Боевая авиация сегодня

     В мирное время, до 2022 года, российская боевая авиация занималась учебно-боевой подготовкой. Выполняли тренировочные полёты по упражнениям КБП (Курс Боевой Подготовки). Истребители отрабатывали применение ракет с разных дистанций и воздушные бои с условным противником, бомбардировщики тренировались в проведении бомбовых и ракетных ударов по объектам условного противника, штурмовики проводили учебно-боевые штурмовые атаки условного противника, вертолёты армейской авиации отрабатывали своё различное учебно-боевое «воздействие» по условному противнику. Всё это освещалось в наших средствах массовой информации, широко обсуждалось в интернете. Все мы, как диванные эксперты, имели представление, чем занимается наша боевая авиация, наблюдая по ТВ работу всех видов авиации.

     С началом СВО обстановка сильно изменилась. Боевые действия авиации широко не освещались, общедоступная информация стала, можно сказать, скудной. В СМИ были, конечно, сообщения о боевых вылетах истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков и вертолётов в общих словах, без подробностей. Сообщения были об успешных действиях боевой авиации и о потерях, но по скудной информации сложно было представлять реальную воздушную боевую обстановку, как именно действовали самолёты и вертолёты. Хотя, вроде, информация была самая разнообразная и даже о наших потерях бывала. Картину происходящего в районе боевых действий приходится представлять по скупой информации из телевидения и других доступных открытых источников и выуживать её «между строк».
 
     К тому же на «просторах» СВО сильно изменилось само боевое воздействие в условиях сильного противодействия современных средств ПВО и с началом применения беспилотников. БПЛА вначале были только средствами разведки, но быстро стали инструментом боевого применения и стала очень эффективно поражать боевую авиацию в местах её базирования. В таких условиях боевая авиация уже не могла базироваться близко к районам боевых действий, а вынуждена была располагаться на большом безопасном расстоянии. Все эти условия ограничивали возможности боевого воздействия авиации и внесли изменения в способы и методы боевой авиации, которая приспосабливалась к современным условиям. Все эти изменения происходили и происходят быстро, о реальном положении дел теперь нам, диванным экспертам, трудно достоверно судить, но как бы там ни было, вырисовывается картина происходящего противостояния боевой авиации с обеих сторон, новых методов и способов боевого применения, а также противодействия и уклонения от ПВО противника.

     Как нам видится, истребители и истребители-бомбардировщики выполняют пуски ракет Воздух – Земля с дальних дистанций, дальние бомбардировщики свои ракетные пуски по объектам в глубоком тылу совершают ещё с больших дистанций, как и МиГ-31 свои Кинжалы. В новых условиях боевых действий появился и новый вид «боевого воздействия», это планирующие бомбы, которые быстро увеличили и дальности пуска, и точность попадания. Су-34 применяют их, не пересекая Линии Боевого Соприкосновения. Истребители уже не летают над территорией противника, как наши, так и вражеские. Наши истребители поражают истребители противника над их территорией на больших дистанциях, промелькнуло сообщение, что есть случаи на дальности более двух сотен км. У противника немногочисленные, оставшиеся истребители, в том числе и Ф-16, используются практически только, как истребители ПВО по нашим крылатым ракетам и беспилотникам. Хотя наши ракетные удары и атаки беспилотников регулярно поражают аэродромы противника, всё же авиации противника удаётся скрытно базироваться и выполнять взлёты с этих аэродромов и, возможно, с других взлётных полос. Это тоже реальность сегодняшнего боевого противодействия. Новой реальностью также явилось то, что у противника уже появились потери в самолётах, в том числе и Ф-16, от наших беспилотников. Вначале были сообщения, о непреднамеренных столкновениях самолётов противника с беспилотниками, а потом была информация и о случаях, когда наши беспилотники, вроде как сами атаковали. Это уже как новый вид боевого воздействия. И потери у противника в их истребителях ПВО от наших беспилотников не единичны Маловато информации поступает на ТВ о действиях наших штурмовиков Су-25 и действиях боевых вертолётов. Видим в основном, как они выполняют дружные пуски неуправляемых ракет по противнику из-за ЛБС. А недавно появилась информация, что наши вертолёты несут на себе «небольшие» крылатые ракеты и запускают их на территорию противника из-за ЛБС.

     Новые условия воздушного противоборства рождают и «совершенно» новые способы противоборства. Например, в Чёрное море неожиданно упал американский беспилотный стратегический самолёт-разведчик, который выполнял разведывательный полёт вблизи Крыма. Сопровождающий его в наш истребитель огня по нему не открывал, поскольку дело было в нейтральных водах, но разведчик потерял управление и упал. До сих пор нам, диванным экспертам, непонятно, как наш перехватчик сумел прекратить этот разведывательный полёт. Ходили разные версии – то ли наш Сухой облил беспилотник керосином и тот упал из-за проблем с двигателем, то ли напугал манёвром оператора и тот сорвал беспилотник в штопор. После этого случая «недружественные» разведчики стали летать не так нахально.

     Появлялись также и сообщения о наших потерях. В начальный период это были потери наших самолётов и вертолётов, как от огня самолётов противника, так и воздействия вражеской ПВО. Позже, когда наши самолёты перестали заходить за ЛБС, потери, по той же открытой информации, уменьшились. К сожалению, появился и такой «новый» вид боевых потерь авиации, как от «дружественного огня» своей же ПВО. Это же происходит и у противника. Похоже это единичные случаи, хотя от этого и не легче. В этом случае остаётся непонятным, почему в этом случае не срабатывает защита «я свой»?!

     В СМИ иногда между строк можно прочитать информацию о «пробных» полётах Су-57 на СВО, где Су-57 проверяют и оттачивают боевое применение своего новейшего вооружения.

     Сегодняшние боевые действия авиации быстро меняют старые и находят новые методы и способы боевого воздействия на противника. И они также быстро меняются и совершенствуются. Так что, нам, диванным экспертам, чтобы иметь представление о сегодняшнем воздушном боевом противодействии авиации, приходится внимательно слушать, смотреть и фильтровать информацию на ТВ и других СМИ о действиях нашей боевой авиации в сегодняшних условиях СВО.

14.01.2024 – Севастополь.


Рецензии