1816-1872. Дылгыров Галсан-Жимба
Его буддийское имя Вагиндра Сумати Галба-Бхадрадана. Он – второй ширетуй Цугольского дацана. Его биографией и трудами занималось множество современных учёных-буддологов, начиная с начала 1970-х годов, тем более, что автобиография Галсан-Жимба Дылгырова была хорошо известна знатокам, ибо он написал её на тибетском языке и издал в печатне Цугольского дацана где-то между 1864 и 1872 годами. Видимо, именно этот текст и послужил толчком для исследования его наследия. Автобиография была адресована молодым ламам в качестве руководства для следования монашеским путём, где встречаются трудности и возможности их преодоления, о чём и написал Галсан-Жимба Дылгыров. Кроме этого, в его труде – история буддизма Байкальского региона, а также имена многих лам, названия религиозных сочинений, религиозных служб.
Наследие Галсан-Жимбы Дылгырова – молитвы, тексты, биографии, включая сведения о богатейшей литературе Индии и Тибета. Наши современники-учёные изучают два текста Галсан-Жимбы Дылгырова: «Предание о святом Чингис-хагане, предопределённом Небом» и «Кратко составленную хронологию учения», являющиеся интересными произведениями буддиста XIX века. Возможно, Галсан-Жимба Дылгыров – первый буддист, писавший о Чингисхане, тем более, что он родился и жил недалеко от места его рождения.
Кроме Цугольского дацана труды Галсан-Жимбы Дылгырова были отпечатаны в центрах ксилографической книгопечатни, которые действовали в Анинском, Ацагатском, Чесанском и Эгитуйском дацанах.
Объясним, что же такое ксилография? Это – древняя техника гравюры на дереве, где изображение вырезается на деревянной доске специальными инструментами (штихелями) и печатается методом высокой печати: краска наносится на выступающие части доски, а углубления остаются белыми, переходя на бумагу под давлением пресса, что создаёт контрастный оттиск. Ламы вырезали тибетские буквы на доске и оттискивали текст на тибетском языке, которым пользовались в дацанах.
Тибетский язык – язык образования буддистов, как латынь – для христиан. Но они, к сожалению, забыты мирянами. Говорить о традициях без тибетского и старомонгольского языков – нонсенс! А Галсан-Жимба Дылгыров писал на тибетском языке. Из его трудов можно узнать об истории буддизма в наших степях, его распространении, поддержке ханами, учителях, постройке храмов…
Чингисхан в описании Галсан-Жимбы Дылгырова – святой, учёные отмечают, что он начинает своё «Предание» с рождения Темурчина, ставшего Чингисханом. (Я пишу Темурчин, ибо в китайском языке нет буквы «р», и настоящее имя Чингисхана везде пишется как Темучин, Тэмуужин и т. д. А между тем имя его переводится, как Железный, Кузнец – Темурчин).
Можно только представить ламу Галсан-Жимбу Дылгырова, сидящим в Цугольском дацане на берегу Онона и описывающим жизнь Чингисхана и его потомков, а также, как пишут исследователи, «преемственность власти из Индии в Тибете, Монголии и при династиях Мин и Цин (завершается первая часть указанием правления маньчжурского императора Бурэнэ-Дзасагчи (Тунчжи, 1861-1874)».
Галсан-Жимба Дылгыров пишет: «В то время у Есугей-батора было 6 сыновей и одна дочь, стар¬ший – это родившийся в две тысячи сто двадцать третьем году со времени рождения Будды в год железной обезьяны и в шестнадцатый год воды-коня третьего рабджуна, по имени Темуджин. Он прославился как перерожденец Святого Ваджрапани, предопределённый Небом, могущественный земной Эсруа, повернувший колесо [Учения]».
Повторюсь: на мой взгляд Галсан-Жимба Дылгыров – величайший лама, написавший именно о Чингисхане и буддизме, соединив несоединимое. В зимнюю стужу или летнюю жару лама писал: «…последний Лигден-батор объе¬динился с тибетским цанпо-ханом и халхаским Цогто и с целью уничтожить религию гелугпы направился с войском в Тибет, достиг местности Шара-тала перед Куку-нором и скончался…» или «…на 25 году правления Тогон-темур-хана в год огня-курицы родился царь учения святой Цзонхава-гэгэн».
Мы не можем судить о том, насколько правдиво писал историю Галсан-Жимба Дылгыров, ведь для этого надо читать на тибетском языке, но можем сказать, что бурят-монгольские ламы изучали историю и обладали очень большими знаниями, которые остались в их текстах на тибетском языке, который обязаны знать мы, бурят-монголы. Что мы знаем о появлении буддизма на нашей этнической территории? Как Годан стал ханом (1206-1251), и когда пригласил Сакья-пандита (1181-1251), кем был Сакья-пандита, и что он значит для буддистов? Чем занимался Мунке-хан (1208-1259) и при каких обстоятельствах пригласил Карма-багшу (1204-1283), и кто такой Карма-багша? Что мы слышали или знаем о Пагба-ламе (1235-1280), который был духовным наставником Хубилай-хана (1215-1294)? Что нам известно о Хулагуидах и Улзэтэ-хане (1278-1316) и жившем при его дворе Чойджи-Одзер ламе (даты жизни неизвестны), который переводил на монгольский язык буддийские трактаты?
Обо всём этом писал Галсан-Жимба Дылгыров, им описана жизнь Чингисхана и чингисидов, их отношение к буддизму, который особенно утвердился при правлении тумэтского Алтан (Амдо)-хана (1507-1582). Именно при нём прибыл из Тибета Содном-Джамцо (1543-1588), ставший третьим Далай-ламой, и тогда же было повелено прекратить убийства и соблюдать правила буддизма.
Галсан-Жимба Дылгыров отвечает на многие вопросы современников. Например, когда и кем был основан монастырь Эрдэни-дзу, кто и чьим перерожденцем являлся?
Конечно, текст автора написан в чисто буддийском стиле в соответствии со временем появления, но современники должны его анализировать и приводить к нормам понимания, сообразуясь со своим уровнем развития.
Ещё одно сочинение Галсан-Жимба Дылгырова, которое изучают современные исследователи «Кратко составленная хронология учения». Интересно, что в этом небольшом (6 листов тибетской книги) произведении, есть история царей Шамбалы, где приводятся три системы летоисчисления: от рождения Будды, Иисуса Христа и 60-летний тибетско-монгольский цикл.
При этом исследователь Марина Васильевна Аюшеева перевела и приводит текст, в котором для удобства я расставил только абзацы, летоисчисчисление у Галсан-Жимбы Дылгырова буддийское.
«В 2123 году, по-российски в 1162 году воды-лошади, родился святой предопределённый небом Чингис-хаган. В 2168 году, в первый год огня-зайца четвёртого рабджуна, в Монголии было положено начало учению.
В 2195 году дерева-лошади сын Угэдэй-хагана Годан-нойон пригласил Сакья-пандиту и они установили взаимоотношения «лама-милостынедатель».
В 2226 году, дерева-коровы, Хубилай Сэцэн-хаган пригласил Амитаны Итэгэл Пагба-ламу и установил правило Учения.
В 2318 году, по-российски в 1357 году огня-курицы, родился царь учения Цзонхава. В 2352 году, железа-овцы, родился первый Далай-лама. В 2531 году, железа-лошади, родился Панчен Дхарма-Дуваца.
В 2539 году, земли-тигра, Абатай-Сайн-хаган воз¬вел монастырь Эрдэни-Дзу. В 2581 году, железа-обезьяны, период самади эпохи реализации завершился и начался период шагшабад.
В 2596 году, по-российски в 1635 году дерева-свиньи, в семье Тушету-хагана родился перерожденец Дарана¬ты Джебдзун-Дамба.
В 2652 году, железа-овцы, Энхэ-Амгалан-хаган пригласил Джебдзун-Дамбу в Пекин. В 2688 году, по-российски в 1727 году огня-овцы, 19 ригдан воссел на престол Шамбалы.
В 2743 году, по-российски в 1782 году воды-тигра, родился Панчен-богдо Шоглай-Намжил. В 2777 году, по-российски в 1816 году огня-мыши, родился 10-й Далай-лама.
В 2788 году, по-российски в 1827 году огня-свиньи, 20-ый ригдан воссел на престол Шамбалы. В 2811 году железа-собаки родился 7-й перерожденец Джебдзун-Дамбы».
Отмечу, что Галсан-Жимба Дылгыров происходил из знатного клана, род – харгана. Монгольский письменный язык изучал в своей семье, где, видимо, образование ставили на первое место. Тибетский язык изучал уже в период обучения в дацане.
Именно обстоятельства его рождения и воспитания позволяют человеку достигать серьёзных результатов в своём развитии, что и явствует из примера жизни Галсан-Жимбы Дылгырова. Пренебрегать учением – не ценить жизнь.
Он получил обеты гецула и гелуна от своего наставника-чойдже (цорджи) Агинского дацана, а также – от ламы, который служил в Их-Хурэ и был знатоком цанида и Винаи, то есть философии и свода правил буддийской общины. Кроме того, что описано в тексте, он был посвящён в серию практик Будды Медицины, перевёл с тибетского языка на монгольский «Лхантаб» – медицинский трактат, интенсивно занимался буддийской философией, вёл курс логики – «падма».
Буддийская философия и логика настолько непревзойдённы, что нарком просвещения СССР А. В. Луначаркий после беседы с Агваном Доржиевым признался: «Когда мы беседуем с Доржиевым, нам, большевикам, необходима полная мобилизация нашего интеллекта для того, чтобы быть на высоте». Эти слова относятся ко всем учёным-ламам XIX и начала XX века, служившим в бурят-монгольских дацанах России.
В 1834 году Галсан-Жимба Дылгыров стал помощником ширетуя Цугольского дацана, в 1842 – ширетуем. Его биографы отмечают, что он посещал все хоринские и селенгинские дацаны, где организовывал факультеты цанид, ибо понимал, что без философии толпа не станет народом. Ездил он также в монгольские монастыри, где совершенствовался в буддийских науках. Перевёл с тибетского языка и издал на монгольском более 20 произведений, редактировал тибетские тексты…
Цугольский дацан, который и сегодня блещет ганжирами на берегах Онона, лама Галсан-Жимба Дылгыров, вторая половина XIX века неповторимы и неотделимы друг от друга.
Свидетельство о публикации №226020500140