О случайных связях

               
    Удивительно, какие порой неожиданные связи существуют между   всем и вся.
 
     В лаборатории Института Кристаллографии АН СССР, куда я однажды пришёл из КБ обсудить заказ, звучала магнитофонная запись «бардов».  И там была песня, особенно меня «зацепившая». Ребята сказали, что автор - Ирина Руднева, и дали номер её телефона, договориться, чтобы она мне «напела» ещё.  Тогда это было в порядке вещей.
 
    И вот я, с магнитофоном в одной руке, (это был здоровенный «чемодан»), и с букетом в другой, явился по названному адресу.
   Дверь открыла женщина «средних лет», я сообщил, что договаривался с Ириной,  решив, что предо мной её мама.   Оказалось – она сама.  Получилось неловко, но обошлось, я отдал цветы,… и потом она битых два часа напевала мне в микрофон под аккомпанемент своей гитары.

    А  потом мы пили чай и разговаривали,… а потом, (это было уже значительно «потом», много позже событий, описанных ниже), я познакомил её с третьей женой, а потом она гостила в нашей Балтийской фазенде и варила свой фирменный борщ, а потом я получил из Израиля изданную там  книжку с нотами и текстами её песен на русском языке, а потом - сообщение о её смерти,… но это уже другая «линия».

   У неё была интересная профессия,- геоботаник. Оказывается, по наземной растительности можно узнавать о подземной «обстановке», и это помогает геологам.  У неё было много друзей среди геологов и альпинистов.
К сожалению, запись не сохранилась - лента высохла, и оцифровать не удалось.

В одной из Ириных песен есть такой куплет:

…Кроме женщин, есть ещё на свете облака,
Слава Богу, ты ещё не болен и не стар!
Мы живём в двадцатом веке, ставь наверняка, 
Целься долго,- только сразу наноси удар,
Если жизнь тебя обманет – не хрипи в петле,
Поищи себе другое место на земле,
Верь солдатской поговорке: «горе – не беда» …
Хорошо бы укатить неведомо куда, …


И в другой песне, «Погадай мне, старуха», -
 
 …Ты узнать помоги мне,          
 У судьбы подгляди,
 Много ль солнца и ливней   
 У меня впереди,
 Тузом пиковой масти               
 Убеди ты меня
 Не откладывать счастья         
 До погожего дня!

    Однако, вернёмся к сюжету.
    С первой женой я познакомился в метро, в последний день московской командировки, и взял адрес. До решительного шага мы переписывались два года, … но к «настоящему времени» я уже понял, что реалии нашей совместной жизни весьма существенно различаются с тем «парением чувств», что было в письмах.
   
Нам обоим было «немного за 20», этим объясняется неудача нашей авантюры. Бессмысленно судить, вспоминая ныне, ¬ кто тогда был больше неправ. Но меня такой стиль отношений «не устраивал», все мои попытки «объяснений» были тщетными, - так бывает, и нередко. Первые строки «Анны Карениной» давно уже стали «клише».
И я уже понял, что так, как вчера и сегодня, - будет завтра и всегда. Беспросветно и безнадёжно.
  Так прошло три года.

    В  отделе, где стоял мой Кульман, на стене висела «радиоточка» городской проводной сети; её никогда не выключали, это никому, кроме меня, не мешало,  но я терпел. К тому же, её звук растворялся в шумах общего фона, действующего намного «активнее»:- болтали женщины, стучала «пишмашинка»…
   Чтобы подумать без помех над упрямым «узлом» конструкции, приходилось оставаться после окончания рабочего дня.  Домой я не торопился. Так было и на этот раз, и я, оказавшись с этим радиоголосом наедине, невольно прислушался, а голос вещал о Вьетнаме.   
     И услышал, что эта страна вот уже 50 лет ведёт непрерывные войны, (с Америкой - последняя). И вдруг осознал, что люди этой страны прожили 50 лет, практически всю свою жизнь, с самого рождения - в условиях войны, в обстоятельствах беды, и никакие их усилия не помогут им что-либо в этом изменить, и стать счастливыми. 
    И я понял, что по отношению к этим людям просто безнравственно мириться с обстоятельствами беды, когда изменить их - зависит только от тебя. Безнравственно быть несчастным «добровольно». 

И вспомнились слова песни: -  «Не откладывать счастья до погожего дня!».
 И другой: - "Целься долго, только сразу наноси удар, поищи себе другое место на земле..." 

     Вечером, вернувшись с работы, я сказал, что ухожу.  Меня сначала не поняли, потом - не поверили: причины, вроде бы, не было, - ведь «ничего не произошло». Но в том-то и была причина, что «ничего не происходило».  Ни вчера, ни завтра.

      Позже я рассказал Ирине о том, какую роль её песни сыграли в моей судьбе. Она была очень удивлена.

  С третьей женой я тоже познакомился в метро.  На этот раз я сделал предложение через две недели. Это тоже была авантюра, хотя нам было уже «далеко за». Мы уже прожили вместе полжизни, 48 лет.

Это к тому, это о том, как на довольно-таки крутые повороты в жизни влияют вовсе уж незначительные и «посторонние» обстоятельства: - слово по радио, строчка из песни.
 И как вдруг оказываются причудливо связанными в один узел вовсе уж отдалённые вещи, - такие,  как  метро, война, гитара, и всё, о чём рассказано здесь. 

 


Рецензии