Книги
Согласитесь, сейчас мало кто читает книги в бумажном виде. Сейчас больше в экран залипают, не замечая, как мозг начинает лениться. Между тем чтение буковок своими глазами это такая пища, воображения для мозгов, которую ни один видеоряд не даст.
У моего отца была приличная библиотека, целый книжный шкаф. Лет с десяти я начал таскать из шкафа «взрослые» книги. К этому времени детская литература мне порядком надоела. Был пойман за чтением Мопассана и… получил легализацию на всю библиотеку.
Отношение к книгам в середине шестидесятых годов было совсем другое, чем сейчас. За хорошую книгу можно было пожертвовать половину скудной студенческой стипендии. Или получить заветную книгу за 20 килограмм макулатуры, которую приходилось собирать, где только можно…
«Как молоды мы были»… Теперь, спустя почти шестьдесят лет назад, в памяти географические подробности вспоминаются уже с трудом, но вот такой случай запомнился.
В те годы студентов по осени отправляли на уборку урожая в помощь колхозникам. В основном на уборку картофеля, свеклы и капусты. Но сию «миссию», студенты Новосибирского театрального училища счастливо избегали. Сколачивали из нас концертные бригады, человек по двадцать из разных курсов и отправляли на стареньких автобусах с концертами по колхозам.
Приехали мы в одну деревню… где-то недалеко от села Черепаново. В деревне пустовато – все в поле. Разместили нас в клубе. Сказали, до вечера отдыхать.
Студенты на то и студенты, что сидеть «на сухую» не привыкли. А потому кепка по кругу и «не послать ли нам гонца за бутылочкой винца», а лучше сразу две-три и подешевле…
Участь гонца в этот раз выпала мне. Хорошо, что этот сельмаг совсем недалеко от клуба находился.
Захожу. Такая картина – на полках пустовато, какие-то рыбные консервы, несколько буханок ржаного хлеба, рядом резиновые галоши, ящик водки и… пять томиков Бориса Пастернака!
Сами понимаете, у меня не было и секунды сомнения в выборе между водкой и Пастернаком. Накоплений «в кепке» немного не хватило, пришлось выворачивать свои карманы. Вот этот мой «довесок» и решил последующий дележ в мою пользу. Остальные четыре томика пришлось разыгрывать в лотерею.
Позже, уже в середине семидесятых, в Москве.
В начале июня собралась небольшая кампания их актеров и художников. Решили отдохнуть подальше от столицы, где-нибудь в глуши. Теперь не помню, кто нами верховодил, но поехали мы по его предложению и наводке. Проехали Харьков и на каком-то полустанке экстренно с велосипедами, рюкзаками чуть ли не на ходу высаживались (поезд стоял две минуты).
Потом… это уже было фантастиш. Узкоколейка, мотовоз и вагончик времен дикого запада. Потом километра три на велосипедах и… мы на месте.
Деревня Комаривка, с двух сторон окруженная лесом из лиственницы посаженой квадратно гнездовым способом, небольшим холмом, заросшим кустарником и речкой сильно заболоченной на другом берегу. Одним словом, полный отрыв от цивилизации.
Два месяца мы прожили в пустующих мазанках, жителей в то время было в Комаривке человек десять стариков и старух. Чем мы занимались эти два месяца, я как-нибудь в другом месте упомяну.
А в село километрах в пяти, от Комаривки, названия которого я как не пытался так и не вспомнил (кажется «Степановка»), мы поехали на велосипедах, узнав, что там есть книжный будинок.
Не пожалели. Заходим. На полках книги в основном на мове. Немного покрутили носами и собрались уже обратно, но продавец, признав в нас москалей, поманила нас в подсобку.
Все то, за чем мы гонялись в Москве, здесь было в полной комплектации.
Из этого будинка мы вышли с полными рюкзаками книг. Кто-то из наших еще раз туда ездил -план по литературе на русском языке магазин выполнял.
Кстати, на обратном пути, в Харькове, мы слышали только родную речь, и с книгами на «могучем» как и в Москве в городе тоже было сложно…
Мало по малу, уже в Москве я, бегая по букинистам, собрал неплохую библиотечку. Было даже прижизненное издание «Преступления и наказание». Но однажды летом, когда был долгое время в отъезде, квартиру «обнесли». Причем, взяли только книги, других вещей не тронули.
После этого случая я перестал собирать книги, пользовался в основном публичными библиотеками. А теперь так и вовсе, порчу глаз читая с экрана. Но иногда очень хочется полистать странички хорошей книги. Ностальгия, однако.
Свидетельство о публикации №226020500523