Энтропия и праведность 2

          ЭНТРОПИЯ И ПРАВЕДНОСТЬ 2

      Ввиду того, что тема, заявленная в заглавии, довольно непроста, необходимо несколько конкретизировать понятия и сделать более ясной картину. Все сказанное — всего лишь рассуждения по поводу новой теории Джереми Ингланда о жизни как катализаторе энтропии.
      Вселенная подобна гигантской батарейке или заведенному механизму, начавшим свою работу с Большого взрыва, то есть с обычной с активации, из состояния предельного порядка, соответствующего «нулевому» показателю энтропии, меры хаоса.
       Предельный порядок и «нулевое» значение — это не абсолютные понятия, но максимальные, бесконечные приближения к абсолютному порядку и настоящему нулю, не сами ноль и абсолют, о которых мы ничего сказать не можем ввиду их недоступности нашему пониманию. Они из области бытия Бога и Его знания.
      Материя на Старте была сжата в так называемой точке сингулярности, символизируемой буквой ЙОД Торы, о которой сказано Иисусом Христом: «ни одна йота или ни одна черта не прейдет из Закона» (Мф 5:18). Это, возможно, было состояние максимальной близости и единения материи с Богом, предельного и Запредельного.
      Большой взрыв положил начало процессу постепенного неуклонного уменьшения порядка в материи и нарастания энтропии, то есть меры хаоса. Этот процесс подобен движению мощного водного потока с горных вершин в море, вселенскому урагану, который никому не под силу остановить. Это стихия, движущаяся только в одну сторону, в сторону полного успокоения, полного распада до «почти нуля» первоначального идеального порядка, присущего материи до Большого взрыва.
      Вся картина мироздания, доступная ныне нашему взору и умопостижению, - один из моментов этого движения.
Все грандиозное великолепие галактик, скоплений, звездных систем, планетных семейств, - это осколки или брызги Большого взрыва, несущие остатки начальной идеальной гармонии, все больше дробящиеся и иссякающие. Как сказал А.С. Пушкин:

        Люблю я пышное природы увядание.

      Мы наблюдаем картину расцвета и увядания. Нет ни одного случайного процесса и явления. Все запрограммировано и заложено изначально.
      Порядок — это структура. Хаос — разрушение структуры. И это измеримые величины, Они относительны, могут быть больше или меньше.
      Любая структура обладает концентрацией упорядоченной энергии. Полный хаос — это то же количество энергии, но в малейшей концентрации, не способной к формированию какой-либо структуры. Это так называемое рассеянное тепло, не годное для совершения малейшей работы. Вот к такому состоянию стремится Вселенная, расширяясь и накапливая энтропию, меру своего хаоса, в виде рассеянного тепла. Образно можно сказать, что максимальная энтропия - это вожделенное состояние Космоса, его мечта, а рассеянное тепло — это его капитал, его главный актив, мера которого определяет близость прихода конечного желанного покоя. Этот капитал добывается вселенной отовсюду и поступление его почитается ею за благо.
     Такой «тепловой смертью вселенной» были напуганы люди конца 19-го века. Но все не так страшно, как им казалось. У нас всех тоже бывает желание покоя и сна после яркого и прекрасного трудового дня.
      Вселенная — игрушка в руках Бога. Рассыпанную колоду карт не под силу собрать ребенку, но не его отцу. Лопнувший воздушный шарик для малыша — такая же трагедия, как разрушение мира. Но мать утешает его и надувает новый шарик. Бог властен остановить ход распада в любой момент, как садовник властен срезать еще живой цветок.
      Материя выдумывает все возможные способы добывания рассеянного тепла. Одним из них является создание живых структур, представляющих из себя образования с низкой энтропией, потребляющие из Космоса упорядоченные низкоэнтропийные энергии звездного света и превращающие их в то самое желанное искомое рассеянное тепло.
      Можно выстроить иерархическую лестницу земных творений по их сложности и эволюционному статусу: воздух, вода, минералы, растения, животные, люди, племена, организованные сообщества, государства, развитая цивилизация. Чем выше на этой лестнице явление, тем больше его способность производить ценный продукт для мироздания — высокоэнтропийное рассеянное тепло. Назовем его ЧИСТОЙ ЭНТРОПИЕЙ. Чем меньше способность энергии делать работу, чем она бесполезнее, тем ЧИЩЕ этот продукт.
       Есть старая детская «страшилка» про черный-черный город, черную-черную улицу, черный-черный дом и так далее. Представим наоборот: все белое и чистое, от мыслей человека, его одежды, комнаты, дома, соседей, улицы, города, окрестностей, страны до планеты и околопланетного пространства. Белое и чистое не в буквальном смысле, а разумно: красивое, удобное, полезное, вплоть до мелочей, - некая утопическая картина. Все люди образованные, творческие, трудолюбивые, красиво мыслящие и ярко живущие. Живут они долго, рожают качественно, путешествуют, преобразуют мир. Убирают мусор не в кучи за городом, а пропускают через плазменный разряд, превращая в чистый песок или во что-нибудь подобное, выделяя при этом огромное количество энергии - для чистоты не жалко. Такая развитая цивилизация будет выделять за свои пределы на порядки больше рассеянного тепла, ЧИСТОЙ ЭНТРОПИИ, чем общество, в котором мы живем. Уровень же внутренней энтропии в ней будет гораздо ниже, чем в привычном нам мире.
       Важен принцип: внутренняя энтропия дома должна быть меньше, а чистая внешняя энтропия — больше. Если домом считать всю планету, то для понижения его внутренней энтропии необходимо избавиться от всех свалок мира, очистить все реки и водоемы, включая мировой океан, распространить образование по всем отсталым странам, повысить уровень жизни и потребления всех людей, не прибегая к программам по сокращению населения. Чтобы провести эти низкоэнтропийные «домашние» преобразования, потребуется выделить в Космос гигантское количество чистой высокой энтропии. Так вот, Вселенная этого и ждет. Это есть ЧИСТАЯ ЖЕРТВА, угодная мирозданию, это есть «две лепты бедной вдовы», которые будут приняты им с благоволением.
      Такой результат последует, если люди будут стремиться к жизни по нравственному императиву Иммануила Канта или по библейскому принципу «делай ближнему то, чего хотел бы, чтобы он сделал тебе». Чем сильнее человек тянется к Создателю, тем сильнее он понижает энтропию у себя дома, создавая обратный поток навстречу Творцу, и тем большую чистую высокую энтропию он производит во внешнюю космическую среду.

                Есть Бог, есть мир,
                Они живут вовек,
                А жизнь людей
                Мгновенна и убога.
                Но все в себе
                Вмещает человек,
                Который любит мир
                И верит в Бога.
                (Николай Гумилев)

      Любить мир — это, в том числе, кормить его тем, что ему нравится: чистой энтропией.
      Любой беспорядок внутри дома, района, города, страны — это недостача чистой энтропии во вселенной. Необразованное и обозленное население, нищее и лишенное достойного уровня потребления — это недостача чистой энтропии во вселенной.
       Ребенок сделал маленькую машинку из куска дерева своими руками: он создал некий порядок, понизил энтропию своей комнаты, своего дома и, следовательно, подарил миру чистую энтропию. Получив подобное объяснение своего труда, он резонно замечает: то же количество тепла он смог бы подарить вселенной, просто потирая две дощечки друг об друга в течение пары дней. Да, тепла от бесцельного трения вышло бы столько же, сколько и при изготовлении машинки, но у машинки, в отличие от бесформенных дощечек, есть будущая жизнь, будущее воздействие на людей, цепная реакция добра. То же можно сказать и про любой шедевр, про любой предмет позитивного искусства, пробуждающий «чувства добрые», как сказал А.С. Пушкин, или сеющий «разумное, доброе, вечное», по словам Некрасова.
       Есть мудреное, но чудесное слово: ГРАДИЕНТ. Это, по простому, направление наиболее быстрого или удачного развития процесса. Например, поток воды, бегущий с горы, выбирает себе путь по градиенту скорости, в зависимости от неровностей склона, потому что ему хочется быстрее успокоиться и раствориться в море. Так же существует поток энтропии, уходящей наружу из нашего земного дома. Своими добрыми делами, самыми малыми, мы можем произвести чистую энтропию и пустить ее по градиенту этого потока, почувствовав легкость на душе и удовлетворение от своего доброго действия. Можно, однако, «пойти против рожна», как однажды апостол Павел, о чем по-латински сказано очень информативно:

    DURUM EST TIBI CONTRA STIMULUM CALCITRARE — дурно (трудно) тебе против стимула лягать (Деян 9:5)

      Стимул — это то, что подгоняет, побуждает. В душе и сознании человека — это совесть, дающая ему чувство градиента волны исходящей от Земли чистой энтропии, которую он может «поймать», как серфингист, совершая малые и великие добрые дела, включаясь тем самым в усиление энтропийного потока во вне. Всякий, кто отвергает этот благой призыв, осложняет свою жизнь, делая ее DURUS – дурной, жесткой, и уподобляется лягающему животному, лишенному способности действовать против инстинктов, навстречу Создателю.
     Иммануил Кант выразил это в своем знаменитом категорическом императиве:

      «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства»

     Это то, что в нашей стране недавно формулировали по-другому, и от чего отказались: ставь общественное выше личного. Подобные правила — рецепты порядка внутри земного дома, который одновременно принес бы благо и удовольствие всему космическому творению, жертву чистую, не Создателю, но менеджерам и управляющим миропорядка, ангелам в иудео-христианском понимании, тем, кому пытались угождать во времена античности поклонники «языческих» божеств, зачастую выдумывая экстравагантные способы угождения, бывшие предметом критики иудейских пророков и учителей Церкви. Им, как энтропийным мытарям, было бы достаточно прибытка высокой энтропии от наших добрых дел. Божеские же почести, подобающие только их Господину, их не трогают.
     Нужен ли наш внутренний домовой порядок Самому Хозяину, который, по определению, ни в чем не имеет нужды? Да, ведь Сам Он сказал:

    Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне (Иер 6:20)
    А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис 66:2)

     Бог замечает в человеке все, что согласуется с Его словом, то есть с Его Сутью, ценит всякий поступок человека, приближающий его к богоподобию. Одним из аспектов богоподобия является элементарный порядок и простая справедливость:

      Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка (Прит 13:23)
      И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его (Ис 28:26)

      «Порядок» в приведенных стихах — это МИШПАТ — правильное суждение, правосудие.
       Высшим достижением человека, в котором Бог узнает Себя, является «любовь — совокупность совершенства» (Кол 3:14).
       Достичь любви человек может только в «сокровенном сердце..., в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1Пет 3:4).
       Всякие формы насилия и социальной несправедливости, обман, лживость, нажива на неведении ближнего, нечестность и прочие пороки, против которых восставали еще древние иудейские пророки, против которых вещает Екклесиаст и учат Притчи, - все это противно Богу, обкрадывает мироздание и ангельский мир, лишая их того, что они ожидают получить от разумной жизни, которую поддерживают на нашей планете.
    


Рецензии