Харасавэй, Париж и Дым Отечества
1
Полуостров Ямал заканчивается южным побережьем Карского моря – элементом Северного Ледовитого океана. В Карское море впадает великая Сибирская река Обь, расширяясь, она образует Обскую губу.
Здесь, на самом северном крае, на морском берегу находится местечко Харасавэй. Населённым пунктом оно официально не признано. Однако, Харасавэйское газовое месторождение является одним из самых крупнейших в мире. Ещё Харасавэй – крайний, пограничный пункт Российской Федерации.
С 2019 года началось обустройство, создание инфраструктуры.
Харасавэй входит в систему дочернего предприятия «Газпрома» «Газпром добыча Надым».
На Харасавэе вахтовый метод работы: месяц через месяц, два месяца через два. Здесь работают представители различных профессий газовой отрасли.
2
Никита Сергеев – художник, живущий в ямальском районном городе Надыме, работник местного «Газпрома» в основном работал в райцентре художником-оформителем, или маляром.
Иногда его отправляли на Харасавэй в месячную командировку, где он красил стены в новом, недавно построенном 3-х этажном общежитии для вахтовиков почти на самом морском побережье.
Чаще всего Никита работал зимой. Зима на Карском море – сплошная полярная ночь, морозы за 40 градусов, алое холодное кратковременное солнце, сплошная бескрайняя снежная пустыня Карского моря, частые гости – огромные белые медведи.
3
Случалось, что температура зимнего морского воздуха опускалась до «минус 55». Объявляли актировку.
Работники сидели в своих комнатах в общежитии.
Однажды Никита Сергеев прожил в такой изоляции целых 2 недели. В корпусе «досуга и быта» в большой библиотеке он взял широкоформатную книгу с цветными иллюстрациями 1990 года издания «Париж».
Она рассказывала о столице Франции, цветными фотографиями показывала все её площади, улицы, бульвары, дворцы, здания, памятники и парки. Все фото были осенние. Платаны в оранжевой листве, деревья съедобных каштанов, алые клёны, жёлтые липы, медные ясени. Парижские рестораны и кафе, лавочки в парках с зелёными лужайками, усеянными осенней листвой.
4
Никита целыми днями сидел в своей комнате и рассматривал Париж. Никита испытывал приятное романтическое чувство, сопоставляя два гигантски удалённых друг от друга места: полярный заснеженный ямальский Харасавэй на берегу Карского моря и столицу Франции в садах и парках, где почти никогда не бывает снега, а Парижская река Сена никогда не замерзает.
Никита Сергеев мысленно перелетал в Париж. Гулял у стен королевского Версаля, в Булонском лесу. Шёл по Елисейским полям к знаменитой Триумфальной арки, воспетой писателем Ремарком. Сидел, пил кофе в парижском кафе под высоким деревом платана в золотой листве. Смотрел на Эйфелеву башню, на которой генерал Де Голль глядел в бинокль и ел жаренные каштаны. В кафе, за соседним столиком, сидел Жан-Поль Сартр, пил кофе и писал свой роман «Тошнота».
На горе Монмартр художники-импрессионисты выставляли свои картины: пейзажи, портреты и натюрморты: Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Гоген, Тулуз-Лотрек, Анри Матисс…
В Булонском лесу писал свой пейзаж Винсент Ван Гог, а рядом свой пейзаж писал Поль Сезанн.
У здания «Мулен Руша» прогуливались поэты и писатели: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Виктор Гюго, Оноре Де Бальзак, Эмиль Золя, оба Дюма.
На лавочках, у здания Сорбоннского университета Никита Сергеев увидел своих соотечественников: писателя Венедикта Ерофеева, рок-группы «Кино», «Звуки Му» и «АукцЫон»; писателя Эдуарда Лимонова.
5
На Северном ж/д вокзале Парижа Сергеев сел в поезд и приехал на нём сюда, в Харасавэй. За окном его комнаты спала реальность: морозная чёрная ночь, снег, Карское море.
Второй книгой, которую взял в харасавэйской библиотеке Никита, являлся роман русского писателя Константина Георгиевича Паустовского «Дым Отечества». Мысли Никиты вернулись из Парижа в Отечество-Россию.
Сергеев слышал, что его знакомый ездил в столицу Франции в реальности, на автобусе из Надыма: на запад, на запад, до Москвы, Петербурга; и дальше на запад, из Западной Сибири до Западной Европы! Романтика!
Никита начал читать роман. Паустовский писал об обратном: о вынужденной эмиграции русских людей из России в Париж; об их парижской жизни.
Русские писатели, художники, философы, православные священники, в основном, уезжали в Париж: отец Сергий Булгаков, художник Константин Коровин, певец Фёдор Шаляпин, матушка Мария Скобцова, философ Николай Бердяев и многие другие обустраивали свою жизнь в Париже; организовывали православные храмы, устраивали художественные выставки, писали и издавали книги.
Но многие из них не смогли до конца привыкнуть к жизни на чужой земле, тоскуя по России.
Об этом в первой части романа «Дым Отечества» и писал Паустовский.
«И дым Отечества нам сладок и приятен…» -
6
Эту поэтическую строчку Никита Сергеев всегда воспринимал буквально. Он очень любил запах дыма поздней осенью, когда в садах его родного Краснодарского края, сжигали фруктовую листву. Вдыхая этот дым Отечества, Никита всегда испытывал чувство счастья, какой-то приятной, светлой тоски.
Вторая часть романа Паустовского рассказывала о жизни русских людей во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, о жизни героев романа, о писателе-пушкинисте Семёне Львовиче Швейцере, художнике-реставраторе Николае Генриховиче Вермеле, об актрисе Татьяне Андреевне Бобровой, об ученике Вермеля Михаиле Пахомове.
Действие романа «Дым Отечества» происходит в 1941-1943 годах в музее-усадьбе А.С. Пушкина Михайловское в Псковской области. Здесь Вермель и Пахомов находят неизвестный портрет Александра Сергеевича с его неизвестными стихами на обратной стороне. Находка имеет огромное научное значение!
В Великом Новгороде герои романа спасают, эвакуируют ценнейшие фрески, сохраняют древнерусскую живопись, не дают её уничтожить фашистским захватчикам и осквернителям.
Немцы рядом с Новгородом, суровые морозы, но реставраторы трудятся, эвакуируют фрески.
Героиня романа Татьяна Андреевна Боброва выступает, даёт концерты для советских солдат и для советских граждан.
Действия также происходит и в блокадном Ленинграде. Паустовский показывает тихий кропотливый труд ленинградцев, представителей литературы, культуры, искусства.
7
Фашист-гитлер не прорвался в Ленинград. Город Петра выстоял. Духовность, русская культура спасла души русских советских людей. Они не стали скотами и бесами.
О подвиге русского народа и писал К.Г. Паустовский в романе «Дым Отечества».
В 1944 году блокада Ленинграда завершилась, кольцо окружения было прорвано, фашист-гитлер бежал! Принял, как крыса, яд!
Никита Сергеев знал о том, что его прадедушка Андрей Иванович Сергеев погиб в боях за Ленинград, чтобы не дать фашистам захватить его. Ленинград был блокирован, но не был сломлен, не был захвачен.
Советские русские воины отстояли Ленинград. «Деду» Андрею не было и 40 лет. Он был смертельно ранен в живот.
Его кровь, как и кровь миллионов советских солдат обагрила Невский Снег!
Осталась его жена, прабабушка Никиты Матрёна Митрофановна Сергеева и четверо их детей: Дима, Катя, Маша и Сеня.
Фашист не прошёл!
8
Роман К.Г. Паустовского «Дым Отечества» заканчивается восстановлением Советского Союза после Победы 9 Мая 1945 года, мирным созидательным трудом всего советского народа.
Вот и Харасавэй, думал Никита Сергеев, его обустройство; поиск, разработка газового месторождения – результат труда всего российского народа, его упорство и усердие, продолжение 1000-летнего труда России!
Потеплело. Вахта завершилась. Никита Сергеев сдал «Париж» и «Дым Отечества» в библиотеку и улетел на вертолёте из Харасавэя в Надым.
4-5 февраля 2026 года
Свидетельство о публикации №226020500152