придумал? Обрюхатит девку и штё потом станет, не знаю - беспокоилась бабушка.
- Вы с Павликом ложитесь здесь в общей комнате подальше от молодоженов. - Галка без каких-либо возражений постелила постель в зале. И после возвращения молодых из туалета, попросила зажечь коптилку и потушить лампу, что дядя и сделал.
Что было в ту ночь, известно только пятерым спящим. Павлику долго не спалось, ему безумно хотелось знать, что происходит у дяди с Ниной. Но сон постепенно овладел им и он уснул.
Утром, как всегда, бабушка с Галкой его разбудили, накормили и отправили в школу. Молодые по-прежнему спали. По дороге в школу Павлик рассказал Витьке, что в прошедшее воскресенье Татьяна Васильевна была на вечерке у Черменят и танцевала там с его родственником.
- С каким еще родственником? – переспросил Витька.
- Как с каким? С Гришкой Чермениным, конечно.
- Интересная картина получается. Там во Владивостоке брат собирается на ней жениться, а она здесь развлекается с Гришкой!
- Да, вот такие дела у молодых. И еще новость. Твоя родственница Нинка Черменина спит с моим дядей Мишей.
- Да, врешь, ты наверно?
- Да пусть отсохнет у меня язык, если говорю неправду! За то в эту правду ты должен поверить. Дядя решил рассказать нам про историю деревни в эту пятницу. Только не говори пока другим ребятам. Об том просил меня дядя.
- Ладно. Буду молчать, и ждать пятницы! – довольным голосом произнес Витька.
Перед первым уроком к Павлику подошел Игорь Помелов, достал из кармана письмо в форме треугольника и попросил передать его Нестерову Михаилу.
- А откуда ты знаешь моего дядьку?
- Да я-то и не знаю. Это сестра Нюрка видно знает его.
- Дак, как она-то и обо мне знает?
- Не знаю, сунула мне письмо и сказала, чтобы я передал письмо для Михаила тебе!
- Ну и ну! Теперь целый день буду думать, как твоя сестра узнала имя моего дядьки и мое имя? – взял письмо и положил в сумку.
На занятиях Павлик получил пятерку по чтению и когда закончились все четыре урока, вышел из школы, всё еще раздумывая, как Нюрка узнала фамилию и имя его дяди.
Оказавшись дома, он увидел сидящего за столом дядьку, что-то записывающего на бумаге чернильной ручкой. Павлик сразу же спросил, что он пишет?
- Письмо сочиняю твоему отцу.
Но ведь от него что-то давно писем не было – быстро ответил Павлик.
- Да разве нельзя писать письма только при ответе на письма, которые получаешь?
- Не знаю, но бабушка с Галкой всегда отвечают, когда придет письмо от тебя или от тяти.
- Запомни, это обязательные ответы. Но можно же написать нам с братом и письма, когда от нас долго нет писем. Возможно, что-то случилось с отцом или со мной, и они не могут написать письмо. Тогда, Павлик, вы должны проявить инициативу и писать нам письма. Ты же видишь, как бабушка переживает, что от отца долго нет писем.
- Дак ты письмо-то, правда, тяте пишешь?
- Ему, а кому же еще?
- Напиши, что мы его очень ждем, и я учусь хорошо. Кроме того, принес тебе письмо, - вынимает из сумки письмо и подал его дяде. Тот взял письмо, развернул его и. прочитав имя девушки, произнес:
- Это Нюра – моя одноклассница. Правда, не знаю, как она узнала, что я приехал. Приглашает в воскресенье на вечерку в деревню Вершины. Повидаюсь с ней обязательно.
- Но ведь там, наверно, будет и твоя Нина?
- Ой, какой ты любознательный, племяш! Ну и что, если там будут и Нина, и Нюра? На то ведь она и вечерка.
- Но ведь ты уже спал с Ниной. Значит, она будет твоей женой, а не Нюрка?
- Вот ты как рассуждаешь! Да разве все девушки, с которыми я пересплю, будут моими женами? Да, очень интересна твоя логика. Подрастешь и узнаешь, что она ошибочна.
Тут появилась откуда-то бабушка и разговор между Павликом и дядей закончился.
- Павлик, ты почему не обедал-то?
- Дак, мы тут с дядей Мишей разговариваем.
- Давай мой руки и садись за обед!
- Мам, я уже закончил писать письмо Герке. Хочешь, прочитаю его?
- Да штё читать-то, если всё написал, как просила, то запечатывай и посылай?
- Ты просила написать, что так долго его держат в стройбате? Но я-то знаю, почему его задерживают. Он месяца три назад писал мне, что сильно с кем-то подрался. Ты ведь знаешь, какой он был забияка?
- Да как не знать-то, как был драчуном, так и остался. Ума-то видно не добавилось?
Павлик ел и слушал одновременно разговор между матерью и сыном, узнавал и о характере отца.
- Нежели он стал таким сильным, что там на стройке в армии и то все его боятся? Мне бы быть таким, тогда бы все парни боялись меня.
Дядя Миша соорудил из письма треугольник, написал на нем адрес и отдал Павлику, наказав завтра же отнести письмо на почту, передать там привет почтальонше Любе и попросить отправить побыстрее.
- Ты и Любу знаешь? – удивленно спросил Павлик.
- Конечно, знаю. Она же была-то отличницей у нас в классе. Бабушка говорила мне, что школьники доставляют почту в деревню, значит, и ты видел ее.
- Конешно, видел. Красивая девка. Тебе бы в жены подошла точно.
- Ты опять за своё! Давай договоримся о том, кого мне взять в жены – это моё личное дело.
- Дядя, я понял тебя. Может, ты поможешь мне подготовиться к завтрашним урокам?
- Давай показывай, что тебе задал учитель!
С шутками, прибаутками подготовка Павлика заняла у него времени не больше часа.
Вернулась с работы Галка. Заставила Мишу зажечь керосиновую лампу, висевшую над столом. Затем они пообщались друг с другом. Миша пригласил сестру в воскресенье на вечерку к Вершинам. Та его перебила, заявив ему:
- Вдвоем с тобой я не пойду, и ты знаешь почему. Ты-то найдешь ведь там какую-нибудь избранницу, и уйдешь к ней ночевать в дом, а я что должна идти одна домой ночью?
- Давай позовем Вальку и Катьку, а из парней Аркашку – предложил Михаил.
- А вдруг и Аркашка там найдет какую-нибудь зазнобу?
- Ну, ему еще рано находить зазноб-то в семнадцать лет? Давай сегодня вечером переговорим с ними и определимся на воскресенье?
- Ну, ладно. Я пойду к Вальке, а ты иди в Аркашке. От тебя-то он ничего скрывать не станет – расписала расписание на сегодня Галка.
Павлик с интересом слушал спор между сестрой и братом, а бабушка пошла во двор покормить скот и подоить корову. После разговоров Галка начала ставить самовар для чая и собирать еду на стол. Дядя Миша и Павлик пересели на лавке в сторону от стола и начали разговор между собой. Разговор в основном сводился к тому, трудно ли бы дяде служить в строительных войсках, как он устроился теперь в Свердловске, почему его не тянет обратно в деревню. Михаил, как мог, убеждал его, что строить объекты железнодорожного транспорта было трудно, но все-таки все его товарищи понимали, что на фронте им пришлось бы еще труднее. Поэтому все тяготы военной службы переносили достойно. Что в Свердловске-то он не так давно. Основным местом дислокации части был город Верещагино. Достраивали железную дорогу Верещагино-Молотов-Свердловск. Затем в конце сорок четвертого часть перевели уже в Свердловск. Живу пока в общежитии от железной дороги. Устроился штукатуром. А почему не хочу возвращаться домой, я уже объяснил это твоей бабушке. После ужина Михаил отправился в дом Гавриила, чтобы провести вечер в окружении Валентины и Катерины. Павлик с Галкой, когда она вернулась после встречи с Аркашкой, и бабушкой легли спать.
На другой день был четверг. На улице похолодало. Градусников для измерения температуры тогда не было. Поэтому определить ее точно было не возможно. Но ребята утром, собравшись в школу, похолодание почувствовали своими органами чувств. Пацаны закрыли шапками уши, а девчонки подтянули свои шали. Во время ходьбы Павлик рассказал Витьке и Алешке о том, где и как работал дядя Миша.
- Ну, а он не забыл собрать нас завтра?
- Я напоминал ему об этом. Он вроде бы не против.
После возвращения из школы, Павлик застал Галку и дядьку за работой. Они пилили дрова. Пока он обедал, время подошло у них уже к колке дров. Павлик выскочил в ограду и понаблюдал за сноровкой дяди в колке дров. У него это получалось на загляденье очень хорошо. Галка складывала наколотые дрова в поленницу. Налюбовавшись работой взрослых, Павлик отправился в избу учить стихотворение к завтрашнему дню. Затем решил две задачи. После работы вернулся в дом дядя Миша весь розовощекий от работы и небольшого морозца.
- Дядь, ты не забыл, что завтра ребята ждут твоего рассказа?
- Да, нет, я помню. Сегодня и в пятницу у меня вечера свободные. Могу даже сегодня с ребятами встретиться?
- Ой, я готов сейчас же их обрадовать. Но сейчас или после ужина?
- Давай после ужина, где-то часов в восемь вечера.
Павлик быстро оделся и отправился с приятным известием сначала в дом Саньки, где ему были рады Витька и Васька (младший брат). О встрече с Михаилом услышал и четырнадцати летний брат Генка.
- А мне-то взрослому можно прийти на встречу? – спросил он Павлика.
- Да, наверно, можно!
- А давайте у нас мы с ним и встретимся? – задал вопрос мамке Генка.
- Пусть идет к нам. Мне тоже будет интересно послушать Мишу.
Дальше Павлик сбегал в дом к Алешке, Зойке и Райке. Потом отправился в дом родственника Ивана, чтобы позвать Галку и Иринку. Отца дома не было, поэтому тетя Анна расспросила всё о ее брате Мише, пообещала Павлику отпустить девочек в дом председательницы.
Придя к себе в дом, Павлик обрадовал, прежде всего, бабушку, что встреча с дядей будет не у нас, а в доме председателя Саньки.
- Ну и хорошо! Поди народу соберется много, а у Саньки изба большая. Все поместятся.
- Ладно, побываю у своей соседки и за одним всё выспрошу у нее о Владимире, как-никак мы были когда-то почти одноклассниками – объявил Михаил.
Поужинали и Павлик с дядей отправились в соседский дом. Там уже собрались все ребята деревни. Из взрослых, кроме Александры, ее сына Аркашки и Татьяны - матери
Зойки, Алешки и Райки, никого не было. С шутками, прибаутками Михаила, его тепло встретили женщины и ребята. Поздравили с окончанием службы, с отпуском, пошутили не нашел ли он уже деревенскую невесту? Он с достоинством им отвечал, пока Генка с Витькой не остановили их, заявив, что ребятам хочется узнать историю образования деревни.
- Ребята! Я вам расскажу устную историю без всяких записей, поэтому кто что запомнит, это дело ваше. Может быть мой племянник, когда подрастет и когда историю можно будет записать, пусть он сделает это и оставит для истории деревни Пантылка. К тому времени, может, и деревня исчезнет, поэтому ее история будет полезной и для археологической разведки.
Дальше он приступил к рассказу. Что, как ему рассказывал дед Иван, несколько семей Нестеровых и Касьяновых, якобы выходцев из других деревень Пашкинцев и Больших Касьянов, преодолевая тяготы, связанные с бездорожьем, «подались» в местные пантыльские леса. Выбрали подходящее место для основания деревни при слиянии речек Пантылка и Васькина речка, выкопали первоначально землянки, затем построили деревянные дома, так называемые «черные избы», без выводящих дымовых труб, с окнами, затянутыми бычьими пузырями вместо стекол, с печками из камней на глине. И началась жизнь в новых селениях, точного названия которым пока что еще не было.
Понятно, что сведений, где раньше жили представители вятского рода Нестеровых и Касьяновых до перехода их в непроходимые леса и создания здесь двух или трех починков у него нет. Поэтому рассказ опирается лишь на их пантыльский период. Деревня Пантылка, основанная по преданиям предков в начале Х1Х в., а возможно и в конце ХVIII, крестьянами-переселенцами из окрестных сел, входила до революции 1917 г. в состав Слободского уезда Вятской губернии, а в советские времена в состав того же района Кировской области. Понимание причин, побудивших наших далеких предков оказаться среди лесов и отгородиться от остального мира бездорожьем и расстояниями, будет побуждать вас восстановить историю возникновения деревни Пантылки. По воспоминаниям и рассказам выходило, что деревня была основана в царствование Александра первого. Скрываясь от 25-летней службы в царской армии во времена военного министра Аракчеева, вятские крестьяне «подались» в девственные и малопроходимые леса, чтобы затеряться в них и избежать 25-летней службы. Не знаю, так это было или не так, но приходится верить рассказам деда. Правда, переселения вряд ли были вызваны любовью к самим переселениям. Скорее всего, для этого были нужны очень веские экономические и политические условия, так как заставить крестьян переселяться и тем самым обречь себя на неимоверно тяжелые условия жизни, могли только особые условия, например, 25-летняя служба в армии.
Наш родовой починок получил название Анисимовский (по имени моего прадеда Анисима), состоял всего из одного дома. Он стоял на северо-востоке от основного починка, на берегу речки Пантылка. От основного починка, состоявшего из нескольких домов, его отделяло довольно приличное поле, которое принадлежало моим предкам. Моя мамка так и называла даже в советское время: «Наше поле». Как назывался основной починок, что-то никто не помнил. Наверное, Пантыльским. Третий починок назывался Васькиным. Состоял он, как и первый из одного большого дома. Кстати, разграбленный дом на Васькином поле еще стоит, и все его видели. Нашего дома в Анисимовском починке там уже нет. Дом в 30-е годы был перевезен сюда в Пантылку. На этом Михаил закончил свое небольшое выступление. На вопрос, почему нет ни Нестеровых, ни Касьяновых в тех деревнях, откуда наши предки пришли сюда, Михаил не смог дать ответ. Мол, пусть молодые среди вас люди разберутся в этом. И возможно, все-таки найдут то реальное место, откуда пришли предки Нестеровых и Касьяновых.
Соседка Татьяна спросила Михаила:
- Миша, скажи, почему Нестеровы в деревне все трудолюбивые, а Касьяновы – все с ленцой?
- Не знаю, Таня! Никогда не задумывался над этим вопросом. Ну, хорошо, что их здесь в доме нет, а то бы обиделись они на тебя.
- Да они и так знают об этом. Смотри, коров у них нет, коз то же, иногда овечку заведут, а потом быстро от нее избавляются. Миша, ты расскажи лучше нам как прошла твоя служба-то в тылу, а не на войне?
- Но тяжелую работу сложно было назвать службой. Мы ведь были солдатами строителями, поэтому работали иногда часов по десять в любое время суток, в мороз и в жару. От этой работы я фактически почти стал лысым.
- Миш, не прибедняйся. Ты отлично выглядишь! – заявила ему Александра. Она же скомандовала, что детям пора идти спать, завтра надо рано вставать и отправляться в школу.
Утром во время похода в школу ребята обсуждали информацию, которую довел до них Михаил, и порешили и дальше изучать возникновение деревни, которое, может быть, поможет в будущем стать материалом для археологической разведки.
Свидетельство о публикации №226020400893
Прочитал очередную главу. Очень интересная по содержанию. Нарисована простая деревенская жизнь со всеми её радостями и печалями. И повод для записи есть: рассказ дяди Миши об истории поселения. Интересны подробности деревенской жизни в первые послевоенные годы. Хорошо, что все сыты и здоровы. У нас в эти годы было голодно.
Читать было интересно.
Всего Вам доброго!
Василий.
Василий Храмцов 04.02.2026 14:07 Заявить о нарушении