35. Человек умирает
Садата убили 6 октября 1981 года.
Вот таким увидел Садата Довлатов.
«Президент Садат добился консолидации власти. Остановил напор фанатиков ислама. Слегка приструнил Каддафи. Выдворил советских шпионов, да еще отобрал у них любимую Асуанскую плотину… Садат творил добро неумолимо и жестко. Очевидно, не знал, не увидел другого пути».
Довлатов, очевидно, практически ничего не знал о Садате. Для него основным показателем, вероятно, было то, что Садат «выдворил советских шпионов, да еще отобрал у них любимую Асуанскую плотину». Так Довлатову рассказали.
Садат был настолько неоднозначной фигурой, что, например, такое определение как «Садат творил добро неумолимо и жестко» к нему не подходит ни под каким соусом. Во время Втором мировой Садат сотрудничал с агентами Германии и Италии, так как считал, что с помощью этих государств Египет может освободиться от британской оккупации. Как вам такое, гуманисты-антифашисты всего мироздания?
Садат поддерживал панарабскую политику президента Насера. Но заняв его место, тут же от этой политики отказался. Оппозицию отправил за решетку. Но это же была плохая оппозицию, а такую в рамках неумолимого и жесткого добра за решетку отправлять можно же?
В 1972 году Садат выслал советских советников и начал сближение со Штатам. Означает ли это, по Довлатову, что вместо советских шпионов он наводнил Египет американскими шпионами?
В 1973 году Садат начал войну против Израиля. Очевидно, именно поэтому, по версии Довлатова, израильтяне оплакивали его смерть?
Садат был миролюбивым? Далеко не факт. На мирное соглашение он пошел, только потерпев военное поражение. По такой логике, генерал-полковник Йодль, подписавший договор с Антигитлеровской коалицией, тоже был голубем мира.
Садам не отказывал себе в жестком троллинге партнеров по переговорам, явившись в Иерусалим в галстуке с изображением свастики. Но поскольку мирный договор подписали, Садату всё равно дали Нобелевскую премию мира. Хотя, возможно, он пошел прицепом к израильскому премьеру Бегину, который так же стал лауреатом.
Если Довлатов полагал, что продовольственная ситуация в Египте была на высоте, а Довлатов, и вполне справедливо, придавал этому немалое значение, так – отнюдь. В Египте были хлебные бунты. Что такое хлебные бунты? Это не тогда, когда не хватает джинсовых штанов, нет пепси-колы и бананов. Это когда нет хлеба. Или он доступен не всем.
Нельзя сказать, что Садам был несколько не тем, за кого себя выдавал. Скорее, Довлатов пребывал в некоем иллюзорном состоянии: все штатовские друзья представлялись ему людьми, преисполненными совершенства, что практически всегда не соответствовало реальному положению вещей. Но… В свободном мире, наверняка, существует и свобода иллюзий, и свобода фантазий.
Свидетельство о публикации №226020501621